Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Какие специальности не подпадают под оценку рабочего места

Какие специальности не подпадают под оценку рабочего места

Какие специальности не подпадают под оценку рабочего места

Спецоценка: что нужно помнить кадровику


Закрыть Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока. Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.

Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела. Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать Фред ДеЛюка Основатель Subway

Выпуск № 11 Николай Орлов 18 февраля 2015 С 1 января 2014 года начал действовать Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Мероприятия по его реализации не могут не отразиться на деятельности кадровиков.

О том, как изменятся и чем дополнятся функциональные обязанности кадровика в связи с действием закона, рассказывает представитель СРОО «Народная инспекция труда» Николай Орлов.

Если на предприятии не аттестованы рабочие места, то работодатель обязан организовать проведение спецоценки условий труда, которую необходимо выполнять раз в пять лет. Для этого на сайте Роструда из реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, требуется выбрать эксперта для проведения СОУТ. От того, внесена организация, проводящая спецоценку, в реестр или нет, во многом зависит качество исследований.

И нужно помнить, что даже если уже была проведена спецоценка или аттестация рабочего места, но условия труда изменились, то требуется внеплановая СОУТ. Но прежде всего работодатель должен издать приказ, утверждающий состав специальной комиссии, которая несет ответственность за качество СОУТ.

В состав комиссии должно быть включено нечетное количество лиц, в том числе специалист по охране труда, делегат от профсоюзной организации (если в организации есть профсоюз). Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Состав и порядок деятельности комиссии необходимо утвердить приказом по организации.

До начала спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться (ч.

5 ст. 9 закона № 426-ФЗ). Очень часто вопросы спецоценки затрагивают интересы бухгалтерии. Главный бухгалтер очень следит за этим, поскольку результаты спецоценки в том числе влияют на составление отчетов в ФСС, ПФР.

Поэтому, если есть возможность, можно согласовать вопрос включения в комиссию представителя бухгалтерии. Поскольку сама по себе СОУТ имеет несколько размытые критерии, то какие-то факторы можно истолковать как вредные, а какие-то как допустимые.

Такие спорные моменты необходимо заранее обговаривать с тем лицом, которое будет выполнять измерения и составлять заключение. Результаты спецоценки работодатель имеет право оспорить, поскольку некоторые организации могут недостаточно качественно ее провести: завысить либо занизить класс вредности условий труда. Эти данные напрямую влияют на льготы организации, на затраты работодателя при осуществлении выплат в ФСС и ПФР.

Для того чтобы результаты СОУТ были признаны недостоверными, необходимо провести экспертизу.

Ее выполняют специалисты отдела социального партнерства департамента труда и занятости населения и дают заключение, которое используется в качестве доказательства в суде. Несмотря на то, что в первую очередь закон № 426-ФЗ касается деятельности работников охраны труда, без кадровиков не обойтись. При этом трудовые обязанности кадровиков в части исполнения этого закона должны быть четко обозначены.
При этом трудовые обязанности кадровиков в части исполнения этого закона должны быть четко обозначены.

В частности, необходимо, чтобы в организации был выпущен локальный нормативный акт, который разграничивает обязанности инженеров по охране труда и сотрудников кадрового отдела, в котором следует отразить обязанности кадровиков в части спецоценки. Либо, если такое положение уже есть, внести в него соответствующие изменения.

И второй локальный нормативный акт, который надо принять, — это положение о персональных данных. В нем необходимо отразить вопросы обработки, хранения и безопасности персональных данных и указать ответственных за эти процессы лиц.

Так, например, комиссия вместе с кадровиками решает, кто будет хранить сведения о первичных и периодических медицинских осмотрах, о том, каким образом будут предоставляться льготы и компенсации. Информация, касающаяся спецоценки, — это персональные данные. Если они хранятся на бумажном носителе, то должны быть произведены мероприятия по сохранности данных: установлен сейф, ограничен доступ в помещение.
Если они хранятся на бумажном носителе, то должны быть произведены мероприятия по сохранности данных: установлен сейф, ограничен доступ в помещение. Данные на электронном носителе необходимо защитить с помощью технических средств.

В каких-то организациях эти обязанности могут быть отданы на откуп экономистов и бухгалтеров, в других этим будут заниматься кадровые подразделения. Именно поэтому я советую кадровикам принимать участие в обсуждении перечня обязанностей, во избежание разногласий в дальнейшем. В составлении регламента проведения СОУТ требуется участие кадровика.

