Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Предпринимательское право - Особенные процедуры банкротства сельскохозяйственных

Особенные процедуры банкротства сельскохозяйственных

Особенные процедуры банкротства сельскохозяйственных

Порядок банкротства сельскохозяйственных организаций


» Виды банкротства Автор Виктор Иванович На чтение 4 мин. Опубликовано 01.10.2015

Отдельные отрасли экономики нуждаются в специальных правилах регулирования, которые касаются не только этапа создания или непосредственной работы предприятия, но и его ликвидации. Одной из таких особенных отраслей является сельское хозяйство.

На сегодняшний день недостаточный уровень государственной поддержки не способствует развитию фермерских хозяйств и колхозов, в связи с чем банкротство сельскохозяйственных организаций стало обыденным явлением. Учитывая специфику деятельности юрлиц, занятых в сельском хозяйстве, в ФЗ № 127 «О несостоятельности» присутствует специальный параграф № 3, полностью посвященный их банкротству. В соответствии с этими правовыми нормами, к сельскохозяйственным организациям относят только производителей или производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, у которых объем выручки от ее реализации превышает 50% в общей структуре поступлений.

Этими правовыми нормами также регулируется процесс признания несостоятельными рыболовецких артелей, у которых поступления от продажи улова составляют не менее 70% от общего объема выручки.

Для того чтобы открыть дело по признанию сельскохозяйственной организации банкротом, необходимо наличие следующих условий:

  1. ее невыполненные обязательства в общей сумме превышают 500 тысяч рублей;
  2. окончательный срок погашения долгов закончился уже три месяца назад.

Заявление о признании сельхозпроизводителя несостоятельным, подается в арбитражный суд при одновременном наступлении всех указанных выше условий. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций отражаются и в прохождении этапов процедуры: наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.

Это связано с сезонностью деятельности сельхозпроизводителей: ведь они не могут круглогодично собирать урожай и постоянно реализовывать его в практически одинаковых объемах. Пики производства и реализации у них припадают на определенные периоды в зависимости от вида производимой продукции.

Все это учитывается в процессе финансово-экономического анализа деятельности предприятия. Также большое влияние на доходность сельскохозяйственной организации оказывают и природно-климатические условия, в которых она работает.

Данные факторы берутся в расчет при оценке возможности получения доходов от реализации урожая, собранного в соответствующий период, и погашения долга перед кредиторами за счет этих поступлений. Процесс финансового оздоровления действует до окончания срока проведения сельскохозяйственных работ в соответствующий период, при этом учитывается время, которое необходимо потратить на переработку и реализацию полученной в ходе этих процессов продукции. Если же во время проведения финансового оздоровления имели место стихийные бедствия, болезни животных или растений в масштабах эпидемий или другие обстоятельства чрезвычайного характера, тогда срок, отведенный на восстановление финансового состояния предприятия, может быть продлен еще на один год.

При этом устанавливается новый график погашения задолженности перед кредиторами. Процесс внешнего управления у сельхозпроизводителя точно так же зависит от сроков выращивания, сбора, переработки и реализации продукции. Но его максимальный срок не должен превышать два года и три месяца.

При возникновении в этот период форс-мажорных причин, указанных выше, срок внешнего управления может быть продолжен еще на год. Если процедура финансового оздоровления не принесла желаемых результатов, арбитражный управляющий приступает к реализации имущества должника.

Особенностью этого этапа банкротства сельскохозяйственной организации является то, что арбитражный управляющий должен выставить на торги целое предприятие.

В случае отсутствия заявок на первичных торгах на следующем этапе арбитражный управляющий обязан выставить единым лотом все имущество должника, которое принимает непосредственное участие во всех этапах производственного процесса. Сюда входят основные средства, которые используются для сбора, хранения, переработки и реализации урожая. Если же имущество должника снова не вызвало интереса у участников торгов, тогда вступает в действие ст.139 п.4 ФЗ № 127 и собственность банкрота продается посредством публичного предложения.

Во время проведения этой распродажи цена на имущество должника уже не поднимается, а, наоборот, снижается, и выигрывает тот, кто первым согласиться приобрести товар по объявленной цене.

Привилегии при реализации имущества должника предоставляются сельскохозяйственным организациям, которые находятся в непосредственной близости к его землям или, проще говоря, граничат с ним.

