Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Нужна ли спецоценка рабочего места без работников

Нужна ли спецоценка рабочего места без работников

Нужна ли спецоценка рабочего места без работников

Спецоценка рабочих мест обязательна!


С начала 2021 года специальная оценка условий труда (СОУТ) стала обязательной для всех организаций. Если раньше многие предприятия имели возможность вообще не проводить спецоценку, то теперь эта процедура стала законодательно установлена для всех.

Что нужно знать работодателю про СОУТ, рассказываем в этой статье.В 2013 году был принят федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который предписывал компаниям осуществлять СОУТ. Срочно провести спецоценку сначала обязывались предприятия с вредными условиями труда и некоторые другие, входящие в перечень.

Для остальных компаний обязанность проводить СОУТ была отложена до 31 декабря 2018 года.Теперь же спецоценка — обязательная процедура для любого работодателя. Обратите внимание, что без проведенной специальной оценки условий труда не будет принята бухгалтерская отчетность компании (информация о СОУТ должна быть отражена в отчете 4-ФСС).Согласно ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать для своих сотрудников безопасные условия труда. Кроме всего прочего, одной из мер содействия такой безопасности является спецоценка рабочих мест, организовывать и финансировать которую также должен работодатель.Специальная оценка условий труда — это регламентированный комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и/или опасных производственных и трудовых факторов.

СОУТ позволяет оценить уровень воздействия вредных факторов на сотрудников и учесть отклонения от установленных нормативов безопасности условий труда.Порядок проведения спецоценки регламентируется определенными нормативными актами. Так, общая информация содержится в ФЗ №426 «О специальной оценке условий труда»; методика проведения, правила составления отчета о проведении СОУТ, перечень вредных и опасных производственных факторов и прочая информация содержатся в приказах Минтруда №32н, №33н и №80н.СОУТ должна проводиться на всех рабочих местах сотрудников, с которыми оформлены трудовые отношения. Спецоценка проводится работодателем совместно со специализированной организацией, занимающейся проведением СОУТ.Специалисты Lexintel помогут провести полный комплекс работ по СОУТ в Москве и Московской области.

Мы проведем все необходимые подготовительные работы, осуществим оценку и анализ потенциально вредных и/или опасных производственных факторов, подготовим итоговый пакет документации по результатам проведенной спецоценки.

Звоните: +7 (495) 252-10-09.Не попадают под спецоценку рабочие места надомных и дистанционных работников, а также тех сотрудников, которые работают на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.Если на предприятии типовые (аналогичные) рабочие места, то проводится оценка только 20% от общего количества, но не менее двух рабочих мест. Результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже 1 раза в 5 лет. Однако существуют случаи, которые обязывают работодателя проводить СОУТ внепланово.

Рассмотрим их ниже.В течение12 месяцев необходимо провести спецоценку, если:

  1. Изменился технологический процесс, было заменено производственное оборудование, что могло оказать влияние на уровень воздействия вредных и опасных факторов на работников;
  2. Были организованы и введены в эксплуатацию новые рабочие места;

В течение 6 месяцев необходимо провести внеплановую спецоценку, если:

  1. Изменился состав применяемых материалов и сырья, что может оказать влияние на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов на работников;
  2. На рабочем месте произошел несчастный случай (не по вине третьих лиц) или было выявлено профессиональное заболевание, причиной которому стали вредные производственные факторы;
  3. Изменились применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, что также может оказать влияние на уровень вредных воздействий на работников;
  4. Работодатель получил предписание от госорганов о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявлением в ходе госпроверок каких-либо нарушений;
  5. На спецоценке мотивированно настаивают профсоюз компании или иные представительные органы работников.

Стоит помнить, что с 1 января 2015 года в законодательстве установлена ответственность в сфере охраны труда и оговариваются штрафные санкции за работу без СОУТ.Должностные лица и ИП должны будут выплатить до 10 000 рублей штрафа за непроведение СОУТ и нарушение государственных нормативных требований охраны труда. Юридическим лицам в таких ситуациях грозит штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей.Более ощутимые суммы грозят тем работодателям, которые допускают работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний по охране труда, а также без необходимых медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований: до 25 000 рублей для должностных лиц и ИП; до 130 000 рублей для юрлиц.

