Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Понятие и сущность экономических преступлений

Понятие и сущность экономических преступлений

Понятие и сущность экономических преступлений

Преступления в сфере экономической деятельности


Как работает сервис – это умышленно общественно опасные деяния (действия либо бездействия), которые предусмотрены в ст.ст. 169-200.5 УК Российской Федерации и посягают на экономическую безопасность государства, на порядок распределения, производства, потребления материальных благ/услуг, обмена или причиняющие вред или создающие угрозу причинения вреда материальным интересам общества, личности и государства, который установлен законом. Преступления в сфере экономической деятельность можно представить в виде системы:

  1. преступления, связанные в сфере закупок товаров (ст. 200.4, 200.5 УК РФ).
  2. преступления, которые посягают на основы банковской и предпринимательской деятельности (ст.ст. 169-173.2, 183, 179, 195-197 УК РФ);
  3. преступления, которые посягают на систему налогов/сборов, которая установлена в Российской Федерации (ст.ст. 198-199.2, 194 УК РФ);
  4. преступления, которые посягают на основы кредитно-финансовой деятельности (ст.ст. 177, 176, 185-187 УК РФ);
  5. преступления, связанные с оборотом имущества, которое было приобретено преступным путем (ст.ст. 175, 174 УК РФ);
  6. преступления, которые связаны с перемещением материальных ценностей из-за границы РФ или за границу (ст.ст. 190, 189, 193 УК РФ);
  7. преступления, которые связаны с уклонением страхователя от уплаты страховых взносов (ст. 199.3, 199.4 УК РФ);
  8. преступления, которые связаны с тайным провозом товаров через границу (ст. 200.1, 200.2 УК РФ);
  9. преступления, которые связаны с экономической монополией (ст.ст. 180, 178, 181, 192, 191УК РФ);

Общественная опасность таких преступлений заключается в подрыве благосостояния общества и его граждан, а также в расшатывании экономической системы государства.

Главным объектом преступных посягательств является установленный государством порядок распределения, производства, потребления и обмена материальных услуг и благ, а также экономическая деятельность и интересы субъектов такой деятельности.

Также существует и дополнительный объект – это материальные интересы лиц, которые зависимы от субъектов экономической деятельности. Но в некоторых преступлениях подобный объект является факультативным. Также к факультативным объектам можно отнести здоровье граждан и их личную свободу (ч.

2 ст. 179 УК РФ). Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание Большую часть преступных посягательств, следует отнести к числу предметных (ст. 174, 169, 175, 198- 199.2, 180-195 УК РФ).

Объективной стороной экономических преступлений являются деяния, которые выражены в форме действия или бездействия.

Также, должностное лицо привлекают к уголовной ответственности, если он своими активными действиями неправомерно ограничивает законные интересы и права юридического лица или индивидуального предпринимателя либо оно своим пассивным поведением уклоняется от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица (ст. 169 УК РФ). Диспозиции норм, которые предусматривают ответственность за преступления в экономической сфере, имеют, как правило, ссылочно-бланкетный характер. Так, для надлежащей квалификации деяний, как преступлений, отсылают правоприменителей к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам, например, к статьям ГК Российской Федерации (ст.

180 УК РФ), к Налоговому кодексу (ст.

198-199.2 УК РФ), к Федеральному закону № 39-Φ3 «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 (ст. 185 УК РФ), к Федеральному закону от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ст. 192 УК РФ). Для квалификации деяний как преступлений, в некоторых случаях, становятся обязательными способы их совершения, к примеру:

  1. осуществление группового преступного поведения (п. «а» ч. 2 ст. 172, п. «б» ч. 2 ст. 171.2, п. «б» ч. 2 ст. 173.1 УК РФ);
  2. использование лицом своих служебных полномочий (ст. 170, п. «б» ч. 2 ст. 174, п. «а» ч. 2 ст. 173.1 УК РФ);
  3. применение насилия или угроза такового (ч. 3 ст. 178, ч. 3 ст. 170.1, п. «б» ч. 2 ст. 179 УК РФ);
  4. похищение документов, угрозы, подкуп и иные незаконные способы (ст. 183 УК РФ).

Составы преступлений в сфере экономической деятельности, по законодательной конструкции, могут быть:

  1. формальными (ст.

    170, ч. 1, 2 ст. 170.1 ст. 171.1, 171.2, 173.1, 173.2, 174, 177, 175, ч. 1 ст. 179, ст. 181, ч. 1 ст. 169, ч. 1, 2 ст. 183, ст. 184, 185.5, 186, 187, ст.