Если же такие отсутствуют, тогда первоочередное право приобрести собственность банкрота получают фермы и хозяйства, находящиеся в регионе расположения несостоятельной организации. Для выполнения данной правовой нормы арбитражный управляющий в первую очередь уведомляет о запланированных торгах именно эти организации.
Для выполнения данной правовой нормы арбитражный управляющий в первую очередь уведомляет о запланированных торгах именно эти организации.

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций

Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки.

применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и уловов водных биологических ресурсов составляет не менее чем 70% общей суммы выручки.При признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться:

  1. сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий;
  2. возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Финансовое оздоровление и внешнее управление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.В случае, если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке, предусмотренном ст. 85 Федерального закона.При продаже имущества и имущественных прав должника — сельскохозяйственной организации арбитражным управляющим преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника. В случае отсутствия таких лиц преимущественное право приобретения имущества при прочих равных условиях принадлежит сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.Арбитражный управляющий продает предприятие должника или имущество должника лицу, имеющему право их преимущественного приобретения, по цене, определенной на торгах.

В случае, если о намерении воспользоваться преимущественным правом приобретения заявили несколько лиц, предприятие должника или имущество должника продается по цене, определенной на торгах, лицу, заявление которого поступило арбитражному управляющему первым.

0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating: ( 0 Rating ) Joomla SEF URLs by ArtioКатегории

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2021 года). Copyright © 2012-2019 Все права защищены.

Полное или частичное использование материалов возможно только с указанием прямой ссылки на сайт.

  1. Статьи
  2. Политика конфиденциальности
  3. Соглашение об использовании cookie-файлов
  4. Пользовательское соглашение

Следите за новостями в нашей группе

  1. Понятия
  2. Учеба
  3. Общие вопросы

Банкротство сельскохозяйственных организаций

› › Сельское хозяйство и связанная с ним перерабатывающая промышленность, составляют фундаментальные основы экономики большинства стран мира.

В России традиционно сельскохозяйственная отрасль обладала приоритетом и даже в советскую эпоху всеобщей индустриализации именно те, кто трудился на земле, пользовались существенной государственной поддержкой.

С переходом российской экономики на принципы работы свободного рынка сельскохозяйственная отрасль столкнулась кроме традиционных для нее рисков земледелия, еще и с конкуренцией со стороны импортных сельхозпродуктов.

Это в немалой степени обусловило то, что не всякое сельхозпредприятие было готово к такому режиму работы и многим пришлось уйти с рынка, либо через процедуру ликвидации сельхозпредприятия, либо через процесс банкротства. В этой статье будет рассказано о том, что служит основными причинами банкротства сельхозпредприятий в России, для чего проводится банкротство сельхозкомпаний, как выглядит этот процесс и какие существуют особенности банкротства сельскохозяйственных организаций. Содержание статьи В условиях импортозамещения сельское хозяйство в России нуждается в стабильном развитии, так как это стратегически значимая отрасль, отвечающая за продовольственную безопасность государства.

Вступление Российского государства во Всемирную торговую организацию, создание Таможенного союза и Евразийского сообщества обязывает сельскохозяйственных товаропроизводителей конкурировать на мировом продовольственном рынке. Доля фермерских хозяйств в экономике страны Это основной риск, с которым сталкиваются отечественные производители сельскохозяйственной продукции. Кроме этого, проблемными вопросами сельского хозяйства остаются большая убыточность, закредитованность, слабый приток инвестиций в отрасль и недостаточность государственной поддержки, особенно для тех районов, которые относятся к зонам высоко рискованного земледелия (Нечерноземье, Сибирь, Дальний Восток).

Динамика банкротства сельхозкомпаний в Амурской области Также к основным причинам, по которым происходит банкротство сельскохозяйственных предприятий, особенно небольших предприятий и частных фермерских хозяйств, относится и постепенная монополизация отдельных секторов рынка.

Это связано в первую очередь с приходом на сельхозрынок крупных компаний и агрохолдингов, которые имеют в своем распоряжении десятки, сотни тысяч гектаров земель, мощные перерабатывающие комплексы, базы хранения, сети сбыта. Естественно, что в таких условиях множество небольших компаний и фермеров вынуждены просто прекращать работу.
Естественно, что в таких условиях множество небольших компаний и фермеров вынуждены просто прекращать работу.