Он совместно с инженером по охране труда должен предоставить сведения с учетом штатного расписания о количестве обследуемых рабочих мест и о том, какие именно это будут рабочие места.

Если спецоценке подлежат места, находящиеся в разных цехах либо в разных отделах, то кадровик должен согласовать, в каком порядке будут проводиться исследования. Также необходимо учитывать, что спецоценка проходит в два этапа: в теплый и холодный периоды.

То есть постоянное присутствие эксперта на предприятии не требуется: он устанавливает наличие вредных факторов или их отсутствие и вторично появляется только в следующий период. После проведения СОУТ возникает необходимость направления работников на первичный и периодический медосмотр, а также ознакомления имеющихся и вновь принимаемых работников с картой специальной оценки. Сотрудник обязан поставить подпись о том, что он ознакомлен.

При проверке ГИТ обращает на это внимание. Законодательно рекомендуется ознакомить работников с картой спецоценки в тридцатидневный срок с момента проведения СОУТ.

В этот срок не включается время нахождения работника на больничном, в отпуске и в командировке. Если работник отказывается ознакомиться с картой спецоценки, то необходимо составить об этом акт в присутствии комиссии. Все это входит в обязанности кадровика.

Кроме того, кадровик должен следить, категории каких работников в каких условиях работают. Например, недопустимо, чтобы во вредных или опасных условиях труда работала беременная женщина.

Как правило, о таких ситуациях кадровики узнают одними из первых. Они обязаны незамедлительно обеспечить перевод беременной. Для этого требуется взять согласие на перевод у работника.

Также результаты спецоценки используются при учете рабочего времени и формирования графика сменности, установлении количества часов в смену. Предусмотрена возможность увеличения рабочей смены за счет предоставления денежной компенсации, что должно оформляться дополнительным соглашением. На отдельных предприятиях можно вести суммированный учет рабочего времени, но не более определенного количества часов, указанного законодательством, и в зависимости от класса вредности.

Обращаю внимание кадровиков, что изменилась ситуация с предоставлением дополнительного отпуска.

Если он предусматривался за работу во вредных условиях класса 3.1, то сейчас с таким показателем предоставление дополнительного отпуска уже невозможно в соответствии с требованием ТК РФ. Но такой отпуск может быть предусмотрен на предприятии локальным нормативным актом (как поощрение работника).

Сегодня дополнительный отпуск не менее семи календарных дней предусматривается отдельным пунктом в трудовом договоре либо дополнительным соглашением за работу во вредных условиях с классом вредности 3.2 и выше.

По законодательству работодатель обязан предоставить семь календарных дней дополнительного отпуска, но возможно и большее количество дней, если это предусмотрено дополнительным соглашением, межотраслевым соглашением или коллективным договором.

Дополнительные дни отпуска, которые предоставляются сверх того, что требует ТК РФ, могут быть заменены денежной компенсацией. По некоторым профессиям существуют требования о предоставлении большего количества дней. Эксперты, проводящие СОУТ, в отчете обязательно отметят, что для работника, который трудится на определенном рабочем месте, дополнительный отпуск будет длиннее, и укажут норматив, который обуславливает это.

Эксперты, проводящие СОУТ, в отчете обязательно отметят, что для работника, который трудится на определенном рабочем месте, дополнительный отпуск будет длиннее, и укажут норматив, который обуславливает это. Кадровым работникам следует помнить о том, что от результатов спецоценки зависит досрочное назначение пенсии по старости. Существуют и действуют списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, но их можно применять, только если по указанным в списке профессиям спецоценкой выявлено наличие вредных условий труда.

Если по каким-либо причинам аттестация или спецоценка условий труда 2015 года труда не проводились, то ПФР не назначит таким работникам досрочную пенсию. Также работник лишается права на досрочную пенсию, если в результате спецоценки условия труда были признаны вредными, но работодатель не перечислял взносы в ПФР.

За нарушение Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрено несколько видов ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, имущественная и административная. С 1 января 2015 года изменениями статьи 5.27 КоАП РФ ужесточается и дифференцируется система штрафов и санкций.