То же самое касается и случаев, когда сотрудник допускается к работе при наличии медицинских противопоказаний.Также штрафными санкциями караются необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (до 30 000 рублей для должностных лиц и ИП, до 150 000 рублей для юрлиц) и повторное нарушение (до 40 000 рублей или дисквалификация до 3 лет для должностных лиц, такой же штраф или приостановление деятельности до 90 суток для ИП, до 200 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток для юрлиц).Основаниями для проверки являются обращения работников, профсоюзов, работодателей, а также органов исполнительной власти, органов ФСС и др. Кроме того, поводом к проверке может стать решение суда.Как обезопасить себя от штрафных санкций?

Доверьтесь профессионалам Lexintel — мы проведем СОУТ по всем правилам законодательства. Запишитесь на бесплатную консультацию: Пост написан компанией Это авторский материал. Мнение редакции «Клерка» может не совпадать с тем, что в нем написано.

Создайте свой блог, и аудитория «Клерка» о вас узнает

Важно. Кратко про спецоценку условий труда (СОУТ): нужно ли ее проводить ИП и в какие сроки?

Добрый день, уважаемые ИП! В последнее время часто задают вопросы о необходимости проведения СОУТ (Специальная Оценка Условий Труда).

Вчера получил очередную порцию вопросов от читателей и решил написать эту статью. Пройдусь тезисно, по главным моментам, о которых нужно знать ИП. Да, знаю, что большинство читателей моего блога работает без сотрудников, но все-равно возьмите на заметку, так как если будете нанимать сотрудников, то придется столкнуться с СОУТ.

Итак, вот, что обнаружил: 0. Для чего нужна спецоценка условий труда? Она нужна для того, чтобы оценить условия, в которых работают ваши сотрудники.

Специальная организация проверит какие вредные факторы могут воздействовать на сотрудников, есть ли опасные условия и т.д. и т.п. Проведут измерения, дадут рекомендации, присвоят класс условий труда для рабочих мест.

И уже от этих классов будет зависеть сумма взносов в ПФР и ФСС за сотрудников. 1. Кто обязан провести СОУТ? Это касается всех ИП? Это касается всех ИП и организаций, у которых есть наемные сотрудники.

Вне зависимости от организационно-правовой формы. Если Вы ИП, если у Вас есть даже один наемный сотрудник, то придется провести СОУТ. 2. В какие сроки нужно уложиться?

СОУТ необходимо провести до 31 декабря 2018 года.

Это обязательно, если есть наемные сотрудники.

Время еще есть, но лучше поспешить, так как в один день не получится уложиться… процедура небыстрая, прямо скажем.

3. Я работаю один, как ИП. Нет у меня наемных сотрудников. Нужно проводить СОУТ? Нет, не нужно. 3. Я применяю систему налогообложения УСН (ПСН, ЕНВД и т.д.). У меня есть сотрудник. Мне надо проводить СОУТ? Неважно, какая у вас система налогообложения. Важно то, что есть наемные сотрудники или нет. Если есть, то до 31 декабря 2018 года нужно провести СОУТ.
Если есть, то до 31 декабря 2018 года нужно провести СОУТ.

4. Что будет, если я не проведу СОУТ до 31 декабря 2018 года?

Будет штраф:

  1. Для ИП и должностных лиц от 5000 до 10 000 рублей;
  2. Для организации от 60 000 до 80 000 рублей.

При повторном выявлении нарушения, штрафы увеличиваются:

  1. Для ИП и должностных лиц от 30 000 до 40 000 рублей;
  2. Для организации от 100 000 до 200 000 рублей.

Факт непроведения СОУТ будет легко выявляться, так как эти данные должны быть отображены в отчете 4-ФСС.

Поэтому, надеяться, что «сделаю потом, может не заметят» не стоит.

5. Есть ли исключения? СОУТ можно не проводить только если, ваши сотрудники являются надомными работниками, работают удаленно (дистанционно). 6. Кто проводит СОУТ? Я могу ее провести самостоятельно? Спецоценку условий труда проводит только специальная организация, которая имеет разрешение на проведение подобных проверок.