У мелких сельхозпроизводителей и частных хозяйств практически нет реальных шансов победить в ценовой и технологической конкуренции с агрохолдингами. Правовые основы банкротства компаний сельхозпроизводителей Для того чтобы полностью понимать суть процесса банкротства компаний, работающих в сельском хозяйстве, не обойтись без ознакомления, хотя бы в общем виде, на какой правовой базе производится банкротство сельхозпредприятий.

В первую очередь необходимо обратить внимание на положения основного закона, регламентирующего процесс банкротства юридических и физических лиц.

Это ФЗ № 127 от 2002 года « О несостоятельности (банкротстве)».

В нем, в частности, имеется базовое определение того, кто такой сельхозпроизводитель. Под сельскохозяйственными организациями в соответствии с п.

1 ст. 177 Федерального закона от 16 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых, являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее, чем 50% общей суммы дохода.

№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых, являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее, чем 50% общей суммы дохода. Что касается сельскохозяйственных товаропроизводителей, то ими могут быть как юридические, так и физические лица, вовлечённые в процесс производства сельскохозяйственной продукции, удельный вес которой составляет более 50 % общего объема производимой продукции. Выручка же рыболовецких артелей (колхозов) от реализации или произведенной, переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов, составляет не менее чем 70 % от общей суммы выручки.

Таким образом, ФЗ № 127 установлены критерии, по которым можно определить правовой статус той или иной сельскохозяйственной организации и уже на основании этого рассматривать конкретные формы определения признаков банкротства и проведения всего процесса о признании несостоятельности компании.

Закон о банкротстве Кроме этого закона, существует еще ряд нормативных правовых актов, так или иначе формирующих правовое поле, на котором основывается процесс банкротства сельхозпроизводителей.

В частности, в этот перечень могут войти такие законодательные акты, как:

  • Введение специального налогового режима для сельскохозяйственных организаций («Единый сельскохозяйственный налог», введен во вторую часть Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 147-ФЗ);
  • Федеральный закон от 09.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;
  • Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ;

Кроме этих нормативных актов, также при рассмотрении процессов банкротства сельхозпредприятий следует учитывать и нормы Гражданского Кодекса РФ, Арбитражного процессуального Кодекса РФ. В общем смысле, технический процесс прохождения банкротства компанией сельхозпроизводителя или частного предпринимателя мало отличается от стандартных форм и методов. Но следует обратить внимание на некоторые особенности, связанные с реализацией конкретных этапов прохождения процесса банкротства:

  • Одна из особенностей банкротства должников, относимых к числу сельскохозяйственных организаций, касается продажи принадлежащих им объектов недвижимости при проведении процедуры конкурсного производства. Суть специального правила для таких случаев состоит в том, что сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности, наделяются преимущественным правом на приобретение указанных объектов недвижимого имущества. Благодаря данному правилу во многих случаях банкротства сельскохозяйственных организаций удается сохранить производство на территории предприятия-банкрота. Это происходит при продаже остаточного имущества или соседнему, финансово устойчивому предприятию, или нескольким фермерским хозяйствам, пожелавшим выкупить это имущество и землю для расширения своей деятельности.

Фермеры, доведенные до отчаяния В соответствии с п.

4 ст. 177 Закона о банкротстве, земельные участки в случае признания сельскохозяйственной организации банкротом могут переходить к другим лицам в той мере, в какой их оборот допустим земельным законодательством. Как правило, земельные участки, принадлежащие сельскохозяйственным организациям, относятся к категории земель сельскохозяйственного значения. В этой связи при применении вышеуказанной статьи закона необходимо учитывать положения ст.

27 Земельного кодекса РФ (136-ФЗ), которая устанавливает ограничения ликвидности (оборота на рынке) земельных участков, а также нормы Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (101-ФЗ)

  • Также необходимо отметить еще одну особенность, с которой связано банкротство сельскохозяйственных организаций. К таким неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям могут применяться определенные досудебные процедуры. Федеральным законом № 83-ФЗ (от 09.07.2002 г.) «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» определены правовые основания и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. В этих целях предусмотрено создание межведомственных (федеральной, территориальной или муниципальной) комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Фермерство закончилось В соответствии со ст. 13 указанного закона, должник — сельскохозяйственный товаропроизводитель может обратиться в территориальную комиссию с заявлением о включении его в состав участников программы финансового оздоровления, приложив к заявлению план улучшения финансового состояния и другие необходимые документы.

