Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Когда можно писать жалобы в фас

Когда можно писать жалобы в фас

Когда можно писать жалобы в фас

Как подать жалобу в ФАС


Обжалование результатов размещения — обращение в органы государственной власти и управления, уполномоченные на рассмотрение споров. Такими органами являются: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, который контролирует госзакупки и согласует применения закрытых способов отбора. Полномочия ФАС в основном касаются процедуры проведениязакупок, рассмотрения жалоб, проведения проверок и привлечения участников к административной ответственности.

На что и когда жаловаться Участник может подать жалобу в ФАС только в определенные законом сроки, и пока не подписан контракт. Если сроки вышли, действия заказчика или оператора электронной площадки можно оспорить только в арбитражном суде. До окончания сроков подачи заявок Жалоба на заказчика:

  1. На положения документации.

    Например, если формулировки затрудняют или делают невозможной подачу заявки, соответствующей всем требованиям.

  2. На содержание проекта контракта в документации.

    Например, на нереальные сроки выполнения работ, чтобы участвовать решились только «свои» поставщики.

Жалобу может подать любая организация до окончания срока подачи заявок. После рассмотрения заявок Жалоба на заказчика:

  1. На содержание протоколов заседаний комиссии.
  2. На сговор заказчика с победителем, если есть доказательства. Например, когда несколько организаций, которые подали заявки на одну закупку, принадлежат одному лицу.
  3. На необоснованное отклонение заявки.

Жаловаться может только подавший заявку участник — в течение 5 дней после даты публикации протокола закупки.

Проведение электронной закупки Жалоба на оператора площадки:

  1. на «зависание» площадки во время проведения процедуры,
  2. на несвоевременное предоставление или публикацию документов.

Жалобу может подать только подавший заявку участник в течение 30 дней со дня обжалуемых действий. С 1 января 2021 года все действия на электронной торговой площадке можно фиксировать с помощью плагина Независимый регистратор. Мы писали, почему вам не обойтись без него, защищая свои права.

Куда жаловаться

  1. На действия оператора ЭТП — в федеральное отделение ФАС.
  2. На заказчика по 44-ФЗ — в территориальное отделение ФАС (УФАС).

Если вы ошибетесь и подадите жалобу не в тот территориальный орган, вашу жалобу в течение одного рабочего дня передадут в нужное территориальное управление ФАС (п. 3.12 Приказ ФАС РФ от 19.11.2014 № 727/14).

Если контракт уже подписан или вы недовольны решением ФАС, подавайте иск в Арбитражный суд. Как подать жалобу Прежде, чем подать жалобу:

  1. На этапе подачи заявки можно запросить у заказчика разъяснения любого пункта закупочной документации.

    Возможно, этого будет достаточно, чтобы урегулировать споры.

  2. Убедитесь, что другой участник закупки не успел подать жалобу на эти же действия заказчика или ЭТП, иначе вашу жалобу ФАС не рассмотрит.

Оформление жалобы При составлении жалобы придерживайтесь требований п. 8 ст. 105 44-ФЗ. Жалоба должна содержать:

  1. Лица, на которые подается жалоба (заказчик, оператор площадки, уполномоченный орган или специализированная организация при наличии): наименование, место нахождения, почтовый адрес, телефон.
  2. Обжалуемые действия, доводы и доказательства жалобы.
  3. Заявитель: наименование и место нахождения для ЮЛ, ФИО и место жительства для ФЛ, почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, факс.
  4. Номер закупки, наименование и способ отбора, если жалоба связана с закупкой.
  5. Полный перечень документов, прилагаемых к жалобе.

В жалобе можно указать, какой результат хотите получить от заказчика.

Например:

  1. отменить протокол рассмотрения заявок,
  2. приостановить заключение контракта с выигравшим участником.
  3. отменить закупку (процедура пройдет заново с этапа публикации извещения),
  4. внести изменения в закупочную документацию,

Подача жалобы в УФАС или ФАС Есть несколько способов доставки:

  1. доставка курьером под расписку,
  2. доставка заявителем лично,
  3. на электронную почту, подписав квалифицированной электронной подписью. Адрес почты лучше уточнить по телефону.

