Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Предпринимательское право - Что такое фонд перераспределения земель

Что такое фонд перераспределения земель

Что такое фонд перераспределения земель

Фонд перераспределения земель


ных участков – земли, находящиеся в собственности государства, которые оно может передавать гражданам и юридическим лицам в аренду либо собственность в соответствии с действующим законодательством РФ. Такие земли используются по общим правилам землепользования. Цель создания фонда перераспределения заключается в передаче земельных участков для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских или фермерских хозяйств, личных подсобных, ведения животноводства, садоводства, огородничества.

Также земельные участки могут использоваться в качестве сенокоса или пастбища. формируется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые по тем либо иным причинам оказались неэксплуатируемыми или же были приобретены государственными органами в результате правовой сделки. Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации, фонд перераспределения земли получает участки в следующих случаях:

  1. При отсутствии лица, который собирался приобретать земельный участок сельскохозяйственного назначения. В таком случае этот участок приобретается муниципальным образованием по рыночной стоимости.
  2. При отчуждении участка в случае приобретения его в собственность иностранными гражданами, юридическими лицами, юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов. Также при отчуждении участка, размер которого превышает максимальный размер участка, который может находиться в собственности одного гражданина.
  1. При добровольном отказе от надела.

    В таком случае, территория становится бесхозной, все права, которые на нее ранее имел собственник, прекращаются. Из-за этого земельный участок переходит государству либо муниципалитету.

  2. При продаже земельного участка муниципальное образование имеет преимущество на его покупку.

Государственная собственность на земли из фонда не разграничивается, управление и распоряжение ими обеспечивается органами местного самоуправлениям. Наделы из земельного фонда могут передаваться в аренду, в собственность на возмездной и безвозмездной основе гражданам и юридическим лицам в случаях, установленных федеральными законами и действующим законодательством Российской Федерации.

Субъекты РФ вправе самостоятельно утверждать и изменять границы сельскохозяйственных участков, а также наделять органы местного самоуправления полномочиями в земельных отношениях. Также они могут, в соответствии с Федеральным Законом, устанавливать:

  1. Минимальные и максимальные размеры участков в фонде.
  2. Перечень угодий, которые могут передаваться в аренду либо собственность.
  3. Общий размер площади в пределах одного муниципалитета.
  4. Порядок внесения предложений, связанных с фондом перераспределения.
  5. Основания и порядок передачи земельных участков из собственности субъекта в муниципалитет.
  6. Категории граждан, имеющие право на земли из фонда перераспределения.

В субъектах РФ фонд может формироваться из земель запаса, участков, на которые прекращено право собственности, пожизненного наследуемого владения и участков, оставшихся после бесплатной передачи в общую совместную и общую долевую собственность.

Пункт 3 статьи 78 Земельного Кодекса Российской Федерации регламентирует порядок использования земель из фонда.

Наделы, которые временно выпадают из оборота, могут предоставляться для:

  1. Ведения охотничьего хозяйства.
  2. Ведения научно-исследовательской, учебной и иной деятельности.
  3. Ведения сельскохозяйственного производства.
  4. Создания защитных насаждений.
  5. Использования для нужнд сельского хозяйства на период строительства дорог, ЛЭП, различных трубопроводов.
  6. Аквакультуры – рыболовства.

Земельные участки из фонда могут получить:

  1. Унитарные предприятия — как государственные, так и муниципальные.
  2. Общины малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока.
  3. Коммерческие и некоммерческие организации.
  4. Производственные и потребительские кооперативы.
  5. Религиозные организации.
  6. Казачьи общества.
  7. Граждане, товарищества, хозяйственные общества.
  8. Учебные, опытные, опытно-производственные подразделения, которые подготавливают кадры.

Вопросы по получению и использованию земельных участков из фонда решаются согласно Земельному Кодексу Российской Федерации и ряду федеральных законов. Чтобы получить надел из фонда, необходимо обратиться в орган местного самоуправления.

Согласно статье 80 Земельного Кодекса Российской Федерации, сведения о фонде перераспределения участков являются общедоступными. Администрация муниципальных районов обязана информировать всех заинтересовавшихся лиц о наличии тех либо иных наделов и публиковать в местных СМИ сведения о поступающих в фонд землях.

Таким образом, граждане, общины, товарищества могут подать заявление на получение надела в безвозмездное пользование, а фермерские хозяйства или компании – приобрести дополнительные территории. В местной администрации заинтересовавшемуся лицу обязаны предоставить информацию не только о наличии либо отсутствии земельного участка, но и, при его наличии, показать полное описание характеристик земли. Фото: wildman/depositphotos.com В данном разделе Вы найдете теоретическую и практическую информацию по всем операциям с землей текст

Статья 80 ЗК РФ.

Фонд перераспределения земель

В рамках оборота с/х земель использование фонда перераспределения земель имеет особое значение. Его формирование сыграло ключевую роль в процессе передачи наделов, принадлежащих совхозам и колхозам, многочисленным крестьянско-фермерским и личным хозяйствам.