  • Еще одна особенность связана с продажей имущества банкрота или конфискации его судебными приставами в счет уплаты долгов перед кредиторами. В подобных случаях, к гражданину – главе крестьянского (фермерского) хозяйства, применяется специальная норма «Закона о банкротстве» (п. 3 ст. 221). Согласно этой нормы — «Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включаются в конкурсную массу». Т.е. не подлежат отчуждению, конфискации, наложению ареста.
  • Следует обратить особое внимание на проблемы банкротства (несостоятельности) индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере сельского хозяйства. Это относится к тем, кто имеет регистрацию либо как ИП, либо как фермерское, охотничье хозяйство или ЛПХ (личное подсобное хозяйство). В соответствии со статьей 204 «Закона о банкротстве» к заявлению индивидуального предпринимателя может быть приложен план погашения его долгов. При отсутствии возражений кредиторов арбитражный суд может утвердить план погашения долгов, что является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более чем 3 месяца. В случае, если в результате выполнения должником плана погашения долгов требования кредиторов погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.

Банкротство сельхозпроизводителя без субсидий Следует отметить, что при осуществлении процедуры банкротства компаний и физических лиц, которые могут быть отнесены к категории сельхозпроизводителей, имеет льготный режим.

Однако такие льготы при банкротстве, пока что мало решают основную задачу тех, кто пришел работать на поля и на фермы — как обеспечить рентабельность сельскохозяйственного бизнеса в столь непростых условиях, особенно если отсутствует ощутимая поддержка со стороны государства.

Следующая статья Рекомендуем похожие статьи

Банкротство сельскохозяйственных организаций: особенности процесса

Признание финансовой несостоятельности юридических лиц – это в любом случае процедура достаточно

сложная, состоящая из множества нюансов. Кроме того, юрлица бывают нескольких видов, для каждого из которых подразумеваются свои условия банкротства.

Одной из наиболее запутанных процедур является признание несостоятельности сельскохозяйственных организаций, поскольку во время прохождения процесса учитываются множество дополнительных факторов.

Под сельскохозяйственной организацией необходимо понимать юридическое лицо, которое получает более 50 процентов от общей прибыли за счет производства или производства и последующей переработки сельхозпродукции. Кроме того, к этой категории могут быть отнесены и рыболовецкие артели, если более 70% полученной прибыли приносит реализация выловленных ресурсов и продуктов их переработки.

Содержание

  1. 3 Особенности стадий банкротства
  2. 5 Особенности этапа конкурсного производства
  3. 6 Неточности в законодательстве
  4. 2 Отличия процесса
  5. 4 Реструктуризация долга
  6. 1 Общие положения

Общие положения Банкротство сельскохозяйственных предприятий происходит по схеме признания финансовой несостоятельности юридических лиц, однако имеет некоторые особенности, поскольку является исключением из правил.

Регулируется процесс положениями Федерального закона № 127 «О банкротстве» (статьи 177-179).

Отличия процесса Как и все процедуры банкротства, признание финансовой несостоятельности данной

категории юрлиц включает этапы наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и, если платежеспособность не восстановлена, конкурсного производства, однако на каждом этапе учитываются внешние факторы, которые влияют на прибыль компании.

К таким факторам относятся:

  • климатические условия региона (с учетом возможных форс-мажорных обстоятельств);
  • перспективы получения прибыли в конце сезона.
  • сезонность получения прибыли (зависит от специализации предприятия);

Данные факторы учитываются арбитражным управляющим в процессе проведения анализа деятельности организации на всех этапах процесса.

Особенности стадий банкротства Когда оформляется банкротство сельскохозяйственных организаций, особое внимание должно уделятьсястадиям финансового оздоровления и внешнего управления.
Максимальная продолжительность двух

данных этапов не должна превышать 24 месяца, однако в исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на 12 месяцев (если в указанный период имели место быть сложные погодные условия и т.д.).