    189-193, ч. 1, 2 ст. 194, 198-199.2 УК РФ);

  2. материальными (ч.

    1, 2 ст. 185.2, ч. 4 ст. 183, ст. 185, 185.1, ст. 176, ст. 195-197 УК РФ).

Но также можно выделить преступления с материально-формальным составом (ч.

2 ст. 169, ч. 3, 4 ст. 194, ч. 3 ст. 170.1, ст. 172, 171, 178, ч. 2 ст. 179, ч. 3 ст. 183, ч. 3 ст.

185.2, ст. 180, ст. 185.3, 185.4, 185.6 УК РФ). Как правило, субъект преступных посягательств общий, то есть им является вменяемое физическое лицо, которое к моменту совершения преступления, достигло 16-летнего возраста. В определенных случаях, субъект также может наделяться дополнительными признаками, к примеру, принадлежностью к индивидуальным предпринимателям или к руководству организации (ст.

176 УК РФ), должностными полномочиями (ст. 170, 169 УК РФ). Субъективная сторона составов экономических преступлений характеризуется виной в форме умысла.

Для того чтобы квалифицировать деяние как преступление, то здесь необходимо выяснить цели и мотивы их совершения, в частности, личная заинтересованность либо корыстный мотив (ст. 181, 170, ч. 3 ст. 183 УК РФ); цель — оказание влияния на результаты соревнований или конкурсов – это обязательна при квалификации деяния по ст.

184 УК РФ. Цель — сбыт — по статье 186 или 187 УК РФ, а цель — совершение одного или нескольких преступлений, которые связаны с финансовыми сделками/операциями с денежными средствами или иным имуществом, — при квалификации содеянного по ст. 173.2 УК РФ. Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понятие и сущность экономических преступлений

При анализе гл.

22 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) и входящих в нее общественно опасных деяний в среде ученых и практических работников нередко встает вопрос не только об определении непосредственных объектов преступлений, содержащихся в данной главе, но и о необходимости выявления их общих признаков, в связи с которыми эти преступления были помещены в одну главу.

Видовым объектом деяний против порядка осуществления экономической деятельности — преступлений в сфере экономической деятельности по УК РФ выступают общественные отношения, сущность которых в литературы определяется неоднозначно.

В частности, высказаны следующие мнения: — общественные отношения, связанные с реализацией различных принципов осуществления экономической деятельности (под принципами понимаются основные начала, идеи, исходные положения, выработанные практикой общественно-экономической жизни, лежащие в основе любой экономической деятельности) Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). СПб., 2012. С. 47.; — охраняемая государством система общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности, т.е.

объектом является установленный порядок осуществления экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг Горелов А.П. Что охраняют уголовно-правовые нормы об ответственности за экономические преступления?

// Законодательство. 2016. № 4. С. 26-30.; — комплекс общественных отношений в сфере производства, распределения и потребления имущественных ценностей, обеспечивающих удовлетворение имущественных интересов человека, общества и государства, а равно разумный баланс в реализации этих интересов; таким образом, здесь необходимо вести речь о хозяйственных преступлениях, объектом которых будет выступать народное хозяйство Курс уголовного права: в 5 тт.
С. 26-30.; — комплекс общественных отношений в сфере производства, распределения и потребления имущественных ценностей, обеспечивающих удовлетворение имущественных интересов человека, общества и государства, а равно разумный баланс в реализации этих интересов; таким образом, здесь необходимо вести речь о хозяйственных преступлениях, объектом которых будет выступать народное хозяйство Курс уголовного права: в 5 тт. Особенная часть / Под ред. Г.Н.Борзенкова, В.С.Комиссарова.

Т. 4. М., 2011.С. 100.; — правоотношения, т.е. общественные отношения, где права и обязанности их участников нормативно закреплены Кальман А.Г. Экономическая преступность как криминологическое понятие // Государство и право.

2015. № 3. С. 23-25.; — правопорядок как определенная система общественных отношений, введенных в рамки предусмотренного нормами регулятивного права порядка (содержанием правопорядка является правомерное поведение, деятельность субъектов экономических отношений) Волженкин Б.В.

Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления).

СПб., 2012. С. 47. Еще более разрознены суждения по вопросу системы преступлений в сфере экономической деятельности, где фактически каждый автор приводит свою систему преступлений против порядка осуществления экономической деятельности.