    А после отправки выясните, получен ли документ и какой номер ему присвоен.

  4. почтовым отправлением,

Вы можете отозвать жалобу до принятия контрольным органом решения по ней, но подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается теми же способами, которыми подается (письмом, курьером, лично, по электронной почте).

ФАС может вернуть жалобу, отправленную почтой в последний день срока: датой подачи считается день, когда она поступила в антимонопольный орган, а не в почтовое отделение.

Обратите на это внимание и, если есть возможность, передавайте документы лично.

Решение по жалобе В течение двух рабочих дней комиссия примет или вернет жалобу, разместит информацию на официальном сайте и уведомит о ней заинтересованных лиц.

Если жалоба принята, то в течение трех рабочих дней решение разместят в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту, номеру жалобы или извещения о закупке.

В Контур.Закупках можно посмотреть, сколько жалоб подали на заказчика, какой статус у каждой, а за подробностями быстро перейти в реестр жалоб в ЕИС. Жалоба не принята Причины отклонения:

  1. не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами,
  2. по жалобе уже принято решение суда или контрольного органа (если ее раньше вас подал другой участник закупки).
  3. истекли установленные сроки подачи жалобы,
  4. жалоба не соответствует установленным в 44-ФЗ требованиям,

Участник может подать повторную жалобу, устранив нарушения в ее содержании или оформлении, или оспорить возвращение жалобы в суде.

Жалоба принята и признана обоснованной На официальном сайте вместе с решением публикуют предписание заказчику, например:

  1. аннулировать результаты конкурсной процедуры.
  2. внести изменения в закупочную документацию,
  3. отменить протокол подведения итогов,

Иногда предписание не выдается.

Например, если нарушения не повлияли на результаты определения поставщика или контракт с победителем уже заключен.

Жалоба принята и признана необоснованной Информацию о принятом решении размещают на официальном сайте без предписаний заказчику.

В документе содержатся ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Такое решение комиссии можно обжаловать в суде в течение трех месяцев.

Если ваши интересы не удалось восстановить жалобой в ФАС, лучше сконцентрируйтесь на участии в другой закупке и у другого заказчика. Обращаться ли в суд? Обращайтесь в суд, если вы хотите снизить штраф или взыскать с заказчика деньги за уже выполненные услуги и поставленные товары.

Если вы хотите побороться за заключение контракта, то будьте готовы к тому, что судебный процесс длится долго. Возможно, оно того не стоит. Ответим на вопросы Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

Жалоба в ФАС: составление, образец, порядок подачи в 2021 году

Рассказываем, как самостоятельно составить и подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу в 2021 году. Какими вопросами занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)? Основная задача этого — контроль и надзор за соблюдением конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг, а также контроль за деятельностью естественных монополий и соблюдением рекламного законодательства.

Если же говорить более простым языком, то антимонопольная служба РФ пристально следит за тем, чтобы российские предприятия честно конкурировали между собой.

Например, не устанавливали неоправданно высокие цены или не вступали в преступный сговор друг с другом или с представителями власти. Основные полномочия ФАС России прописаны в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» и в Федеральном законе «О защите конкуренции».
Основные полномочия ФАС России прописаны в Постановлении Правительства РФ

«Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»

и в Федеральном законе «О защите конкуренции».

Итак, согласно действующему законодательству, Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия:

  1. Осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  2. Осуществление контроля за предоставлением и использованием государственных или муниципальных преференций;
  3. Возбуждение дел о нарушениях антимонопольного законодательства;
  4. Проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства физическими и юридическими лицами, некоммерческими организациями, внебюджетными фондами и т.д.;
  5. Обращение в органы в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  6. Ведение реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
  7. Участие в судебном рассмотрении дел, связанных с применением и/или нарушение антимонопольного законодательства;
  8. Обращение в арбитражный суд с исками о нарушении антимонопольного законодательства;
  9. Размещение в интернете решений и предписаний, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц.

В каких случаях можно обращаться в Федеральную антимонопольную службу?