Этапы финансового оздоровления и внешнего управления сельхозпредприятий регулируются Федеральным законом № 87

«О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»

.

Согласно данному нормативно-правовому акту в расчет берется возможность компании получить прибыль за произведенную или переработанную продукцию, поэтому при оформлении банкротства учитываются не только реальные активы, но и потенциальные, с учетом возможного получения прибыли на конец сезона.

Реструктуризация долга Банкротство сельскохозяйственных предприятий подразумевает возможность реструктуризации имеющейся задолженности, с целью возможного восстановления платежеспособности компании. Причем реструктурировать можно любую задолженность – как перед государственными организациями, так и перед другими физическими и юридическими лицами.

Возможность реструктуризации долга имеется у предприятия до момента подачи с его стороны или со стороны кредиторов заявления в арбитражный суд с просьбой признать банкротство. Для этого необходимо обратиться с соответствующим прошением в специальную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий.

В случае если подано подобное прошение, должнику запрещается продавать, дарить и совершать другие операции с имуществом, принадлежащим юридическому лицу.

Комиссия рассмотрит заявление компании с просьбой реструктурировать долг, а затем примет одно из следующих решений:

  • отказ в удовлетворении прошения с объяснением причин (если же отказ необоснован, можно обращаться в суд на комиссию по реструктуризации долга).
  • включение в состав программы по реструктуризации долга;
  • установка условий, выполнение которых позволит должнику быть включенным в программу;

Особенности этапа конкурсного производства Если нет возможности восстановления платежеспособности компании, процесс признания финансовойнесостоятельности переходит в заключительную стадию конкурсного производства, подразумевающую продажу имущества на специально организованном для этого аукционе.

Банкротство сельскохозяйственных организаций на стадии конкурсного производства проводит конкурсный управляющий.

Главная задача при этом сохранить целостность предприятия, чтобы оно функционировало в дальнейшем. Поэтому законодательством запрещено членение организации при выставлении его на торги в первый раз.

Если же компания не была куплена в целостном виде, на второй аукцион уже можно выставлять имущество фирмы-должника по частям.

Некоторые юридические лица обладают правом преимущественной покупки выставленного на аукцион имущества. К ним относятся компании, имущество которых находится по соседству с имуществом обанкротившегося должника (в эту категорию входят земельные участки, склады, хозяйственные здания и т.д.). Неточности в законодательстве Закон, регулирующий признание финансовой несостоятельности юридических лиц, относящихся к сельскохозяйственным организациям, имеет некоторые неточности, главными из которых являются:

  • Если имущество приобретает юридическое лицо, воспользовавшись приоритетным правом выкупа, нет четкого определения, что делать с ценой – будет реализация происходить по оценочной стоимости или же арбитражный управляющий имеет право цену повысить.
  • Также закон не определяет последствия пренебрежения правом преимущественного выкупа имущества.

Рейтинг: 5.0.

Голосов: 1 Please wait. Рассказать друзьямТакже читайте

  1. Проверка задолженности ФССП онлайн
  2. Что нужно знать о федеральном законе 476, вносящем поправки к закону «О несостоятельности»
  3. Определение понятия банкротство

Особенности банкротства сельхозпредприятий

Два века назад британский аристократ Уильям Питт Амхерст остроумно заметил, что самым надежным способом разориться является сельское хозяйство. Смех смехом, а статистика показывает, что не менее 70 процентов сельхозпредприятий в нашей стране находятся на грани банкротства. Остановить дальнейшее падение отрасли, от состояния которой во многом зависит экономическая стабильность государства, поможет взятие процедур банкротства сельхозпредприятий под контроль грамотных специалистов.

Благодаря своевременному и умелому антикризисному управлению, процедура банкротства будет проведена с минимальными потерями. Согласно определению сельскохозяйственной организации, под данную категорию субъектов бизнеса попадают юридические лица, в основе коммерческой деятельности которых лежит производство и/или переработка сельхозпродукции, при этом доход от ее реализации составляет, как минимум, 50% общей доходности предприятия.