Это стало возможно благодаря изданию Закона от 1990 г. № 374-1. Этим нормативным актом была запущена земельная реформа в стране. Впоследствии процесс был усовершенствован за счет принятия ЗК и иных нормативных актов, в числе которых Закон

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

.

Формирование фонда перераспределения земель имело особое практическое значение. Об этом свидетельствуют статистические данные.Ключевой целью реформы было создание крестьянско-фермерского уклада на базе массового, всеобщего выхода собственников земельных долей из коллективной собственности на приватизированные наделы совхозов и колхозов с выделом этих территорий в натуре. На начало января 1995 г. регистрацию прав собственности на земельный участок прошли около 270 крестьянских хозяйств.

Из них порядка 1/3 были созданы на совхозных и колхозных территориях. 2/3 наделов были выделены из фонда перераспределения земель.Тем не менее с момента запуска реформы люди в массовом порядке стали формировать дачные, огороднические, садоводческие объединения.

К середине 2000-х их насчитывалось более 80 тысяч.Изначально создание фонда перераспределения земель осуществлялось в соответствии с постановлением Президиума ВС РСФСР и Совета Министров № 891-1 от 15 марта 1991 г.

Земельный кодекс тогда еще не был введен в действие. Согласно указанному акту, 10 % пашни изымались у совхозов и колхозов для включения в фонд. Из него предполагалось обеспечить зарождающиеся крестьянские хозяйства землей для сенокошения и прочих сельскохозяйственных нужд.Еще одним источником наделов стали излишки участков, возникшие после формирования коллективной собственности при приватизации совхозных и колхозных территорий, а также их реорганизации на основании ЗК от 1991 г., Указа президента № 323 и правительственными постановлениями № 86 от 1991 г.

и № 708 от 1992 г. Согласно этим документам, регистрация прав собственности на земельные участки должна была завершиться до 01.01.1993.

Третьим источником создания фондов первые годы формирования крестьянских хозяйств, садоводческих, дачных и огороднических объединений стали участки лесного фонда, не занятые насаждениями, и территории запаса.В первую очередь в каждом колхозе, районе, совхозе формировались внутрихозяйственные и районные комиссии. Они наделялись полномочиями по реорганизации хозяйств и приватизации наделов.Трудовой коллектив должен был принять решения о:

  1. Определении общей площади наделов, отнесенных к коллективной собственности.
  2. Форме собственности земли.
  3. Правилах подачи заявления на предоставление надела, выкуп или аренду участков сверх положенных норм. При этом должен был определяться круг субъектов, имеющих право получать землю бесплатно.

Среднерайонная норма наделов, предоставляемых бесплатно, определялась делением совокупной площади в пределах территории сельскохозяйственных предприятий на общее количество граждан, занятых в сельском хозяйстве или ранее осуществлявших с/х деятельность.

В число последних входили пенсионеры, работники социальной сферы и пр. Местная администрация, в свою очередь, получала право определять дифференцированную норму безвозмездной передачи участков в собственность по зонам с разной плотностью населения. В связи с тем, что численность граждан существенно варьировалась, а дифференциация нормы, как правило, не осуществлялась, в одних хозяйствах величина доли земли оказывалась меньше нормативной, в других – равнялась ей, в третьих – превышала показатель.Фонд перераспределения земель пополнялся также за счет наделов, переставших являться собственностью по основаниям, закрепленным в статьях 39, 40 ЗК от 1991 г.

В связи с тем, что численность граждан существенно варьировалась, а дифференциация нормы, как правило, не осуществлялась, в одних хозяйствах величина доли земли оказывалась меньше нормативной, в других – равнялась ей, в третьих – превышала показатель.Фонд перераспределения земель пополнялся также за счет наделов, переставших являться собственностью по основаниям, закрепленным в статьях 39, 40 ЗК от 1991 г. Речь, в частности о:

  1. Прекращении работы или крестьянского хозяйства.
  2. Систематической неуплате налога на протяжении двух лет и непогашении образовавшейся задолженности до истечения последующего года.
  3. Добровольном отказе от участка либо его части.
  4. Истечении срока, на который надел был предоставлен.
  5. Нерациональном использовании надела.
  6. Неиспользовании надела на протяжении года. К примеру, субъект предполагал эксплуатировать землю для выпаса скота, однако развить животноводческое хозяйство не удалось.
  7. Отчуждении участка местному совету.
  8. Эксплуатации земли не по ее целевому назначению. К примеру, на земле для огородничества осуществляется строительство промышленного предприятия.

Но вскоре указанные основания потеряли свою силу, поскольку статьи, их закреплявшие, стали недействующими в силу Указа президента от 1993 г.Правовой режим наделов существенно изменился с введением в действие новой редакции ЗК и закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».Первоначально предусматривалось только 3 способа создания фонда.

Во 2 пункте ст. 80 ЗК РФ, в частности, были установлены следующие основания:

  1. Добровольный отказ от надела.
  2. Передача земли государству при отсутствии преемников или их отказе от вступления в наследство.
  3. Принудительное изъятие надела в случаях, закрепленных законом.