Давайте разберемся! На антимонопольной службы РФ указано, что граждане могут направлять в ФАС России и ее территориальные органы:

  1. Жалобы — просьбы о защите прав, свобод или законных интересов гражданина;
  2. Иные обращения.
  3. Заявления — информирование о нарушении законов или иных нормативно-правовых актах, сообщения о недостатках в работе ФАС, критика деятельности ФАС и т.д.;
  4. Предложения — рекомендации по совершенствованию деятельности ФАС;

Как и любая другая официальная жалоба, обращение в Федеральную антимонопольную службу составляется в свободной форме — никаких специальных бланков или шаблонов законами РФ в этом случае не предусмотрено. Однако если вы хотите, чтобы ваше обращение было составлено грамотно и выглядело более «солидно», мы рекомендуем обязательно указать следующие пункты:

  1. Суть вашей жалобы;
  2. Список прилагаемых документов (вы можете использовать любые документы, которые способны подтвердить ваши доводы).
  3. Ваши данные (ФИО, место жительства, контактный телефон);
  4. Наименование органа, в который будет направлена ваша жалоба;
  5. Дата составления жалобы;

Не знаете, с чего начать составление жалобы в ФАС? Скачайте наш образец и используйте его в качестве основы для собственного обращения!

Подать жалобу в ФАС можно любым удобным для вас способом:

  1. По почте — направьте в адрес ФАС заказное письмо с уведомлением о вручении;
  2. Лично — обратитесь в канцелярию территориального отделения ФАС;
  3. Через интернет — отправьте жалобу на e-mail адрес ;
  4. Через интернет — оставьте сообщение в на официальном сайте ФАС.

Обратите внимание! Статус вашего обращения можно узнать по телефону общественной приемной ФАС России: +7(499) 755-23-23 (доб.

2) или в на их сайте. По общему правилу срок рассмотрения жалобы в ФАС составляет 30 календарных дней с момента ее регистрации. Однако из этого правила есть несколько исключений:

  1. рассматриваются в течение 7 рабочих дней;
  2. также рассматриваются в течение 7 рабочих дней.
  3. должны быть рассмотрены в течение 5 рабочих дней со дня поступления жалобы;

Обратите внимание! Указанные выше рекомендации не являются исчерпывающими, поскольку каждый случай уникален и требует персонального подхода.

Если вам нужна дополнительная консультация, вы можете обратиться к специалистам портала ЦентрСовета и получить . Дата публикации материала: 05.02.2019 Последнее обновление: 12.06.2019

Порядок обжалования

Порядок судебного обжалования решений, предписаний, действий (бездействия) антимонопольных органов ФАС России, их должностных лиц Согласно статье 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия. При этом решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения.

Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела. Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением.

Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия. Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) антимонопольного органа, а также должностных лиц ФАС России Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции Заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) антимонопольного органа, их должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке. Предмет досудебного (внесудебного) обжалования Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения и действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностных лиц.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается.

Оснований для приостановления рассмотрения жалобы законодательством Российской Федерации не предусмотрено. В случае, если в жалобе не указаны имя и фамилия гражданина, направившего жалобу, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается. Жалоба, в которой обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается заявителю, направившему жалобу, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Жалоба, в которой обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается заявителю, направившему жалобу, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения. Антимонопольный орган при получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст письменной жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается и она не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае, если в письменной жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель (заместитель руководителя) антимонопольного органа вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу. Если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить жалобу в антимонопольный орган.

Если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему жалобу, заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений. Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является обращение (жалоба), направленная в антимонопольный орган. Заявители имеют право направить жалобу в письменной форме или в форме электронного документа.

Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций), а также может быть принята при личном приеме заявителя. Заявитель в письменной жалобе в обязательном порядке указывает либо наименование антимонопольного органа, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения, контактный телефон, либо фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) (в случае подачи жалобы от имени физического лица), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ на жалобу, уведомление о переадресации жалобы, излагает суть жалобы, ставит подпись и дату.