Кроме того, если говорить о процедуре банкротства, то в один ряд с сельхозпредприятиями становятся и рыболовецкие колхозы, имеющие выручку от реализации переработанной и/или добытой продукции не менее 70% от общей доходности. Решение о признании сельскохозяйственного предприятия банкротом принимает суд при наличии, как минимум, следующих признаков:

  1. просроченная более чем на 3 месяца задолженность перед кредиторами,
  2. выход суммы долга за пределы стоимости имущества предприятия,
  3. общая сумма долга свыше 500 тысяч рублей.

В целом процедура банкротства сельскохозяйственных предприятий схожа с признанием финансовой несостоятельности любого другого предприятия. Однако здесь существует ряд особенностей, вызванных спецификой сельскохозяйственной бизнес-структуры:

  1. использование в бизнесе земельных участков сельскохозяйственного назначения,
  2. специфическое имущество и объекты недвижимости, находящиеся в собственности сельхозпредприятия,
  3. сезонный характер бизнеса.

Таким образом, уже известные стадии процедуры банкротства – наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление – проводятся по определенным правилам, учитывающим данные особенности.

Так, процесс наблюдения и анализ финансового положения юридического лица, занятого в сельскохозяйственном бизнесе, протекает с учетом сезонности предприятия и природно-климатических условий его функционирования.

Например, в отличие от наблюдения при банкротстве другого предприятия, в случае с сельскохозяйственной организацией, кредиторы могут отсрочить предъявление требований по задолженности, как говорится, «до ближайшего урожая», когда, получив очередную сезонную прибыль, предприятие будет в состоянии погасить накопившийся долг. Аналогичная ситуация складывается и с финансовым оздоровлением, вводимым на срок до завершения сельскохозяйственных работ и реализации продукции.

При этом срок может быть продлен, если установлено, что в ходе оздоровления наблюдались ухудшения в бизнесе сельхозорганизации, связанные с природными форсмажорами (ураганы, наводнения и т. п.), эпизоотиями (инфекционные болезни домашнего скота, носящие характер эпидемии) и другими внешними обстоятельствами. Внешнее управление при банкротстве сельскохозяйственных предприятий принято вводить до завершения сельхозработ.

При этом также учитывается время, требуемое для извлечения денежной прибыли путем реализации продукции. При возникновении природных форсмажоров, влияющих на финансовое состояние предприятия, срок действия внешнего управления могут продлить еще на один год.

Также существенные отличия обнаруживаются и при введении конкурсного производства.

Например, при конкурсной реализации недвижимого имущества, приобретенного на доходы от коммерческой деятельности сельхозпредприятия, преимуществом на его приобретение пользуется администрация района, в котором находится данное предприятие, а также другие сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства.

Что же касается перехода или отчуждения участков земли, принадлежащих сельхозпредприятию, данный порядок регулируется земельным законодательством.

Конкурсные торги имущества сельхозпредприятия могут проводиться до семи раз.

«» :

  1. , управляющий партнер

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

Как и по каким основаниям происходит процедура банкротства сельскохозяйственных предприятий?

Под сельскохозяйственной компанией признается юридическое лицо, основной деятельностью которого является производство, переработка и продажа сельхозпродукции при условии, что выручка от этих занятий составляет не менее, чем половина всей выручки.

Если компания занимается рыболовством, то доход от продажи водных ресурсов должен составлять не менее 70% всего дохода. Правовое регулирование банкротства сельскохозяйственных фирм осуществляется:

  1. отраслевыми нормативными актами.
  2. ;
  3. ;

определяет правила поддержки и страхования сельхозпроизводителей от банкротства или разорения по иным причинам, а устанавливает основания, по которым можно возбудить дело о несостоятельности в сфере сельхозбизнеса:

  1. наличие просроченных на общую сумму не менее 500000 рублей;
  2. наличие просрочек по данным обязательствам в течение 3 месяцев.

Особенности банкротства сельхозпроизводителей разных категорий определяют отраслевые нормативные акты и законы, в частности, регулирует порядок защиты водных ресурсов при смене эксплуатирующего предприятия по причине банкротства. Банкротство сельхозпредприятия происходит в следующие этапы:

  • Заинтересованные лица подают в арбитражный суд о банкротстве.
  • Назначается временный управляющий, который анализирует финансовое состояние сельхозпредприятия.
  • Проводится кредиторов сельхозпредприятия и принимается решение о введении оздоровления или внешнего управления.
  • В зависимости от результатов принятых мер дело о банкротстве закрывается, или должник объявляется банкротом, после чего сельхозпредприятие продается на торгах.
  • Суд рассматривает заявление и выносит определение об открытии дела и введении .