То есть, самостоятельно провести СОУТ, без привлечения аккредитованной организации невозможно. 7. И где найти такую организацию? Искать ее нужно в специальном реестре аккредитованных организаций: http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations В реестре есть удобная сортировка по регионам РФ.

Лучше сразу настроить сортировку, так как таких компаний очень много. Также поставьте “галочку” только для “Действующая организация”. Повторюсь, что лучше не тянуть с этим вопросом, и начинать действовать сейчас, если понимаете, что СОУТ придется проводить.

В декабре будет аншлаг. Выберите организацию из своего города, а далее специалисты компании вам подскажут что именно нужно делать.

Также следует знать, что после завершения проверки предстоит еще несколько действий:

  1. Опубликовать результаты проверки на сайте организации (если есть сайт, конечно).
  2. Необходимо сдать декларацию соответствия условий труда в трудовую инспекцию. Это нужно сделать течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ.
  3. Ознакомить сотрудников (под роспись) с отчетом о проведении СОУТ (в течение 30 календарных дней после завершения проверки).
  4. Уведомить о результатах проверки СОУТ ФСС России (таблица 5 отчета 4-ФСС).

8.

Как часто нужно проводить СОУТ? Один раз в 5 лет. 9. А если я нанял сотрудника после 31 декабря 2018 года? Мне нужно проводить СОУТ? Да, нужно.

10. Что еще нужно почитать?

  1. Статья 212 ТК РФ.
  2. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.
  3. Письмо Минтруда № 15-4/10/В-4010 от 01.06.18 г.
  4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Эти документы легко можно найти в “Консультанте” или в “Гаранте”.

Вот такие новости, уважаемые ИП Как видите, процедура не самая простая, поэтому советую не тянуть до 31 декабря. Ищите компанию из реестра выше в вашем регионе, и начинайте уже сейчас, если понимаете , что СОУТ не избежать.

Там уже вам подскажут более подробно, что да как. Советую прочитать:

  • Новый сервис ФНС для отслеживания статуса контрагентов
  • ИП является наемным работником: нужно ли платить страховые взносы “за себя”?
  • Лимиты по УСН для ИП на 2021 год. Кто имеет право применять упрощенку?

Рубрики Наемные сотрудники, Частые вопросы от новичков Навигация записи Новый сервис ФНС для отслеживания статуса контрагентов. Берите в работу при работе с новыми юрлицами или ИП.ГосДума приняла в третьем чтении законопроект о самозанятых

Дмитрий Робионек Я создал этот сайт для всех, кто хочет открыть свое дело в качестве ИП, но не знает с чего начать.

И постараюсь рассказать о сложных вещах максимально простым и понятным языком. Получайте самые важные новости для ИП на Почту!

Будьте в курсе изменений! Нажимая на кнопку «Подписаться!», Вы даете согласие на рассылку, обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

СОУТ на вакантных рабочих местах

Корень зла данной проблемы, заключается в ч.

3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», поскольку именно тут содержится «индульгенция» на рабочие места надомников, и дистанционных работников СОУТ в отношении которых не проводится.

На день написания статьи нет необходимости проводить СОУТ на рабочих местах государственных гражданских служащих и муниципальных служащих (ч. 4 ст 3) дополнительно в письме упоминается, что СОУТ не проводится на рабочих местах сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, органов внутренних дел Российской Федерации, национальной гвардии Российской Федерации, которые проходят государственную правоохранительную службу.

Следовательно на всех оставшихся рабочих местах необходимо СОУТ провести, это следует из прямого прочтения ст. 3. Теперь изложим в хронологическом порядке имеющиеся на сегодняшний день разъяснения по вопросу «Можно ли проводить ?» и самое главное «Нужно ли проводить ?» Действие первое — Роструд открестился от проблемы. 11.11.2014 Специальная оценка условий труда в отношении вакантных рабочих мест Возможно ли провести специальную оценку условий труда в отношении вакантных рабочих мест?

Для проведения СОУТ необходимо сообщить СНИЛС работников, которые трудятся на каждом рабочем месте. Если же место вакантно, что и СНИЛС представить нельзя.