Введение новой регламентации создания фонда перераспределения – замена на формулировку «приобретение РФ, субъектом России или МО прав собственности на участок по основаниям, предусмотренным в ФЗ» – связана с открытым характером перечня способов, определенного в прежней редакции.

В ней не охватывались обстоятельства, не подпадающие под «принудительное изъятие».Впоследствии 80 статья Кодекса была дополнена указанием о том, что в фонд включаются территории, которые на дату введения ЗК в действие находились в ранее созданных фондах на основании Указа президента № 323 от 1991 г.По мнению юристов, новую редакцию нормы необходимо уточнить.

Дело в том, что начало создания фонда связано с исполнением первых законодательных актов о реформе. Кроме того, основная его часть составили наделы, которых не коснулась приватизация (к примеру, 10 % пашни, изъятые у предприятий). В фонд перераспределения участков включаются наделы, которые по каким-либо причинам оказались неиспользуемыми или были получены госорганами в рамках сделки.

В соответствии с действующим ЗК, территории включаются в фонд:

  1. При от участка. В этом случае надел становится бесхозным. Все права, которыми обладал собственник, прекращаются. Соответственно, земля переходит к государству или МО.
  2. При отсутствии субъекта, планировавшего приобрести землю для сельскохозяйственного производства. В такой ситуации надел приобретает муниципалитет по рыночной цене.
  3. При продаже участка, площадь которого больше максимально допустимого размера для одного человека.
  4. При отчуждении земли принадлежащей иностранному гражданину, юрлицам, в том числе уставной капитал которых состоит более чем на половину из взносов иностранцев или субъектов, не имеющих гражданства.

При отчуждении надела муниципалитет обладает преимущественным правом приобретения.Госсобственность на земли фонда не разграничивается. Распоряжение и управление наделами осуществляется местными структурами власти.Участки из фонда перераспределения допускается передавать в аренду, собственность (безвозмездно или за плату) юрлицам и гражданам в предусмотренных законодательством случаях.

Региональные власти вправе самостоятельно определять и изменять границы участков сельскохозяйственного назначения, наделять местные структуры власти отдельными полномочиями в сфере земельных правоотношений.

Кроме того, они могут устанавливать:

  1. Общую площадь территорий фонда в границах одного МО.
  2. Круг физлиц, имеющих права на земли фонда.
  3. Порядок и основания предоставления участков, находящихся в собственности субъектов, муниципалитету.
  4. Перечень конкретных наделов, подлежащих аренде или передаче в собственность.
  5. Максимальные и минимальные параметры участков.
  6. Правила внесения предложений, касающихся фонда.

В 3 пункте 78 статьи ЗК предусмотрен порядок эксплуатации участков, выделенных из фонда перераспределения. Участки, временно выпавшие из оборота, могут передаваться для:

  1. Сельскохозяйственных нужд на время сооружения ЛЭП, дорог, прокладки трубопроводов.
  2. Ведения сельскохозяйственной производственной деятельности.
  3. Рыболовства.
  4. Создания охотничьего хозяйства.
  5. Создания полос защитных насаждений.
  6. Осуществления учебных, научно-исследовательских и иных мероприятий.

Из фонда перераспределения наделы могут получить:

  1. Религиозные объединения.
  2. Потребительские, производственные кооперативы.
  3. Казачьи общества.
  4. Хозяйственные общества и товарищества, физлица.
  5. Опытные, учебные, опытно-производственные подразделения, занятые подготовкой кадров.
  6. Некоммерческие, коммерческие предприятия.
  7. Общины народов Севера, Сибири, Дальнего Востока.
  8. Муниципальные и государственные унитарные предприятия.

Для получения надела заинтересованное лицо обращается в местный орган власти, уполномоченный выполнять функции нормативного регулирования в сфере земельных отношений.

В соответствии с положениями 80 статьи ЗК, информация об участках размещается в источниках с открытым доступом.

Администрация муниципалитетов должна извещать всех заинтересованных субъектов о наличии участков, публиковать данные о землях, поступающих в фонд, в местных СМИ.Общины, граждане, товарищества и иные лица, входящие в перечень, закрепленный законодательством, вправе подать заявление на получение участка в безвозмездное пользование. Предприятия и фермерские хозяйства, в свою очередь, могут подать заявку на приобретение дополнительных наделов.Уполномоченный орган местной власти по запросу заинтересованного субъекта обязан не только предоставить информацию о наличии/отсутствии участков в фонде, но и показать (при наличии территорий) полное описание их характеристик.Решение о предоставлении надела принимается в каждом случае индивидуально.

Закон не запрещает местным органам власти запрашивать обоснование целесообразности выдела земли. 14 декабря, 2017 Статья закончилась. Вопросы остались? Комментарии 0 Загрузить аватар Отмена Ответить Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.

Вопросы остались? Комментарии 0 Загрузить аватар Отмена Ответить Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий. Отмена Сохранить × Причина жалобы Нежелательная реклама или спам Материалы сексуального или порнографического характера Оскорбление Детская порнография Пропаганда наркотиков Насилие, причинение себе вреда Экстремизм Взлом аккаунта Фейковый аккаунт Другое Сообщить

Для чего был создан фонд перераспределения с/х земель?