Заявление может подать сам сельхозпроизводитель, его кредиторы или уполномоченные органы.

Назначение управляющего происходит из числа членов , которая была указана в заявлении о банкротстве.

Как финансовое оздоровление, так и внешнее управление вводится судом на срок до конца сезона сельскохозяйственных работ, с учетом времени, необходимого для переработки и продажи произведенной сельхозпродукции. Такое время определяется судом индивидуально в пользу банкротящейся сельхозфирмы.

и внешнее управление могут продлеваться на год, если сельхозпредприятие потерпело в текущем сезоне убытки по причине:

  1. губительного для посевов распространения вредителей;
  2. стихийного бедствия;
  3. аварий на важных коммуникациях.
  4. эпизоотии;
  5. чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф;

Авария на теплотрассе, ЛЭП или водопроводе может являться причиной для продления соответствующей процедуры банкротства, если производимая сельхозпродукция является критически зависимой от электро- или водоснабжения (например, тепличное хозяйство). Общий максимальный срок внешнего управления и оздоровления составляет 2 года и 3 месяца ().

По итогам сезона сбора урожая, проведенного в период оздоровления, оцениваются дальнейшие перспективы восстановления платежеспособности фирмы и целесообразность продления оздоровления еще на один сезон. вводится при наличии плана, позволяющего перестроить сельхозбизнес для получения большей прибыли – например, путем посева новых, более рентабельных культур, или увеличения используемых площадей для посевов или выпаса скота. Дело о банкротстве сельхозпредприятия может также завершиться с кредиторами, по которому они списывают все долги предприятия в обмен на предоставление части продукции в натуральном виде или на иных взаимовыгодных условиях.

При банкротстве и последующей ликвидации сельскохозяйственных фирм занимаемые ими земельные участки переходят к иным юрлицам или государству при условии:

  1. соблюдения правил ;
  2. соблюдения преимущественного права приобретения участка.

Земельные участки обанкротившегося сельхозпроизводителя нельзя использовать не по назначению, а также передавать непрофильным организациям – например, местным девелоперам без проведения общественных слушаний и наличия соответствующего решения градостроительного комитета. Если дело о банкротстве дошло до , то преимущественное право на покупку имущества банкрота имеют сельскохозяйственные производители, расположенные на смежных участках с банкротом, а при их отсутствии выкупить предприятие банкрота могут любые сельхозпроизводители (включая крестьянские хозяйства), находящиеся в том же населенном пункте или регионе.

За месяц до объявления управляющий должен разослать уведомления находящимся по соседству сельхозпроизводителям о продаже предприятия банкрота целиком по начальной цене предстоящего аукциона. Если о желании выкупить фирму заявят сразу несколько сельхозпроизводителей, то предприятие продается первому подавшему заявку. Важно учесть, что при отсутствии сельхозфирм, расположенных на смежных с банкротящейся фирмой участках, преимущественное право ранжируется в зависимости от удаленности компаний от банкрота следующим образом:

  1. находящиеся в том же административном районе региона;
  2. находящиеся в том же сельском или городском населенном пункте;
  3. находящиеся в том же регионе.

В первую очередь фирма банкрота продается предпринимателям из перечисленных групп в порядке возрастания, а среди участников одной группы – первому подавшему заявку.

Если в течение месяца никто не изъявит желание выкупить предприятие должника, оно должно быть выставлено на аукцион единым лотом, как юрлицо.

Если данный аукцион не состоится, то на следующем аукционе одним лотом выставляется все производственные мощности, позволяющие осуществлять полный цикл производства, переработки и продажи сельхозпродукции. Если данный лот не будет выкуплен, то лоты на дальнейших аукционах определяются по общим для банкротства юрлиц правилам.

Лицензии на осуществление определенных сельскохозяйственных работ или вылов рыбы перепродаются новым владельцам имущества должника, но могут также быть переданы любым другим лицам, занимающимся сельским хозяйством в регионе.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии .

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+