На этом основании предприятию отказывают провести СОУТ в отношении вакантных рабочих мест. А прием работника на рабочее место, в отношении которого СОУТ не проведена, нарушает законодательства.

Как быть в данной ситуации? Ответ Данный вопрос не относится к компетенции Роструда.

Рекомендуем Вам обратиться в Минтруд России. Развернуть Правовое обоснование В соответствии с п.5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324

«Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости»

данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с п. 1. Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности. В соответствии с п. 5.16. вышеуказанного Положения Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Действие второе — Минтруд выразил свою позицию.

14.03.2016 года выдержка «В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г.

№ 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.
№ 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

С учетом изложенного, специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются. Таким образом, возможность проведения внеплановой специальной оценки условий труда на вакантном рабочем месте может быть реализована только после принятия на него работника.» 19.05.2016 У работодателя имеется несколько вакантных рабочих мест, на которые несколько лет не принимаются работники. Допустимо ли проводить СОУТ только в отношении рабочих мест, фактически занятых работниками?

Можно ли провести СОУТ в несколько этапов: сначала на рабочих местах, занятых работниками, затем — на вакантных?

Ответ: Специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются. Развернуть Правовое обоснование: В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.

N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

28.06.2016 Добрый день! Нужно ли проводить .

И как быть с рабочими местами на которых вчера был работник, а сегодня он уволился…или наоборот???

Может быть есть какие-то официальные разъяснения по этому вопросу? Ответ: 1.Да, нужно. Специальная оценка условий труда (СОУТ) не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Во всех остальных случаях СОУТ проводится. 2. Новый работник при ознакомлении с картой специальной оценки условий труда должен расписаться в соответствующей графе (графа идет после строки 50 карты СОУТ) карты СОУТ после последнего указанного в ней работника, либо первым, если рабочее место было вакантным.

Развернуть Правовое обоснование: Согласно ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В силу ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

В соответствии с пп. 12 п. 5 Приложения №4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н в карте специальной оценки условий труда указывается дата ее составления. Карта подписывается председателем и членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда, экспертом (экспертами) организации.

Карта также подписывается работниками, занятыми на данном рабочем месте.

07.10.2016 СОУТ вакантных мест На мой вопрос от 03.10.2016 о проведении СОУТ на вакантных местах офисных работников (уточню — операторов ЭВМ) получен ответ:

«Системный анализ нормативных актов о специальной оценке условий труда (ссылки на которые приведены в Правовом обосновании) позволяет сделать вывод, что специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не проводится, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются»

. Из изложенного следует, что это — субъективное мнение, а не прямое указание законодательства.

Между тем, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости И.И.

Шкловец по вопросу:

«Что нужно брать в расчет общего числа рабочих мест при проведении спецоценки: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию?»

полагает, что лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию, но законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому окончательное решение об этом должна принять комиссия с учетом целесообразности. А целесообразность заключается в том, что: 1. Вакантные места операторов ЭВМ оборудованы, включение компьютера, принтера и наличие освещения — это все параметры осуществления штатного производственного процесса на данном рабочем месте.

2. Факт того вакантно это место или нет не скажется на показателях измерений освещенности — единственное, что измеряется при СОУТ рабочего места оператора ЭВМ. 3. На рабочем месте оператора ЭВМ согласно Методике (33н) вредные и опасные факторы не идентифицируются, места заведомо не имеют вредных и опасных факторов. 4. На вакантные места есть соискатели, идет процесс отбора.

Так почему же я не могу провести СОУТ на эти места? Законодательство не запрещает. Ответ: Специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Развернуть Правовое обоснование: В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

03.04.2018 СОУТ на вновь созданном рабочем месте Можно ли проводить специальную оценку условий труда на вновь созданном рабочем месте, если оно вакантно?

Ответ: Да, можно. Каких-либо ограничений относительно проведения специальной оценки условий труда на вакантных рабочих местах нормами действующего законодательства не установлено. Развернуть Правовое обоснование: Согласно абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случаях ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Эпилог Не исключено что данный сюжет с названием «СОУТ на вакантном рабочем месте» будет иметь и седьмое, восьмое и прочее действия, нам же необходимо принять решение и ответить на два вопроса: Можно ли проводить ? Полагаем, что да можно (а кто нам это запретит) главные грабли — это организация которая у нас будет проводить СОУТ (проблема решается разъяснением Роструда 03.04.2018).