Кроме того, сложности в понимании природы преступлений в сфере экономической деятельности возникают в связи с неопределенностью самого понятия указанных деяний. Так, в первую очередь, необходимо учитывать, что понятие «экономические преступления» не является тождественным терминам «преступления в сфере экономической деятельности», «преступления в сфере экономики» и другим подобным.

Следует, прежде всего, ориентироваться на определения видового объекта, которые мы указали выше. Так, исходя из предложенных суждений о видовом объекте преступлений против порядка осуществления экономической деятельности (в сфере экономической деятельности), можно сделать вывод, что центральным элементом в построении системы преступлений данного вида выступает именно экономическая деятельность. Как полагает в этой связи Н.А.

Лопашенко, любое из преступлений в сфере экономической деятельности должно: — осуществляться в области производства, распределения или потребления материальных благ в обществе (сфере экономики); — быть связанным с каким-либо видом деятельности Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). М., 2015. С. 56. Необходимо выяснить, что следует понимать под экономической деятельностью, против установленного порядка которой и совершаются преступные деяния.

В рассмотренных выше дефинициях объекта преступлений против порядка осуществления экономической деятельности (в сфере экономической деятельности) не раскрывается, на наш взгляд, самое главное — системообразующий признак, объединяющий составы преступлений в гл. 22 УК РФ — экономическая деятельность.

Указанный вид деятельности есть не что иное, как разновидность социальной деятельности, которая, в свою очередь, выступает в качестве

«человеческой деятельности, опосредованной вещной основой»

Горелов А.П.

Что охраняют уголовно-правовые нормы об ответственности за экономические преступления?

// Законодательство. 2016. № 4. С. 26-30. Исходя из этого, можно заключить, что экономическая деятельность надстраивается над первичным и основным видом социальной деятельности — трудом. Задача определения понятия усложняется отсутствием законодательного определения термина «экономическая деятельность».

Более того, нет ее общепризнанного определения и на доктринальном уровне. Трудности в определении экономических преступлений заключаются также и в том, что почти все эти преступления («экономические») причиняют вред отношениям собственности. Отсюда можно сделать вывод о практической невозможности четкого и однозначного разграничения преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Если исходить из того, что в основе экономической деятельности лежит собственность, которая является основой последующей экономической деятельности, то экономическая деятельность является производной от своей основы. Фактически нормы о преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности образовались в результате их вычленения из числа имущественных, поэтому в основе своей они имеют (или сохранили) имущественный характер. По существу, любые имущественные отношения имеют свое, более или менее выраженное экономическое содержание, а в этой связи конечная цель преступлений против порядка осуществления экономической деятельности — переход права собственности на имущество.

Исходя из изложенного, при совершении преступления в сфере экономической деятельности его субъект всегда стремится незаконным образом присвоить экономические блага — вещи, денежные средства, ценные бумаги, услуги, т.е. обогатиться за счет другого лица и получить экономическую выгоду.

Однако в данном случае экономическая выгода есть не что иное, как

«выгода имущественная, к которой следует относить материальное благо (в денежной или натуральной форме, имущественные права»

Михалев И.Ю. К вопросу об объекте преступлений, связанных с банкротством // Сибирский юридический вестник.

2014. № 2. С. 11-17., получаемое виновным с корыстной целью в результате совершения различных действий, создающих стоимости либо освобождающих виновного от материальных затрат. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, направлены на извлечение имущественной выгоды и по своей сути являются корыстными.

Именно в этом заключается суть экономической мотивации преступлений данного рода. Как отмечается, «присвоение экономических ресурсов происходит с нарушением принципа эквивалентности, причем такого рода преступления могут совершаться как в целях получения личной выгоды, так и в интересах третьих лиц или различных организаций» Лукашов А.И.
Как отмечается,

«присвоение экономических ресурсов происходит с нарушением принципа эквивалентности, причем такого рода преступления могут совершаться как в целях получения личной выгоды, так и в интересах третьих лиц или различных организаций»

Лукашов А.И.

Преступления против порядка осуществления экономической деятельности: уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации. Минск, 2014. С. 50. В то же время, экономическую деятельность не стоит сводить лишь сугубо к предпринимательской или какой-либо иной. Экономическая деятельность может быть весьма разнообразной и носить различный характер: являться деятельностью по созданию материальных благ или оказанию услуг, координации различных отраслей экономики, обеспечению нормального функционирования экономических субъектов и т.д.