Предусмотрен отдельный штраф за несоблюдение требований охраны труда, за непроведение СОУТ и медицинских осмотров, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. С 2015 года за непроведение СОУТ штраф для руководителя составит 5–10 тысяч рублей, для организации — 60–80 тысяч рублей. Если в течение года со дня уплаты первого штрафа работодатель вновь допустил нарушение, связанное со спецоценкой, то санкции ужесточаются:

  1. для организации или ИП — штраф в сумме от 100 до 200 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  2. для должностного лица — штраф в сумме от 30 до 40 тысяч рублей либо дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Поскольку, как показывает практика, фактически осуществить в режиме реальной работы предприятия плановую и тем более внеплановую СОУТ на всех рабочих местах невозможно, а количество санкций увеличилось, год предстоит непростой.

Рекомендую при проверке ГИТ не бояться вступать в диалог и обжаловать постановления. Как правило, половину постановлений ГИТ суды отменяют.

  1. ведет учет медицинских осмотров;
  2. формирует направление на медицинский осмотр.
  3. формирует списки сотрудников и рабочих мест с измененными условиями труда;
  4. готовит приказы об изменении условий труда сотрудников на основании результатов спецоценки;
  5. автоматически рассчитывает количество дополнительных дней отпуска и надбавку за вредные и опасные условия труда на основании вредных факторов и работ;
  6. позволяет хранить результаты спецоценки на основе полученных отчетов;
  7. готовит дополнительные соглашения с сотрудниками;

Подписаться × Выпуск № 11, февраль 2015 Эффективный контракт: плюсы и минусы Валентина Скобцова Мария Лаптева Мария Петрушко Загрузить ещё

Специальная оценка условий труда (СОУТ): зачем она нужна и кто ее проводит

Проведение СОУТ является обязанностью каждого работодателя в силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации[1].

Спецоценка направлена на обеспечение безопасности и комфорта персонала на рабочих местах, определение гарантий и компенсаций работнику, которые предусмотрены ТК РФ, за вредные и (или) опасные условия труда.

Организация специальной оценки условий труда входит в обязанности любого работодателя, в том числе индивидуальных предпринимателей, нанимающих сотрудников. Это предписывается Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ)[2]. Не подлежат СОУТ рабочие места сотрудников, указанные в частях 3 и 4 статьи 3 Закона № 426-ФЗ[3].

Спецоценка условий труда — обязательная процедура при введении новых рабочих мест, изменении технологического процесса или состава материалов (сырья), применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты.

Если на рабочем месте произошел несчастный случай (кроме несчастного случая по вине третьих лиц), выявлено профессиональное заболевание от воздействия производственных факторов, работодателем получено соответствующее предписание инспектора Государственной инспекции труда или на проведении СОУТ настаивает профсоюз, — работодатель обязан провести СОУТ (в этих случаях она называется внеплановой). На это отводится 6 или 12 месяцев с момента наступления одного из указанных случаев (статья 17 Закона № 426-ФЗ) [4].

Работы по СОУТ должны проводиться специализированной компанией, имеющей в составе аккредитованную лабораторию, по договору гражданско-правового характера, заключенному с работодателем, следующим образом.