Какова вероятность, что ГИТ привлечёт к административной ответственности — практически нулевая (закон не содержит в себе запрета на проведение , а оценка качества проведения СОУТ не является предметом полномочий ГИТ) Нужно ли проводить ? Ответ очевиден — да это необходимо делать, и вопрос тут даже не в том, что вроде как Минтруд по сей день против, вопрос в том а, что нам будет если не проведём, а будет штраф довольно таки солидный (о штрафах мы расскажем в отдельной статье), будет и второй штраф когда мы примем работника на рабочее место на котором не была проведена СОУТ и соответственно нам нечего будет вписать в трудовой договор в позицию условия труда.

И самое главное, принимая работника на вакантное рабочее место, на котором уже проведена СОУТ, мы избавляемся от проблемы

«Я вообще с СОУТ не согласен, меня обманывают, все в сговоре ГИТ разберитесь»

Как и ожидалось «раскачивания лодки» вопроса «СОУТ на вакантном рабочем месте» продолжается: 23.08.2018 — СОУТ на вакантном рабочем месте не может быть проведена. Нужно ли проводить СОУТ на вакантные должности?

Ответ Специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Таким образом, возможность проведения внеплановой специальной оценки условий труда на вакантном рабочем месте может быть реализована только после принятия на него работника. Развернуть Правовое обоснование Согласно п. 15

«Методики проведения специальной оценки условий труда»

(утв.

Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н) исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов. 10.10.2018 — Соут на аналогичном «вакантном рабочем» (специально ли автор вопроса сформулировал его таким образом мы не знаем) — ответ шедеврален, впрочем убедитесь сами СОУТ на аналогичном рабочем месте Добрый день.

В организации проведена СОУТ на основном р.м. По штатному расписанию имеется одно аналогичное р.м., но оно вакантно, т.е. СОУТ на нем проведена быть не может.

После окончания СОУТ на аналогичное место принимается работник. Т.е., нового рабочего места не организуется, ни к одному пункту ч.1 ст. 17 ситуация не относится. Правило о СОУТ на 20% аналогичных мест не применимо, т.к.

проводится в ходе плановой СОУТ.

Нужно ли проводить внеплановую СОУТ на таком аналогичном месте?

Каково основание? Ответ: При этом прием работника на вакантное место должен рассматриваться как ввод в эксплуатацию вновь организованного рабочего места. СОУТ должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест. При этом внеплановая СОУТ должна быть проведена, если новые рабочие места не являются аналогичными тем, в отношении которых уже проведена СОУТ.

При этом внеплановая СОУТ должна быть проведена, если новые рабочие места не являются аналогичными тем, в отношении которых уже проведена СОУТ. Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты. По аналогичным рабочим местам СОУТ проводится в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Поэтому если новые рабочие места являются аналогичными тем, в отношении которых СОУТ уже проведена, и количество оцененных рабочих мест не менее 20% от их общего числа «старых» и новых мест, то внеплановую СОУТ проводить не надо.

Развернуть Правовое обоснование: Часть 1 ст.

17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определяет, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в том числе в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в ч.

1 ст. 17 случаев. В соответствии с частями 5 и 6 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты. Частями 1, 2 и 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Рекомендуем прочесть:  Прием на работу со ставкой 05

На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда. В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников. По данному вопросу от себя добавим, что сам вопрос содержит в себе противоречие в части СОУТ аналогичных рабочих мест которые на момент проведения СОУТ были вакантны.

Что по поводу аналогичных рабочих мест и проведения на них СОУТ гласит закон: статья 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ ч.

5. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

ч. 6. Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

статья 16 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ ч. 1. При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. ч. 2. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда.