Фонд перераспределения земель был создан в 90-е годы для того, чтобы поднять сельскохозяйственную отрасль.

Сегодня процедура выдачи участков регулируется федеральным законодательством. Все началось с земельной реформы, произошедшей в начале 90-х годов. В то время задачей государства стало создание Ситуация усложнялась тем, что не все граждане являлись членами сельхозпредприятий и имели права на земельную долю.

А лицам, которые желали создать фермерские хозяйства, была нужна земля.

Государство должно было найти источники предоставления участков. В фонд перераспределения вошли свободные земли, не имевшие собственников и арендаторов, а также территории колхозов и других землепользователей, которые использовались нерационально. В конце 2001 года был принят Земельный кодекс.

Практика включения в состав фонда была сохранена. Сегодня о нем сказано сказано в ст. 80 Земельного кодекса. В фонде содержатся все земли, которые находятся в собственности государства. Оно может передавать их юридическим лицам, либо гражданам в аренду для ведения сельскохозяйственной деятельности, развития отрасли.
Оно может передавать их юридическим лицам, либо гражданам в аренду для ведения сельскохозяйственной деятельности, развития отрасли.

Целью создания фонда стало:

  • Выделение участков под сенокосы и пастбища.
  • Создание новых крестьянских и их расширение.
  • Использование участков под
  • Организация сельскохозяйственного производства на территориях, которые государство выделило гражданам и юридическим лицам.
  • Эффективное перераспределение свободных земель.
  • Ведение животноводства. Организация , а также .

Об использовании земель сказано в статье 78 Земельного кодекса. Территории, находящиеся в фонде перераспределения земель, передают:

  • Землю выдают коренным народностям Сибири, Севера. Они могут использовать ее для промыслов и организация быта.
  • Религиозные общины и кооперации потребительского характера.
  • Земли могут взять НИИ и учебные организации для того, чтобы проводить практические занятия в рамках подготовки специалистов.
  • Товарищества и кооперативы. Они могут далее делить территорию, а потом и передавать участки населению для занятий огородничеством и для разбивки сада.
  • Казачьи общества.
  • Для создания сельскохозяйственного производства.
  • Формирования лесопосадок защитного плана.

В состав фонда включают территории, приобретенные государственными органами, а также те участки, которые не эксплуатируются в данный момент по разным причинам.

Если обратиться к Земельному кодексу, то станет понятно, что в фонд участки поступают в следующих ситуациях:

  • За счет земель, оказавшихся в данных момент свободными.
  • Территории, приобретенное и государственными органами в рамках стандартной сделки.

В законодательстве перечислены следующие случаи, когда участок может войти в состав фонда:

  • После кончины собственника, если наследники отсутствуют. Также возможна ситуация, когда преемник не имеет права на принятие наследства. Вариант, когда наследник отказывается принимать собственность.

    Во всех случаях, перечисленных выше, права на участок переходят к государству, земля уходит фонд.

  • Добровольный отказ юридических лиц и граждан от этого надела. В результате этого территория становится бесхозной недвижимостью.

    Права, которыми ранее обладал пользователь, прекращаются. Все полномочия переходят к государству, либо участком может распоряжаться муниципалитет.

  • Принудительное изъятие надела.

    Процедура регулируется статьей 49 Земельного кодекса. Если территорию требуется государству или муниципалитету, то в этом случае предусмотрен ее выкуп. Когда речь идет о том, что участок изымается по решению суда, собственнику компенсация не выплачивается.

Можно сказать, что все земельные массивы, временно выведенные из оборота, направляются в фонд запаса.

Целевое назначение участков при этом не изменяется.

Проект составляется для упорядочения использования земель сельскохозяйственного назначения физическим и юридическими лицами, а также для повышения эффективности процесса создания новых земельных участков, выделяемых в счет долей. Создание проекта не обходится без технической, правовой и экономической документации. Обязательны расчеты, подробное описание и создание проектных планов.

Все мероприятия, которые планируется проводить при образовании новых участков и упорядочении уже существующих, должны быть обоснованы. Материалы приводятся в текстовой и графической форме.В рамках проекта может быть проведено территории.

Работы по его составлению состоят из следующих этапов:

  1. процесс формирования землеустроительного дела;
  2. этап разработки;
  3. утверждение;
  4. проведение подготовительных работ;
  5. согласование;
  6. сдача дела заказчику, его копия направляется в органы государственной власти.

При проведении подготовительных работ осуществляется сбор сведений о территории. Проект состоит из графической части и текстовой. Он должен быть согласован с органами местного самоуправления, кадастровой службой и другими органами власти, права которых затрагивает этот проект.

Также он должен быть утвержден собственниками участков. — какую выбрать? Узнать о том, как правильно рассчитать больничный во время вашей беременности, и разобраться в этом вопросе, вы можете . На какой максимальный срок можно рассчитывать при получении больничного, вы узнаете, если пройдете по ссылке и прочтете наш .