В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к жалобе документы и материалы либо их копии. В жалобе, поступившей в антимонопольный орган в форме электронного документа, заявитель в обязательном порядке указывает наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения, контактный телефон, либо свои фамилию, имя, отчество (в случае подачи жалобы от имени физического лица), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заявитель вправе приложить к такой жалобе необходимые документы и материалы в электронной форме.

При рассмотрении жалобы руководитель антимонопольного органа рассматривает: — документы, представленные заявителем; — материалы объяснения, представленные должностным лицом; — результаты исследований, проверок. Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы Граждане имеют право получать информацию по следующим вопросам: — о входящем номере, под которым зарегистрирована в системе делопроизводства жалоба; — о нормативных правовых актах, на основании которых ФАС России исполняет государственную функцию; — о требованиях к заверению документов и сведений; — о месте размещения на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» справочных материалов по вопросам исполнения государственной функции.

Граждане имеют право отозвать жалобу до момента вынесения решения по данной жалобе.

Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке На нарушения антимонопольным органом, должностными лицами ФАС России может быть подана жалоба в ФАС России. На нарушения настоящего Регламента должностными лицами территориального органа ФАС России может быть подана жалоба в соответствующий территориальный орган.

Жалоба, с подтверждающими документами направляется получившим ее антимонопольным органом в течение десяти рабочих дней со дня ее регистрации в соответствующий антимонопольный орган с уведомлением заявителя о переадресации жалобы.

Срок рассмотрения жалобы Поступившая жалоба рассматривается антимонопольным органом в течение тридцати дней со дня регистрации. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен в случае принятия руководителем антимонопольного органа решения о необходимости проведения проверки по жалобе, запроса дополнительной информации, но не более чем на тридцать дней. Решение о продлении срока рассмотрения жалобы сообщается заявителю в письменном виде с указанием причин продления.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) должностного лица территориального органа ФАС России принимает руководитель соответствующего территориального органа. Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) территориального органа ФАС России, должностного лица ФАС России принимает руководитель ФАС России.

По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица руководитель антимонопольного органа принимает одно из следующих решений: — признать действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица соответствующими настоящему Регламенту и отказать в удовлетворении жалобы; — признать действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица не соответствующими настоящему Регламенту полностью или в части и удовлетворить жалобу полностью или в части.

По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица руководитель антимонопольного органа принимает одно из следующих решений: — признать действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица соответствующими настоящему Регламенту и отказать в удовлетворении жалобы; — признать действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица не соответствующими настоящему Регламенту полностью или в части и удовлетворить жалобу полностью или в части.

В этом случае ответственным исполнителем по жалобе в целях установления факта нарушения законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и применения дисциплинарного взыскания, либо принятия решения о других видах ответственности, представляется руководителю антимонопольного органа служебная записка с изложением сути нарушения и указанием должностных лиц, его допустивших, для принятия решения о проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки.

Решение руководителя антимонопольного органа оформляется в письменной форме. Копия решения направляется заявителю в течение трех рабочих дней с даты изготовления в полном объеме.

Служебная записка с резолюцией руководителя ФАС России направляется в Управление государственной службы ФАС России не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изготовления решения в полном объеме.

Служебная записка с резолюцией руководителя территориального органа ФАС России направляется должностному лицу, ответственному за работу по противодействию коррупции, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изготовления решения в полном объеме. Действия по исполнению решения руководителя антимонопольного органа должны быть совершены в течение десяти дней со дня принятия решения по жалобе, если в решении не установлен иной срок для их совершения. Обжалование решений территориальных управлений по статье 18.1 Закона о защите конкуренции В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 27 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 275-ФЗ) (далее – Закон о защите конкуренции) заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа при превышении установленных пороговых значений.

Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Таким образом, требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа не распространяются на соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации, заключенные до вступления в силу Закона № 275-ФЗ (до 5 января 2016).

При этом, по мнению ФАС России, внесение изменений в такие соглашения потребует предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии со статьей 27 Закона о защите конкуренции в случае превышения указанных в пункте 8 части 1 данной статьи пороговых значений. Контакты для досудебного обжалования в ФАС России Контакты для досудебного обжалования в территориальные органы можете найти решений, действий (бездействия) единый вне зависимости от места подачи жалобы.