  1. Образование комиссии по проведению СОУТ (статья 9 Закона № 426-ФЗ)[5]. Комиссию возглавляет работодатель либо его представитель. В ее состав входят и представители работодателя, и представители профсоюзной организации (либо иного представительного органа работников). Состав комиссии утверждается приказом. Представители организации, проводящей СОУТ (экспертной организации), в комиссию не входят. Общее число членов комиссии вместе с председателем должно быть нечетным.
  2. Поиск экспертной организации. Далеко не каждая организация имеет право проводить СОУТ. Закон определяет требования к таким компаниям. Так, в уставных документах организации в качестве одного из основных или основным видом деятельности должно быть указано именно проведение СОУТ. Кроме того, организация должна иметь в штате минимум пять специалистов, имеющих сертификат эксперта на право проведения СОУТ, при этом минимум один из них — с высшим образованием по одной из следующих специальностей: «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования». Организация, проводящая СОУТ, должна иметь в своем составе в качестве структурного подразделения лабораторию, аккредитованную Росаккредитацией на проведение необходимых видов измерений. Подтверждением того, что организация отвечает указанным требованиям, является уведомление о ее включении в ведущийся Минтрудом России реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Выбирая компанию для проведения СОУТ, работодатель должен в первую очередь ориентироваться на наличие у нее данного уведомления. При этом после заключения договора работодатель обязан передать экспертной организации сведения о рабочих местах, на которых проводится СОУТ.
  3. Составление и утверждение перечня рабочих мест для СОУТ. Образованная работодателем комиссия подготавливает и утверждает перечень рабочих мест с указанием аналогичных рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда.
  4. Распределение рабочих мест по классу вредности на основании проведенных измерений, составление отчета. Если вредные или опасные факторы были идентифицированы, специалисту организации (как правило, сотруднику лаборатории, проводящей СОУТ) необходимо провести соответствующие инструментальные измерения. По их результатам осуществляется разделение условий труда на рабочих местах на определенные классы по степени вредности (классы условий труда). При этом, если на рабочем месте установлены оптимальные или допустимые условия труда (кроме рабочих мест, которые подпадают под ограничения части 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ[6]), работодатель также составляет и подает в Государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда на этом рабочем месте государственным нормативным требованиям охраны труда. Специальная оценка условий труда на предприятии является основой реализации конституционного права каждого работника на безопасный труд.
  5. Проведение идентификации производственных факторов, подготовка декларации на основании идентификации рабочих мест. Осуществляется экспертом по СОУТ из экспертной организации на основе изучения представляемых работодателем сведений о рабочих местах. На заметку Эксперт не обязан лично присутствовать на рабочих местах при проведении идентификации: если ему достаточно сведений, представляемых работодателем, то этап идентификации может быть проведен им без посещения рабочих мест. Если по результатам идентификации вредные или опасные условия труда на рабочих местах не выявлены, на основании заключения эксперта работодателем оформляется и подается в территориальный орган Роструда (Государственную инспекцию труда в субъекте РФ) декларация соответствия условий труда на этих рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

По результатам оценки оформляется отчет о СОУТ. Он содержит:

  1. информацию об организации, проводившей СОУТ;
  2. сводную ведомость СОУТ;
  3. заключения экспертов по СОУТ.
  4. протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты (в случае проведения);
  5. протоколы проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (если таковые были обнаружены);
  6. список мер по улучшению условий труда;
  7. перечень рабочих мест, на которых осуществлялась оценка, а также данные об опасных производственных факторах, если они были выявлены;
  8. карты СОУТ с информацией о классе условий труда на конкретных рабочих местах;

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается членами комиссии и утверждается ее председателем.

Работники, на чьих рабочих местах проводилась СОУТ, должны быть ознакомлены с результатами спецоценки в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Сведения о проведении СОУТ и ее результаты в те же 30 календарных дней должны быть размещены на сайте организации.

В экспертную организацию в течение не более трех рабочих дней со дня утверждения направляется подписанный комиссией отчет (копия) о проведении СОУТ. Если условия труда признаны вредными или опасными, работники имеют право на получение соответствующих гарантий и компенсаций (конкретная номенклатура определяется в зависимости от установленного класса условий труда), предусмотренных ТК РФ. Это:

  1. не менее 4% дополнительно к тарифной ставке или окладу, установленным для различных видов работ с нормальными условиями труда (статья 147 ТК РФ)[9].
  2. дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее семи календарных дней ежегодно (статья 117 ТК РФ)[8];
  3. не более 36 рабочих часов в неделю (статья 92 ТК РФ)[7];

К сведению!

Работодателю СОУТ дает возможность сократить пенсионные отчисления в отношении работников, чьи профессии или должности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости. Рабочие места, на которых вредные факторы не были идентифицированы, а также рабочие места, на которых по результатам СОУТ были определены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда (кроме рабочих мест, подпадающих под ограничения части 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ), подлежат декларированию.

Работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местную Государственную инспекцию труда. Декларация действует в течение пяти лет с момента утверждения отчета о проведении СОУТ.

Однако, если во время этого срока с кем-либо из работников, занятых на «задекларированном» рабочем месте, происходит несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), диагностируется профессиональное заболевание либо фиксируются нарушения требований охраны труда, действие декларации прекращается.

Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникает, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет. Данные СОУТ могут использоваться в разрешении споров по поводу профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве и так далее.

Например, в расследовании несчастных случаев важно прежде всего разобраться, что послужило их причиной.