В фонд перераспределения входят сельскохозяйственные земли, которые государство использует для развития отрасли. При создании новых участков и для упорядочения использования старых создают проект перераспределения земель. Он должен быть согласован с органами власти и собственниками территории.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии .

Это бесплатно. Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителейПодпишитесь на нас в

Автор: ZakonGuru Поделиться 0 0

Статья 80. Фонд перераспределения земель

1.

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. 2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд. 3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными. 1. Фонды перераспределения земель впервые стали создаваться в период проведения аграрной реформы, когда ставилась задача создания фермерских хозяйств и необходимо было найти источники предоставления земли тем лицам, желающим создать крестьянское (фермерское) хозяйство, которые не являлись членами сельскохозяйственных предприятий и не имели права на получение земельной доли. Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г.

N 323

«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»

предписывалось включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам сельскохозяйственных предприятий.

Местные администрации обязывались организовывать продажу земель фонда по конкурсу и передачу их в аренду с правом последующего выкупа. Однако в законодательстве того времени не было достаточно четко указано, что земли фонда перераспределения являются сельскохозяйственными землями. В ст. 96 ЗК РСФСР определялось, что все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии с законодательством, являются землями запаса.
В ст. 96 ЗК РСФСР определялось, что все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии с законодательством, являются землями запаса.

Получалось, что изъятые сельскохозяйственные земли переходили в категорию земель запаса, т.е. их целевое назначение терялось, и они затем могли быть предоставлены и для иных, несельскохозяйственных целей. Поэтому комментируемая статья является чрезвычайно важной, она расставила все по своим местам, и теперь временно неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения будут предоставляться только для сельскохозяйственного использования.

При этом цели перераспределения земель, указанные в п. 1 комментируемой статьи, включают практически все возможные направления использования сельскохозяйственных земель и соответствуют (к которой отсылает п.

3 комментируемой статьи), называющей субъектов, использующих земли сельскохозяйственного назначения. 2. Перечень источников поступления земель в фонд перераспределения, приведенный в п. 2 комментируемой статьи, является исчерпывающим.

Изучение этого перечня позволяет сделать вывод о том, что при создании фонда не ставится задача искусственного перераспределения земель (как это предполагалось в начале аграрной реформы), выявления и изъятия недостаточно эффективно использующихся участков и т.п.

В статье названы те случаи появления свободных земель, которые всегда так или иначе имеют место в реальной жизни и предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Создание же фонда перераспределения имеет целью не допустить перетекания таких земель в иные категории земель, не связанные с сельскохозяйственным использованием. Добровольный отказ от земельных участков регламентирован .

При добровольном отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается ; при добровольном отказе лица от права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным участком осуществляет государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления — собственник земельного участка (см. комментарий к ст. 53 ЗК). Однако, кроме добровольного отказа от земельного участка, собственник земли может распорядиться ею и путем отчуждения; и если он подарит или продаст участок государству, то такой участок, представляется, тоже должен поступить в фонд перераспределения, хотя об этом в комментируемой статье не упоминается. Что касается перехода земельных участков государству по наследству, то все возникающие в связи с этим отношения регулируются в соответствии с нормами части третьей ГК.

Наследование осуществляется по закону и по завещанию; наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Если же нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству.

Федеральным законом

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

, кроме вышеназванных, установлен также случай, когда субъект РФ (или в установленных субъектом РФ случаях — орган местного самоуправления) обязан приобрести земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Статьей 5 этого Закона установлена обязанность лица произвести отчуждение участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не может ему принадлежать на праве собственности (в силу либо ст. 3 Закона, если, например, лицо является иностранцем, либо ст.

4, когда общая площадь находящихся в собственности лица сельскохозяйственных угодий превышает максимально установленную).

В случае же отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот участок должен приобрести субъект РФ (либо в случаях, установленных законом субъекта РФ, — муниципальное образование) по начальной цене предмета торгов при условии, что она не превышает рыночную стоимость, сложившуюся в данной местности.

В противном случае субъект РФ или муниципальное образование приобретают земельный участок по рыночной стоимости. Принудительное изъятие земельного участка возможно по нескольким основаниям.

Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, указанным в ст.

49 ЗК (см. комментарий к ст. 49). При этом у собственника земли такое изъятие осуществляется путем выкупа (ст. ст. 279 — 282 ГК). Без какой-либо компенсации осуществляется конфискация по решению суда земельного участка у собственника как санкция за совершение уголовного преступления или за умышленное систематическое совершение земельных правонарушений (ст.

ст. 279 — 282 ГК). Без какой-либо компенсации осуществляется конфискация по решению суда земельного участка у собственника как санкция за совершение уголовного преступления или за умышленное систематическое совершение земельных правонарушений (ст. 50 ЗК), а также принудительное лишение прав на земельный участок в случае его ненадлежащего использования или использования не в соответствии с его назначением (ст.