Как правило, преступления здесь совершаются хозяйствующим субъектом внутри легитимной экономики, и этот субъект действует в своих экономических интересах, несоответствующих законодательству. В общей категории экономической деятельности можно выделить и частные ее виды, отличающиеся определенными признаками, позволяющими осуществлять относительно самостоятельное их правовое регулирование. Таким образом, сущность преступлений в экономической сфере деятельности не ограничивается деяниями, посягающими на порядок ведения предпринимательской деятельности, и включает в себя также иные деяния, связанные с противоправным получением имущественной выгоды субъектом преступления.

Экономические преступления

преступления (ст. 209 УК РК) являются отношения в сфере экономической деятельности, обеспечивающие совокупность прав участника внешнеэкономической деятельности. Предмет преступления УК РК — любые товары или иные предметы.

По таможенному законодательству КАЗАХСТАНА товар — это любое движимое имущество, в том числе движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности. С объективной стороныпреступление выражается в перемещении через таможенную границу Казахстана товаров или иных предметов, товаров или иных предметов, совершенном помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием. Субъектпреступления — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Ст. 209 УК РК предусматривает квалифицированный состав преступлений, предусмотренных ч.1 или 2 ст. 209 УК РК. В число квалифицирующих признаков входят: совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения; применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Субъективная сторонапреступления — прямой умысел.

Лицо сознает, что незаконно перемещает предметы или товары через таможенную границу Казахстана, и желает совершить эти действия. 2.2 Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, а равно совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта или причинившие крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от трехсот до восьмисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Примечание. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, в сто раз превышающую месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, в пятьсот раз превышающую месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.

Объектом преступления, предусмотренного ст.189 УК РК, являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение законодательно гарантированного права на занятие предпринимательской или иной деятельностью.

С объективной стороныпреступление характеризуется совершением ряда неправомерных (незаконных) альтернативных действий или бездействия: отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; экономическое преступление кредит законный ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; ограничение самостоятельности либо иное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица означает создание препятствий в возможности самостоятельно: формировать производственную программу; выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены; привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц; осуществлять внешнеэкономическую деятельность, административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием и т.д. Сюда же, по весьма распространенному в юридической литературе мнению,следует относить издание должностным лицом акта общего характера, ограничивающего права предпринимателей, поскольку подобный акт общего характера непосредственно затрагивает интересы конкретных предпринимателей, противоречит Конституции РК. По своей законодательной конструкции анализируемый состав преступления является формальным.

Преступление считается оконченным с момента совершения одного из альтернативно перечисленных в диспозиции ч.1 ст.189 УК РК деяний.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что своим действием (бездействием) без каких-либо законных оснований препятствует предпринимательской или иной деятельности, и желает этого.

Мотивы и цели не имеют в данном случае обязательного значения. Если, однако, отказ или уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя (юридического лица) либо выдачи им лицензии, а также иные действия по ограничению прав и законных интересов субъектов экономической деятельности выступали способом вымогательства у них взятки, содеянное надлежит квалифицировать не только как воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, но и как получение либо покушение на получение взятки, сопряженное с ее вымогательством. Субъект преступления — специальный.

Им может быть должностное лицо федерального органа исполнительной власти, в чьи служебные обязанности входит регистрация субъектов предпринимательской деятельности либо выдача специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Иные лица, лишь способствующие, при наличии сговора с должностным лицом (лицами), уполномоченным на принятие решения, могут быть признаны соучастниками данного преступления.

Иные лица, лишь способствующие, при наличии сговора с должностным лицом (лицами), уполномоченным на принятие решения, могут быть признаны соучастниками данного преступления. Субъектом незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть любое должностное лицо государственных органов, органов местного самоуправления, государственных учреждений, а также представитель власти.

Важно лишь, чтобы воспрепятствование предпринимательской деятельности осуществлялось должностным лицом с использованием служебного положения.

Часть 2 ст.189 УК РК содержит два квалифицирующих признака: совершение деяния, предусмотренного ч.1 ст.189 УК РК, в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившее крупный ущерб.

Как уже отмечалось при анализе ч.1 ст.189 УК РК, отказ в государственной регистрации или уклонение от регистрации, отказ в выдаче лицензии, ограничение самостоятельности оспорен в суде. Оспариванию могут подлежать другие действия (бездействие), препятствующие осуществлению законной предпринимательской или иной деятельности.

В случае если суд примет решение о признании незаконным отказа в государственной регистрации или уклонения от регистрации либо о признании недействительным какого-либо иного акта органа исполнительной власти, нарушающего права индивидуального предпринимателя или юридического лица, то совершение одного из деяний, предусмотренных ч.1 ст.189 УК РК и составляющих объективную сторону воспрепятствования предпринимательской или иной деятельности, после вступления в силу решения суда влечет уголовную ответственность по ч.2 ст.189 УК РК. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности в нарушение вступившего в силу судебного акта следует отличать от неисполнения приговора.