Если СОУТ была проведена в определенные законом сроки и с соблюдением всех правил, претензий к работодателю со стороны органов государственного контроля и надзора в сфере охраны труда будет меньше. Если работодатель своевременно не провел СОУТ либо провел ее с нарушениями установленного порядка проведения, ему грозит административное взыскание или даже уголовная ответственность. Статья 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает предупреждение или денежный штраф[10].

Сумма 5000–10 000 рублей — для должностных лиц или индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц — 60 000–80 000 рублей. Если на предприятии уже были зафиксированы нарушения правил охраны труда и накладывались административные взыскания, виновное должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от года до трех лет, кроме того, для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма штрафа вырастает до 30 000–40 000 рублей (для юридических лиц — до 100 000–200 000 рублей).
Если на предприятии уже были зафиксированы нарушения правил охраны труда и накладывались административные взыскания, виновное должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от года до трех лет, кроме того, для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма штрафа вырастает до 30 000–40 000 рублей (для юридических лиц — до 100 000–200 000 рублей). Также возможна административная приостановка деятельности предприятия на срок до 90 суток.

В случае если в результате непроведения специальной оценки условий труда был нанесен тяжкий вред здоровью человека, работодатель, согласно статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, может понести следующие наказания[11]:

  1. Лишение свободы на срок до года, возможно, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще года после окончания срока лишения свободы.
  2. Штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы либо иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев.
  3. 180–240 часов обязательных работ, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до года.
  4. Если непроведение СОУТ повлекло за собой смерть одного человека — принудительные работы или лишение свободы на срок уже до четырех лет, возможно, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще трех лет после окончания срока наказания. Если последствиями непроведения СОУТ стала смерть двух и более человек, срок принудительных работ или лишения свободы может составить до пяти лет.

Помимо прямой угрозы наказания за непроведение СОУТ, работодатель рискует косвенно, если выбирает сомнительную организацию для подготовки отчета об условиях труда на его предприятии. К проведению СОУТ можно привлекать только организации, внесенные в соответствующий реестр и имеющие в составе аккредитованную лабораторию.

Предприятию с большим количеством рабочих мест необходима организация с соответствующим штатом сотрудников, чтобы на объект могло выехать достаточное количество специалистов.

Это позволит сократить сроки проведения СОУТ. Если вам предлагают оформить отчет о СОУТ без выезда специалистов, удаленно, — обратитесь в другую организацию. Ваши сотрудники должны видеть, что все работы действительно проводились, и расписаться об этом в отчете.

Иначе при возникновении спорных ситуаций закон будет не на вашей стороне. Специальная оценка условий труда является важным мероприятием, ошибки в проведении которого чреваты для работодателя привлечением к ответственности в виде штрафов, а в некоторых случаях даже в виде лишения свободы. Стоимость данной услуги примерно одинакова у всех компаний, но вот как именно будет выполнена работа и насколько весомым в случае возникновения спорной ситуации окажется экспертное заключение — зависит от компании, которая проводила СОУТ.

За консультацией мы обратились к Борису Анатольевичу Гурееву, директору группы компаний «Профи», работающей в сфере охраны труда с 2009 года: «2021 год преподнес много сюрпризов бизнесу, и сфера проведения специальной оценки условий труда не стала исключением. Стабильно работать и выполнять взятые на себя обязательства в условиях неопределенности, вызванной пандемией коронавируса, способны далеко не все компании, включенные в Реестр.

Группа компаний «Профи» в этот непростой год продолжает успешно развиваться и по-прежнему выполняет все взятые на себя обязательства в строго оговоренные сроки. Мы расширили штат своих экспертов.

К примеру, вместо одного врача-гигиениста, положенного по штату, в нашей компании трудятся несколько аккредитованных специалистов, что ускоряет выполнение исследований. Наша лаборатория работает на базе отделения Научно-производственной организации «Материалы-К», имеет соответствующую аккредитацию и отличное техническое оснащение.

Обратиться к услугам «Профи» можно не только для проведения специальной оценки условий труда, но и с целью выполнения процедуры оценки профессиональных рисков, а также осуществления производственного контроля. Это проведение лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Помимо этого, к нам можно обращаться по всем вопросам, связанным с созданием продолжительного сотрудничества в образовательной сфере по охране труда: учебный центр проводит подготовку специалистов с нуля с учетом отраслевой специфики и осуществляет профессиональную переподготовку для получения нового разряда. Пройти обучение можно в очной форме (на базе нашего центра или с выездом на объект клиента), очно-заочно либо удаленно с применением онлайн-технологий.