Порядок обращения

В соответствии с , граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в ФАС России и ее территориальные органы.

Виды обращений Граждане могут направлять в ФАС России и ее территориальные органы: 1) предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности ФАС России и ее территориальных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; 2) заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе ФАС России, ее территориальных органов и должностных лиц, либо критика деятельности ФАС России, ее территориальных органов и должностных лиц; 3) жалобу — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц; 4) иные обращения.

Порядок рассмотрения По антимонопольному законодательству Обращение гражданина, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, рассматривается центральным аппаратом ФАС России или ее территориальным органом 30 дней с возможностью продления на 60 дней (например, в случае запроса дополнительной информации). Подробнее про порядок подачи жалобы читайте . Как правильно подать жалобу на действия страховой организации при оформлении полиса ОСАГО читайте .

По рекламному законодательству Обращения граждан, указывающие на признаки нарушения рекламного законодательства, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России или ее территориальными органами 30 дней с момента регистрации с возможностью продления на 30 дней (например, в случае запроса дополнительной информации). Подробнее про порядок подачи жалобы читайте . Как правильно подать жалобу на незаконную СМС-рекламу читайте .

По закону о контрактной системе Обращения, квалифицированные как жалоба на нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами в течение 5 рабочих дней с момента их регистрации (в случае надлежащего оформления жалобы).

Подробнее про порядок подачи жалобы читайте .

По закону о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Обращения, квалифицированные как жалоба на нарушение законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами в течение 7 рабочих дней со дня поступления жалобы(в случае надлежащего оформления жалобы). Подробнее про порядок подачи жалобы читайте По законодательству о градостроительной деятельности Обращение гражданина, указывающие на признаки нарушения процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, рассматривается центральным аппаратом ФАС России или ее территориальным органом 7 рабочих дней с возможностью продления на 7 дней (например, в случае запроса дополнительной информации). Подробнее про порядок подачи жалобы читайте Порядок составления и рассмотрения письменного обращения (предложения, заявления) в ФАС России, направленного по почте или факсу Согласно ст.

7., гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает: — либо наименование государственного органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица; — свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии); — почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения; — суть предложения, заявления или жалобы; — ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в ФАС России, ее территориальный орган или должностному лицу (статья 8). Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию ФАС России и ее территориальных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (статья 8 ). Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 г.

№ 210-ФЗ

«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Федеральным законом от 21.07.2011 №169-ФЗ в статью 32 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» внесены изменения, исключающие требование от заявителя документов и сведений, находящихся в распоряжении других органов власти.

При этом указанные изменения не лишают заявителя права предоставлять такие документы в антимонопольный орган. Порядок рассмотрения обращений (предложений, заявлений), направленных в электронном виде Обращения (предложения, заявления), направленные в электронном виде через официальный сайт ФАС России или по электронной почте на адрес , регистрируются в Управлении делами ФАС России с последующим направлением в структурное подразделение ФАС России для подготовки ответа по существу вопроса (входящий номер можно узнать в общественной приемной ФАС России или в Личном кабинете на сайте ФАС России).

Порядок рассмотрения обращений (предложений, заявлений), направленных в электронном виде Обращения (предложения, заявления), направленные в электронном виде через официальный сайт ФАС России или по электронной почте на адрес , регистрируются в Управлении делами ФАС России с последующим направлением в структурное подразделение ФАС России для подготовки ответа по существу вопроса (входящий номер можно узнать в общественной приемной ФАС России или в Личном кабинете на сайте ФАС России).

В случае если обращение носит типовой характер, обращение гражданина направляется в Общественную приемную и ответ на него готовится сотрудником Общественной приемной с помощью специалистов структурных подразделений.

Обращаем внимание, что перед отправкой электронного обращения необходимо корректно заполнить анкету.