ст. 284 — 287 ГК, ст. 54 ЗК). 3 — 4. Федеральным законом о введении в действие ЗК установлено (п.

11 ст. 3), что с момента вступления ЗК в силу в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на дату вступления Кодекса в действие в фондах перераспределения земель, образованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323

«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»

.

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ (п. 4 ст. 10 ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

).

Не переданные в частную собственность земельные участки государственного фонда перераспределения земель могут находиться в собственности субъектов РФ. Естественно, если участок в частную собственность предоставлен, он не может находиться в собственности государственной или муниципальной и, соответственно, в фонде перераспределения. Но прямого ответа на вопрос, остается ли в фонде перераспределения участок, предоставленный в аренду или пользование, действующий ЗК не содержит.

В комментируемой статье установлены только основные положения, касающиеся фонда перераспределения земель.

Федеральный закон

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

вообще не касается правового режима этого фонда; видимо, более детально он будет урегулирован специальными нормативными актами. Однако отсутствие в законодательстве регламентации целого ряда вопросов, связанных с формированием фонда перераспределения, на практике вызывает немало сложных вопросов.

Так, глава крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) Ч. обратился с письмом к администрации муниципального образования с просьбой о передаче в аренду 130 га земли. Испрашиваемый земельный участок до этого был сдан в аренду КФХ М.

сроком на пять лет. Постановлениями главы администрации муниципального образования договор аренды с КФХ М.

был расторгнут в связи с неиспользованием им надлежащим образом данного участка и земельный участок площадью 130 га был передан в аренду КФХ Ч. сроком на пять лет с последующим выкупом. Решением Арбитражного суда Иркутской области данные постановления признаны недействительными и впоследствии отменены главой администрации.

КФХ М. передана в аренду часть спорного земельного участка площадью 4,6 га; оставшийся земельный участок площадью 125,4 га передан в районный фонд перераспределения земель. На обращение Ч. администрация уведомила его о том, что, поскольку на данный земельный участок претендуют два арендатора, участок передан в районный фонд перераспределения и сдача его в аренду не предусматривается. Арбитражный суд в иске фермеру Ч.

отказал, однако ФАС Восточно-Сибирского округа в своем Постановлении справедливо указал, что судом не дана оценка правомерности передачи спорного земельного участка в указанный фонд и не предложено администрации представить доказательства законности этих действий. Действительно, в данном случае не имело место ни одно из оснований, перечисленных в ст. 80 ЗК. Оба фермера не только не отказывались от земельного участка, но, наоборот, претендовали на получение его в аренду.

Впрочем, отказ арендатора от заключения договора аренды на новый срок, так же как и его требование о досрочном расторжении заключенного договора аренды, не является отказом от земельного участка по смыслу ст. 80 и вообще ЗК. Земельный кодекс рассматривает отказ лица от земельного участка в рамках ст. 53 как отказ от права собственности либо права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

То есть в принципе если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в аренду для использования в сельскохозяйственных целях, то, даже если с момента прекращения данного договора аренды до заключения нового договора проходит какой-то срок, в течение которого участок не используется, в фонд перераспределения он все равно не переходит.

В таком случае имела ли право администрация муниципального образования принять решение о том, что данный участок сельскохозяйственных земель в аренду предоставлять не предполагается (как в приведенном выше деле было сообщено фермеру Ч.)?

Видимо, нет. В ситуации, когда на получение земельного участка в аренду претендуют два фермера и ими поданы соответствующие заявления с просьбами о передаче участка, в соответствии с абз.

2 п. 2 ст. 10 ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

земельный участок должен предоставляться в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) в общем порядке, установленном ст. 38 ЗК и Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808

«Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков»

.

Навигация по записям

Перераспределение земельных участков

Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года Перераспределение позволяет изменить границы смежных земельных территорий, зафиксировать это документально. В результате прежние участки юридически прекратят свое существование, взамен появятся новые. Эта процедура ведет к образованию новых границ.

Если прежние смежные наделы находились в частной собственности, то и новые будут иметь такой же статус. Вот какие территории могут стать объектами подобной процедуры:

  1. участки, которые не находятся под санкциями или под арестом.
  2. смежные наделы;

К территориям, подлежащим перераспределению, предъявляют некоторые требования. Эти угодья должны:

  1. быть зарегистрированы в гос. кадастре;
  2. иметь однотипную целевую категорию.
  3. принадлежать единому муниципальному округу, так как данная процедура не должна приводить к изменению границ административных земель;

Обратите внимание!Перераспределение личной территории граждан должно производиться по их взаимному согласию.

Если данная процедура приведет к нарушению норм, установленных законом (например, площадь при этом уменьшится или увеличится, присоединение будет невыгодно одной из сторон, будет затруднен проезд к участку), такая сделка не может состояться. Если территории находятся в ведении федеральных властей или муниципалитета, эти участки не могут быть перемежеваны с наделами частных граждан и между собой даже путем перераспределения.

Исключение составляет застройка, иные случаи, которые необходимы для пересмотра кадастрового плана всей территории. Читайте также Право участвовать в перераспределении (если нет исключений) имеют:

  1. залогодержатели;
  2. граждане, арендующие землю;
  3. землепользователи;
  4. землевладельцы.