ч. 3. В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

ч. 5. В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, установленным статьей 9 настоящего Федерального закона, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

ч. 5. В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, установленным статьей 9 настоящего Федерального закона, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными. Как видно из ч.1 ст.16 Закона результаты СОУТ применяются ко всем аналогичным местам. Обращаем Ваше внимание — не важно были ли рабочие места на оставшихся 80% вакантными или нет, поскольку ни какие замеры на эти местах и опросы работников при проведении СОУТ на этих рабочих местах (80% оставшихся аналогичных рабочих мест» не проводились, что очередной раз подтверждает сделанный нами вывод о необходимости проведения соут на Вакантных рабочих местах.

Два следующих вопроса по нашему мнению являются попыткой игры на полутонах, что в конечном итоге приведёт к административному наказанию, будьте аккуратнее — . 24.10.2018 — СОУТ при совмещении слесарь-сварщик.

совмещение слесарь-сантехник работает по трудовому договору, дополнительно совмещает электросварщика ручной сварки. Необходимо ли проводить СОУТ по совмещаемой должности?

У Электросварщика вредная ли работа или она определяется только после СОУТ?

Ответ: Да, необходимо. Наличие вредных условий труда определяется по результатам специальной оценки условий труда.

Развернуть Правовое обоснование: В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами (ст.

282 ТК РФ). 26.10.2018 — СОУТ совмещение и вакантная должность.

Проводится ли СОУТ в отношении вакантной должности?

Является ли должность по которой человек работает на условиях совмещения вакантной? Ответ: 1. В процессе специальной оценки условий труда (СОУТ) исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

На основании вышеизложенного СОУТ на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Таким образом, возможность проведения внеплановой СОУТ на вакантном рабочем месте может быть реализована только после принятия на него работника. 2. Должность, работу по которой работник выполняет в качестве совмещения, является вакантной.

Развернуть Правовое обоснование: В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

Согласно ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей) (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ). Мы продолжаем следить за развитием темы, при получении новой информации статья будет обновляться, наше мнение выраженное в эпилоге статьи не изменилось. Количество просмотров: 10 594 Опубликовано Автор Рубрики Метки

Роструд ответил на вопросы, связанные с проведением спецоценки условий труда

9 января 2021 9 января 2021 Эксперты сервиса Роструда «Онлайн-инспекция.рф» продолжают на своем сайте на вопросы работников и работодателей.

Сегодня предлагаем вашему вниманию наиболее популярные разъяснения, касающиеся специальной оценки условий труда (СОУТ).

Организация сдает в аренду офисное здание вместе с оборудованными рабочими местами (мебелью, оргтехникой и т.п.). Вправе ли арендаторы не проводить спецоценку рабочих мест своих сотрудников, если собственник уже провел за свой счет СОУТ в отношении всех рабочих мест в здании? Нет, не вправе. Согласно статье Трудового кодекса, проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя.

В статье Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» также установлено, что работодатель должен обеспечить проведение СОУТ. Поэтому каждому работодателю, который арендует помещения в офисном здании, придется самостоятельно провести специальную оценку условий труда на рабочих местах своих сотрудников. Нужно ли проводить спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, созданных после проведения очередной СОУТ, «срок действия» которой не истек?

Вообще-то, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой спецоценки. Она проводится в течение 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п.

2, 4 — 7 ч. 1 Закона № 426-ФЗ. Но это необходимо сделать только в том случае, если новые рабочие места не являются аналогичными тем, в отношении которых уже была проведена СОУТ.

Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, отопления и освещения. На таких местах работники трудятся по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса. При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ст.

Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ). Соответственно, внеплановую спецоценку проводить не надо, если одновременно соблюдаются два условия:

  1. новые рабочие места являются аналогичными тем, в отношении которых СОУТ уже проведена;
  2. количество оцененных рабочих мест не менее 20 процентов от общего числа старых и новых рабочих мест.

В 2013 году на предприятии проводилась аттестация рабочих мест. По ее итогам условия труда на рабочем месте работника были признаны вредными третьего класса первой степени (3.1).

В связи с этим сотруднику полагались ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени и повышенная оплата труда.

В 2015 году работодатель провел спецоценку, которая подтвердила результаты аттестации рабочих мест: условия труда на рабочем месте признаны вредными третьего класса первой степени (3.1). Но по итогам СОУТ работнику были отменены сокращенная продолжительность рабочего времени и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Правомерны ли действия работодателя? Да, правомерны. С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда была заменена специальной оценкой условий труда.