Автоматически сгенерированное уведомление о получении обращения направляется в электронном виде по адресу e-mail, указанному в анкете (на него отвечать не надо). Ответ заявителю направляется в электронном виде по адресу e-mail, указанному в анкете. Обращение, направленное через сайт, может содержать вложенные файлы объемом до 2 Mb.

При необходимости отправить документы, материалы, фотографии большего объема воспользуйтесь возможностью написать в ФАС России по почте или по электронной почте на . Направить обращение в ФАС России или ее территориальные органы можно также через портал государственных услуг: , пройдя по ссылке и выбрав услугу ведомства.

Это позволяет значительно сократить время подачи обращения при максимальном комфорте, конфиденциальности и простоте осуществления. Порядок получения услуги прописан на портале государственных услуг. Обращаем внимание, что для подачи обращений в форме электронных документов через портал государственных услуг необходима авторизация в единой системе идентификации и аутентификации, требующая предоставления следующей информации: СНИЛС, номер телефона, паспортные данные.

[video_69] Основания для отказа в рассмотрении обращения: 1) В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.

2) В обращении обжалуется судебное решение (оно возвращается гражданину с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения).

3) В обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица ФАС России или ее территориальных органов, а также членов его семьи. 4) В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению. 5) В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.

5) В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.

6) В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. 7) Если текст обращения написан по-русски с использованием латиницы или набран целиком заглавными буквами, или не разбит на предложения. Сроки рассмотрения обращений граждан (статья 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г.

№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан») Письменное обращение, поступившее в ФАС России или ее территориальный орган по почте, факсу, через сайт ФАС России рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, срок рассмотрения обращения может быть продлен на 30 дней (с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение). Соблюдение требований закона «О персональных данных» Информация о персональных данных граждан, направивших обращения в ФАС России или ее территориальные органы, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Соблюдение требований закона «Об электронной подписи» Обращаем ваше внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Жалоба поданная в ФАС России посредством электронной почты, но не подписанная действующей электронной подписью заявителя, не может быть признана равнозначной документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Порядок обжалования решений и действий (бездействия) ФАС России и ее территориальных органов Получить информацию о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ФАС России и ее территориальных органов можно по телефону Общественной приемной ФАС России: +7 (499) 755 23 23 (доб.

2 в тоновом режиме) Скачать Порядок обжалования можно

Как подать жалобу на действия заказчика в процессе проведения госзакупки в ФАС по 44-ФЗ?

В ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок…» вопросам обжалования действий заказчика посвящена отдельная глава 6.

Возможность обжалования проводимой закупки вправе любой ее участник независимо от его организационно-правовой формы: в статусе юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Как уже отмечалось, пожаловаться на действия заказчика вправе любой закупки. До момента вскрытия конвертов с жалобой могут обратиться общественные объединения и , осуществляющие контроль в сфере закупок. Это, например, общественная палата, ассоциации производителей закупаемых услуг, бизнес-сообщества и пр.

Когда обжалуемые действия совершены после вскрытия конвертов, то перечень лиц, которые могут направить жалобу, сужается. Это может быть участник , запроса , или , который подал заявку на участие в закупке.

Обжаловать можно как федеральные, так и муниципальные закупки. ФЗ-44 допускает подачу жалобу не только на действия заказчика, но и на работу уполномоченного органа, учреждения, по госзакупкам, должностных лиц, контрактного управляющего, оператора электронной площадки. Жалоба на действия заказчика может быть подана в суд или контролирующую инстанцию в сфере закупок.

Подача жалобы в контрольный орган не исключает возможности для обжалования действий заказчика в суде. Жалобу допускается подать в следующие инстанции:

  • Орган местного самоуправления, который уполномочен контролировать закупки. Например, в г. Глазов Удмуртской Республики такие полномочия исполняет Контрольно-ревизионное управление Глазовской городской Думы.
  • Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и ее территориальные подразделения (их контакты можно найти на или в Приложении к административному регламенту, где содержатся данные обо всех 82 подразделениях). Именно за этой инстанцией закреплены контролирующие функции в сфере госзакупок, и сюда поступает основной массив жалоб от участников (связано это с тем, что решения ФАС имеют большую юридическую силу).
  • Региональный орган исполнительной власти, который наделен функциями контроля за закупками. Такие организации определяются местными нормативно-правовыми актами (например, в Тульской области это Областной контрольный комитет).
  • Контрольный орган в сфере оборонзаказа в отношении закупок из указанной сферы – такие полномочия также переданы в ФАС.