У государства должны быть свободные земельные территории, чтобы оно могло при необходимости передать их юрлицам или гражданам для сельскохозяйственной деятельности.

Для этого был создан Фонд перераспределения земель. На этих угодьях можно основать:

  1. научно-исследовательские общества;
  2. сельхоз. кооперативы;
  3. сельские товарищества;
  4. сенокосные луга и т.п.
  5. лесопосадки;
  6. фермерские хозяйства;
  7. выпасы для скота;

Иногда такие территории могут быть отданы для организации промыслов и быта малочисленным народностям Вот какими путями наделы попадают в данный фонд:

  1. принудительное изъятие надела по решению суда. В этом случае компенсация бывшему владельцу не полагается;
  2. выкуп земли властями, если надел потребовался для государственных нужд.
  3. граждане добровольно отказались от своих участков, не желают или не имеют возможности обрабатывать их;
  4. собственник скончался, не оставив завещания, а законных наследников у него нет, или они отказались от доставшегося им участка;

Хозяевам смежных территорий, которые хотят изменить границы принадлежащих им участков, необходимо составить соглашение.

В этом документе нужно указать:

  1. ФИО собственников, сведения об этих людях;
  2. права сторон на данные территории;
  3. техническую информацию;
  4. цель перераспределения наделов.

Обратите внимание! Правильно подготовленное и оформленное соглашение нужно передать кадастровому инженеру, он определит границы, произведя геодезическую съемку. Читайте также Когда сособственники будут подавать заявку, чтобы зарегистрировать новые наделы, оформить на данные территории кадастровые паспорта, также понадобится этот документ.

Соглашение поможет избежать споров между хозяевами земель, касающихся размеров и границ территорий, а перерегистрация пройдет по упрощенной схеме Образец соглашения о перераспределении земельных участков между собственниками soglashenie-o-pereraspredelenii-zemelnih-uchastkov.docx ≈ 11 КБ Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу! Прежде всего необходимо дождаться окончания процедуры, получить соответствующие документы на надел, посмотреть, какое назначение он теперь имеет.

При перераспределении старые территории будут признаны несуществующими.

Новые должны быть оформлены по всем правилам. Владелец такого участка сможет продать его, только если надел находится в частной собственности.

Если он арендует территорию и не является полноправным хозяином, реализовать ее не сможет. необходимо для изменения границ смежных территорий.

Иногда местные власти проводят коммуникации, расположение которых не устраивает владельца надела. Тогда возникает необходимость в перераспределении земельных зон. Эта процедура включает в себя ряд нюансов.

Чтобы процесс прошел законно, стороны не были обделены и обижены, лучше делать межевание под надзором юриста. Как показывает практика, когда новые участки уже оформлены документально, оспорить такое решение сложно.

Чтобы не доводить до судебного процесса, лучше заранее узнать о последствиях сделки у специалистов и не дать обмануть себя. Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Фонд перераспределения земель: значение, принципы пополнения, правовой режим

Как работает сервис Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения является важнейшим звеном в такой отрасли права, как земельное законодательство.

Правовой режим фонда закреплен в Земельном Кодексе Российской Федерации (статья 80). Сведения о наличии в фонде земельных участков являются общедоступными.

Фонд перераспределения земель представляет собой совокупность земель, являющихся собственностью государства, на его усмотрение подлежащих передаче физическим и юридическим лицам в аренду или в собственность с соблюдением действующих законодательных норм. Создание данного фонда стало ведущим инструментом перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности колхозов и совхозов с правом бессрочного пользования (согласно закону РСФСР № № 374-1 «О земельной реформе» (23 ноября 1990г.), Земельному Кодексу РСФСР (1991г.) и всем далее принимаемым правовым актам). Целью формирования фонда перераспределения земель является развитие сельского хозяйства, поддержка деятельности организаций агропромышленного комплекса (АПК) путем передачи участков земли для сельскохозяйственного производства, создания новых или расширения уже существующих крестьянских, фермерских, личных подсобных хозяйств, использования участков для садоводства и огородничества, в качестве сенокоса и/или пастбища и пр.

Существовало и существует несколько источников пополнения фонда перераспределения земель:

  1. изъятие земель у собственников;
  2. земли лесного фонда и земли запаса;
  3. зачисление в фонд излишков земельных участков, возникших в результате проведения земельной реформы;
  4. зачисление в фонд земельных участков, относительно которых право собственности было прекращено;
  5. зачисление в фонд земельных участков, приобретенных государством в результате правовой сделки.

Первоначальным источником фонда стали изъятые у колхозов и совхозов пашни (10%) согласно Постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР, Совмина РСФСР № 891-1 (15 марта 1991г.). Изъятые земли предназначались для снабжения участками земли новых крестьянских хозяйств. Земельная реформа в 90-х годах, а именно реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земель, формирование коллективно-долевой собственности, привела к появлению земельных излишков, которые стали следующим источником пополнения фонда перераспределения.