Дополнительно, мы оказываем услугу аутсорсинга персонала по охране труда, пожарной и экологической безопасности». P. S. Ознакомиться с полной информацией об услугах группы компаний «Профи» можно на . * ООО «Центр Охраны Труда Профи» имеет аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21AE04 от 30 сентября 2014 года.

* ООО «Центр Охраны Труда Профи» имеет аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21AE04 от 30 сентября 2014 года.

** Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Профи» осуществляет деятельность на основании лицензии 0133/03405, выданной Министерством образования Тульской области 28 февраля 2021 года.

Источники:

  1. 9 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/f1191608ff57276dca0776c597c6713c3800629d/
  2. 3 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/f0da57d3813ebde4acbdd85cd1492c3d8c41749b/
  3. 8 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ff0b989d9cec242f2b01d05ca65a7b382f99ff10/
  4. 1 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/72cdf543d373583d0fe6af9b0f102a7b5c58fb6b/
  5. 6 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/5fc2deb1dd452bc1ae07db7ba9a161f8bc9c9ebe/
  6. 10 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/88755cc3b9fd053aebba33b58078eb459aa5a1d8/
  7. 2 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/
  8. 11 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/9832856c9030e766faac1edc516e2a61648e7711/
  9. 5 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/777e00f9b0a01c457c4f20a742f8889b7fc3b39d/
  10. 4 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/c494d5ea314e1805d2a009f35b8c531edc0c1f4d/
  11. 7 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/f6b05aa9799a360bb375c2a1f4c61977b86834cf/

Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор

Специальная оценка условий труда: порядок проведения, ответственность работодателя

Фото Евгения Смирнова, Кублог Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности. 1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон), который ввел новую процедуру, – специальную оценку условий труда (СОУТ).

Она заменила аттестацию рабочих мест. СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона). По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  1. устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  2. определяет классы (подклассы) условий труда;
  3. организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  4. обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  5. подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.
  6. рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  7. устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;

Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  1. сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
  2. надомники;
  3. дистанционные работники;

Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона). Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014 Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет.

Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет.

Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет. Ситуация: Потенциально вредные условия труда Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки) В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч.

1 ст. 17):

  1. если выявлено профессиональное заболевание;
  2. если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
  3. если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  4. при введении нового рабочего места;
  5. при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  6. при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;

Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев. Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов.

Ее инициирует приказ руководителя организации.

В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч.

5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст.

9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  • расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • на которых трудятся работники:
  • оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  1. обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
  2. с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  3. одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  4. в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ. На следующем этапе в дело вступает специализированная организация.

Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно.

Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014. Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  1. рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  2. рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  3. рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона). Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона). По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч.

5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки.

Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру.

В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий трудаКлассПодклассУсловия трудаРазмер доп.тарифаХарактеристики класса (подкласса) 1 — Оптимальные — Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм. 2 — Допустимые — Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха. 3 3.1 Вредные 1 степени 2% После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья.

3.2 Вредные 2 степени 4% Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет). 3.3 Вредные 3 степени 6% Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

3.4 Вредные 4 степени 7% Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

4 — Опасные 8% Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч.

2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона). В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.Важно: обновите информацию на сайте А если у организации имеется официальный сайт – то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

  1. об установленных классах (подклассах) условий труда;
  2. о перечне мероприятий по улучшению этих условий.

Сделать это нужно в тот же срок – 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона). Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность – ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда.

Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ). Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч.

1 ст. 18 Закона). За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице. Ответственность за нарушения правил спецоценкиНорма КоАП РФПравонарушениеОтветственностьдолжностных лицИПорганизаций ч.

2 ст. 5.27.1 Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение Предупреждение или 5 000 – 10 000 руб.

Предупреждение или 60 000 – 80 000 руб.

ч. 5 ст. 5.27.1 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 30 000 – 40 000 руб. или дисквалификация на 1 – 3 года 30 000 – 40 000 руб.

или приостановление деятельности на срок до 90 суток 100 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток ч. 1 ст. 14.54 Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения 20 000 – 30 000 руб.

Нет 70 000 – 100 000 руб. ч. 2 ст. 14.54 Совершение правонарушения, предусмотренного ч.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+