Общее правило выбора места для подачи жалобы такое: если закупка производится для обеспечения потребностей федеральных нужд, то обжаловать ее необходимо в ФАС РФ.

Когда закупка инициирована региональными или муниципальными властями, то жалоба подается в территориальное подразделение ФАС по месту нахождения заказчика или местные контрольные органы власти. Перечень ситуаций, при которых может возникнуть спор между заказчиком и участником государственной закупки, весьма разнообразен.

В ФЗ-44 основания для подачи жалобы прописаны весьма условно: это мнение участника о том, что действия заказчика или бездействие привело к нарушению прав и интересов участника государственной закупки. Также к причинам по 44-ФЗ относят несоответствие закупочной установленным требованиям. Так, обжалование действий заказчика может потребоваться:

  • Нарушены положения ФЗ-44 в отношении предоставляемого по контракту (например, предъявлены необоснованно высокие требования к размеру обеспечения, или установлено требование о внесении обеспечения, если таковое не предусмотрено в ФЗ-44).
  • Заказчиком были созданы искусственные условия, создающие ограничения для участия в закупке (например, через формирование требований, включенных в закупочную документацию).
  • Заказчиком были включены в закупочную документацию о предоставлении документов и сведений, которые не являются обязательными по закону. В ФЗ-44 содержится исчерпывающий перечень документов, которые может запрашивать заказчик. Например, заказчик запросил сведения о среднесписочной численности, выручке, балансовой стоимости активов и пр.
  • Заказчик в нарушение норм закона отказал компании в допуске к торгам или препятствовал исполнению договора.

Указанный перечень нарушений не является исчерпывающим, но является наиболее распространенным списком оснований для подачи жалобы.

Процедура подача жалобы на действия или бездействие заказчика предполагает прохождение следующих последовательных шагов. Этап 1. Подготовительный этап. На этом этапе изучается , определяется предмет жалобы, отбираются соответствующие требования в законе, изучается практика обжалования по аналогичному вопросу, собирается доказательная база.

Этап 2. Готовится жалоба в письменном виде с учетом требований, изложенных в 44-ФЗ. Этап 3. Определяется место подачи жалобы и способ (электронный или бумажный).

Этап 4. Передается жалоба с учетом регламентированных сроков в ФАС, а ее копия направляется заказчику. Этап 5. Ожидание официального ответа от контролирующей инстанции.

Этап 6. Если решение было вынесено в пользу участника, и его жалоба была удовлетворена, то он может обратиться с предписанием к заказчику и потребовать его исполнения. Региональными и муниципальными органами власти может быть предусмотрен свой регламент рассмотрения и подачи поступивших жалоб.

Но в целом алгоритм будет похож на тот, который указан выше.

Общие требования к подаваемой жалобе и порядке ее подачи содержатся:

  1. в Приказе ФАС от 2014 года №727/14 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица , контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. в Главе 6 44-ФЗ, а именно в ст. 105-106;
  3. в Информации от ФАС от 2014 года «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;

Требования к подаваемой жалобе прописываются в ч. 8 ст. 105 ФЗ-44. Она должна содержать следующие сведения:

  • Данные заказчика: наименование, адрес нахождения и контактные сведения.
  • Указание на конкретные действия заказчика, которые участник хочет обжаловать, а также доводы со ссылкой на конкретные пункты ФЗ-44, которые были нарушены. Без ссылки на законодательство жалобу могут оставить без рассмотрения.
  • Сведения об отправителе жалобы.
  • Указание на государственную закупку и ее номер (не допускается подавать одну жалобу на несколько закупок, иначе ее вернут без рассмотрения).