Земельная реформа происходила на основании ряда законодательных актов:

  1. Постановление Правительства РФ № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (29 декабря 1991г.);
  2. Земельный Кодекс РСФСР, принятый в 1991г.;
  3. Постановление Правительства РФ № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (04 сентября 1992г.).
  4. Указ Президента РФ № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР (27 декабря 1991г.);

Положения данных актов предусматривали осуществление реорганизации и приватизации в срок до 01.01.1993 года путем реализации следующих шагов:

  1. формирование комиссий районного и внутрихозяйственного уровня по вопросам приватизации и реорганизации (во всех районах, колхозах и совхозах);
  2. выбор коллективным хозяйством параметров реформы: форма собственности на землю, порядок направления заявления на предоставление земельного ресурса в выбранную форму собственности, на выкуп/в аренду участков земли с превышением нормы бесплатного предоставления.

Норма являлась среднерайонной, расчет ее осуществлялся делением общей площади земель в границах всех предприятий района сельскохозяйственного характера (за исключениями, установленными законом) на совокупное количество лиц, трудящихся в сельском хозяйстве, в том числе, пенсионеров и служащих социальной сферы. Совместно с применением такой средней нормы администрации районов были уполномочены использовать дифференциацию норм бесплатного предоставления угодий в собственность в зависимости от плотности населения зон районов.

Несмотря на разницу в плотности населения различных зон, дифференциация в большинстве случаев не применялась. Общая же площадь угодий, составляющих объем совместной долевой собственности, исчислялась перемножением среднерайонной нормы по бесплатному предоставлению и количества лиц, владеющих правом на земельную долю. Таким образом, распределение земельных долей в разных хозяйствах оказалось неравномерным: где-то размер доли получился меньшим, чем среднерайонная норма, в иных хозяйствах он оказался равен ей, а в третьих сложились излишки.

Эти излишки отражали разницу между реальной площадью земли предприятия и определенной расчетно через применение среднерайонной нормы и стали очередным поступлением в фонд перераспределения земель.

Надо отметить, что в рамках земельной реформы за колхозами и совхозами законодательно сохранилось право не изменять существующую организационно-правовую форму, т.е. не проводить реорганизацию. Однако, сельскохозяйственные угодья предприятий, воспользовавшихся этим правом, наравне со всеми прочими подлежали приватизации.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание Согласно Земельному Кодексу РСФСР от 1991г. фонд перераспределения земель на первоначальном этапе развития крестьянских и дачных хозяйств пополнился также за счет земель лесного фонда (не покрытых лесом), а также земель запаса.

Земли запаса представляют собой земельные участки, собственником которых является муниципалитет или государство, не предоставленные физическим или юридическим лицам (ЗК РФ, ст. 103). В отличие от предыдущих источников фонда, указанный является постоянно функционирующим и заключается в передаче в собственность государству земельных участков, которые по тем или иным причинам остались без собственника. Ранее закон (ЗК РСФСР) устанавливал следующие случаи изъятия земель в пользу фонда перераспределения:

  1. предприятие АПК прекратило свою деятельность;
  2. собственник добровольно отказался от владения земельным участком или его частью;
  3. истек срок, на который был предоставлен участок земли;
  4. земельный участок был отчужден или продан Совету народных депутатов.
  5. земельный участок не использовался в течение года;
  6. земельный участок использовался не по целевому назначению;
  7. использование земельного участка признано нерациональным;
  8. собственник не оплачивал земельный налог на протяжении 2 лет и не погасил задолженность в течение года после;

В 1993 году Президентом РФ был подписан Указ, предписывающий привести земельное законодательство в соответствие с Конституцией РФ.

Таким образом, все вышеперечисленные основания для отчуждения земель в пользу фонда перераспределения утратили силу, и ЗК РФ в ст.80 закрепил пути поступления земель в фонд такие как:

  1. отсутствие наследника: земельный участок не стал объектом наследования (не были установлены законные наследники), завещатель добровольно лишил права наследования земельного участка наследников, наследники добровольно отказались от наследства;
  2. посредством принудительного изъятия участка земли в случаях, определенных законом.
  3. добровольный отказ собственника от права собственности на земельный участок;

Тем не менее, новые законодательные положения по-прежнему не учитывали в полной мере все основания, в частности, те, что не подходили под формулировку «принудительное изъятие».

На данный момент ст.80 ЗК РФ гласит, что формирование фонда перераспределения земель происходит путем приобретения государством, субъектом РФ или муниципалитетом права собственности на земельный участок по основаниям, закрепленным соответствующими федеральными законами.

Уточнение требуется и Закону о введении в действие ЗК РФ, содержащему указание на то, что фонд перераспределения земель должны составлять все земельные участки, которые на момент введения в действие Земельного Кодекса России находились в образованных фондах по Указу Президента

«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»

.

При этом большая часть фонда, который сформировался еще до принятия данного Указа, была представлена землями, которые не имели отношения к приватизации (к примеру, вышеуказанные 10% пашен, изымаемые для развития новых хозяйств).

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+