По результатам проведения СОУТ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) или опасные (4 класс). В свою очередь вредные условия труда делятся еще на четыре подкласса: 3.1 (вредные условия труда первой степени); 3.2 (вредные условия труда второй степени); 3.3 (вредные условия труда третьей степени) или 3.4 (вредные условия труда четвертой степени).

Сокращенная продолжительность рабочего времени полагается только тем сотрудникам, условия труда которых по результатам СОУТ были признаны вредными условиями труда 3 или 4 степени (то есть 3 класс, подклассы 3.3 или 3.4) или опасными условиями труда (4 класс). Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется только тем сотрудникам, условия труда которых по результатам СОУТ были признаны вредными условиями труда 2, 3 или 4 степени (то есть 3 класс, подклассы 3.2, 3.3 или 3.4.) либо опасными условиями труда (4 класс).

А вот повышенная оплата труда полагается всем работников, занятых на работах с вредными условиями труда (то есть 3 класс, независимо от подкласса вредности) или на работах с опасными условиями труда (4 класс).Ранее по теме спецоценки условий труда 18 590 18 590 18 590 18 590Популярное за неделю16 47318 44864 4436 3269 907

С 1 сентября спецоценку условий труда нужно проводить по измененным правилам

Опубликован Приказ Минтруда России от 27.04.2021 № 213н «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2021 г.

№ 451-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»

. В некоторые нормативные правовые акты Минтруда внесены поправки, касающиеся процедуры проведения СОУТ.

Всё это связано с принятием Федерального закона от 27 декабря 2021 г. № 451-ФЗ. Указанным законом была усовершенствована процедура проведения спецоценки, внесены корректировки в правила применения её результатов, а также усилен контроль за внесением сведений о результатах СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения СОУТ (далее — ФГИС). Напомним основные нововведения, внесённые Законом № 451-ФЗ:

  1. в отчёт о спецоценке должны включаться замечания и возражения работника относительно её результатов, представленные в письменном виде. Работодатель обязан рассмотреть такие возражения и провести при необходимости внеплановую СОУТ.
  2. установлено, что декларация соответствия условий труда также начинает действовать только после внесения информации в ФГИС. Ранее декларация считалась действительной со дня утверждения отчёта о спецоценке;
  3. закреплена обязанность организаций, проводящих спецоценку, по передаче в ФГИС определённых сведений и получению для предстоящей спецоценки идентификационного номера, который присваивается в автоматическом режиме и включается в отчёт о её проведении;
  4. работодателям запретили применять результаты СОУТ, пока сведения о них не появятся в ФГИС;

Такие организации теперь должны каждый раз получать в ФГИС идентификационный номер предстоящей спецоценки.

Сделать это нужно до начала соответствующих работ, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем ГПД о проведении СОУТ. Затем этот номер необходимо сообщить работодателю до начала выполнения работ по проведению спецоценки. Уведомление о получении идентификационного номера может быть направлено в адрес работодателя на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Кстати, идентификационный номер необходимо будет указывать на титульном листе отчёта о результатах проведения спецоценки. Установлено, что в целях выявления на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов работодателям дополнительно придётся представлять результаты, полученные при осуществлении следующих мероприятий:

  1. федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
  2. организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда;

Правда, все эти материалы предоставляются работодателем только при их наличии. По новым правилам отчёт о проведении СОУТ должен быть составлен, подписан всеми членами комиссии и утверждён её председателем в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, которая провела спецоценку.

К отчёту о результатах проведения СОУТ необходимо будет прилагать замечания и возражения конкретного работника относительно результатов спецоценки, проведённой на его рабочем месте. Да, можно. Организация, которая провела СОУТ, в течение тридцати календарных дней после передачи в ФГИС сведений о результатах проведения спецоценки вправе внести изменения в переданные сведения.

Как известно, государственная экспертиза условий труда осуществляется в том числе для определения качества проведения спецоценки. Теперь проведение такой экспертизы может инициировать Роспотребнадзор в рамках мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Начало действия документа — 01.09.2021.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+