Также в подаваемой жалобе необходимо прописать конкретную просьбу к контролирующей инстанции. Так, с учетом ст. 106 ФЗ-44 у контролирующей инстанции можно запросить:

  • Выдать предписание, обязательное для исполнения заказчиком. Например, отменить решение о несоответствии подаваемой через внесение изменений в закупочную документацию, устанавливающую необоснованные требования к участникам.
  • Провести внеплановую деятельности организации.
  • Приостановление процедуры выбора победителя торгов до рассмотрения жалобы по существу или аннулирования результатов торгов (если они к моменту подачи документа были завершены).

К подаваемой жалобе следует приложить определенные документы, которые делают ее обоснованной.

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 ФЗ-44. При этом сам перечень документов в законодательстве не прописан:

  • Документацию о закупке, на которую ссылаются в жалобе: протоколы, приказы, решения, конкурсная документация и пр.
  • К жалобе нужно приложить, как минимум, доверенность, подтверждающую полномочия составителя.

При этом отсутствие указанных документов не может стать причиной для отказа в рассмотрении жалобы (такой вывод подтверждается разъяснениями ФАС и Минэкономразвития). При необходимости ведомство может запросить необходимые сведения самостоятельно, а большая часть информации о закупке имеется в открытом доступе.

Копию жалобы со всеми документами из перечня приложений требуется направить в адрес заказчика или оператора электронной площадки, действия которых обжалуются. Жалоба может быть составлена в письменном или электронном виде.

В последнем случае ее необходимо подписать с помощью .

Печатный документ подлежит прошивке и нумерации. Перед тем как приступить к подготовке жалобы на действия заказчика, стоит ознакомиться с на сайте контролирующей инстанции.

C образцами поданных жалоб на действия заказчика в ФАС по 44-ФЗ и результатами их рассмотрения можно ознакомиться на , а также на . Согласно пп. 3-6 ст. 105 ФЗ-44, жалобы на заказчика должны быть поданы в следующие сроки:

  • Жалобы на действия/бездействие заказчика – не позднее, чем через 10 дней после размещения обжалуемого протокола в или на электронной площадке (если речь идет о ЕИС, то имеется в виду протокол рассмотрения/оценки заявок на участие в конкурсе или запросе котировок, протокол запроса предложений; если об электронной площадке – то протокол подведения итогов электронного аукциона).
  • Обжалование действий оператора электронной площадки допускается в течение 30 дней после совершения им обжалуемых действий.
  • Жалоба на положение документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока.
  • Жалобы на бездействие или действия заказчиков при рассмотрении вторых частей заявок в электронном аукционе допускается подавать вплоть до заключения .

После того как указанные сроки истекли, допускается обжалование действий в судебном порядке. Согласно регламенту ФАС, контролирующая инстанция должна придерживаться определенных временных рамок при рассмотрении заявок:

  • На изготовление решения — 3 дня после оглашения результативной части.
  • На рассмотрение жалобы по существу – 5 дней.
  • На принятие или отклонение жалобы у ФАС есть 2 дня. В качестве причин для отклонения могут выступать несоответствие жалобы установленным требованиям, отсутствие на ней подписи уполномоченного лица, подача жалобы после установленного срока либо если по действиям заказчика уже имеется судебное решение.
  • На уведомление заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы у ФАС есть 3 дня.

Если участник закупки не был удовлетворен результатами рассмотрения жалобы, то он может обжаловать их в судебном порядке.

Сроки исковой давности по таким заявлениям составляют 3 месяца (по ч. 1,4 ст. 198 АПК). Таким образом, ФЗ-44 допускает возможность обжалования действий заказчика при его действиях/бездействии, которые нарушают интересы участника торгов, а также при необоснованных требованиях в документации по торгам. Большая часть жалоб подается в ФАС федерального или территориального уровня, так как предписаниям данной контролирующей инстанции принадлежит высокий юридический вес.

Также пожаловаться на заказчика можно в региональные или муниципальные контролирующие инстанции. При пропуске сроков и несогласии с решением ФАС у участника есть право обратиться в арбитражный суд для отстаивания своих интересов. Не нашли ответа на свой вопрос?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+