Крупный ущерб в настоящее время категория не оценочная.

В соответствии с примечанием к ст.189 УК РК крупным ущербом признается ущерб в сумме, превышающей 250 тыс. тг. (≪Злоупотребление должностными полномочиями≫), Обязательными условиями привлечения к ответственности являются: последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также наличие специального мотива корыстной или иной личной заинтересованности.

Статья 189 УК РК содержит формальный состав преступления, уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности наступает за совершение самих действий (бездействия), перечисленных в диспозиции статьи, вне зависимости от наступивших от этого последствий. Не имеет значения и мотив совершения преступления.

Между тем, если должностное лицо в интересах какого-либо конкретного индивидуального предпринимателя или юридического лица препятствует доступу на рынок новым хозяйствующим субъектам, отказывая им в регистрации или лицензировании, в действиях его образуется совокупность двух преступлений — воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.189 УК РК) и монополистические действия и ограничение конкуренции Если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности осуществляется должностным лицом из корыстной заинтересованности, оно может нести ответственность не только по ст.189 УК РК.

Между тем, если должностное лицо в интересах какого-либо конкретного индивидуального предпринимателя или юридического лица препятствует доступу на рынок новым хозяйствующим субъектам, отказывая им в регистрации или лицензировании, в действиях его образуется совокупность двух преступлений — воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.189 УК РК) и монополистические действия и ограничение конкуренции Если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности осуществляется должностным лицом из корыстной заинтересованности, оно может нести ответственность не только по ст.189 УК РК.

2.3 Нарушение порядка выпуска эмиссионных ценных бумаг Утверждение проспекта выпуска эмиссионных ценных бумаг, содержащего заведомо недостоверную информацию, а равно утверждение заведомо недостоверного отчета по выпуску эмиссионных ценных бумаг — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца. Объектомпреступления, предусмотренного ст.185 УК РК, являются общественные отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг.

Предмет преступления — эмиссионные ценные бумаги. Согласно Закону о рынке ценных бумаг эмиссионная ценная бумага — это любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Это акции, облигации, опцион эмитента.

Понятие эмиссионных ценных бумаг дается в ст.2 Закона о рынке ценных бумаг.

Под выпуском эмиссионных ценных бумаг понимается совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Республики Казахстан.

Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска, а в случае, если в соответствии с законом выпуск эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, — идентификационный номер.

Эмитентами могут быть юридические лица, органы исполнительной власти или местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Под эмиссией ценных бумаг понимается установленная Законом о рынке ценных бумаг последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, включающая: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

С объективной сторонырассматриваемое преступление образует ряд альтернативных действий: внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации; утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.

Внесение заведомо недостоверной информации в проспект эмиссии ценных бумаг — это включение в его содержание по вышеуказанным данным сведений, не соответствующих действительности.

Утверждение проспекта эмиссии ценных бумаг — действия уполномоченного органа, направленные на придание официального значения проспекту эмиссии ценных бумаг.

В свою очередь, утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии ценных бумаг — придание официального значения проспекту эмиссии ценных бумаг, содержащему в своем составе сведения, не соответствующие действительности. По общему правилу эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска.
По общему правилу эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска. Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями Закона о рынке ценных бумаг, не подлежат размещению, если иное не предусмотрено данным Законом.

Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом на основании заявления эмитента.

Под размещением эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, следует понимать совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам; внесение приходных записей по лицевым счетам или по счетам депо первых владельцев (в случае размещения именных ценных бумаг) либо по счетам депо первых владельцев в депозитарии, осуществляющем централизованное хранение документарных облигаций с обязательным централизованным хранением (в случае размещения документарных облигаций с обязательным централизованным хранением); выдачу сертификатов документарных облигаций их первым владельцам (в случае размещения документарных облигаций без обязательного централизованного хранения), при отсутствии у выпуска данных эмиссионных ценных бумаг индивидуального государственного регистрационного номера, идентифицирующего конкретный выпуск ценных эмиссионных бумаг. Утверждение отчета об итогах выпуска ценных бумаг — это действия уполномоченного органа, направленные на придание официального значения отчету об итогах выпуска ценных бумаг. В нем указывается информация по датам начала и окончания размещения ценных бумаг; фактическая цена (цены) размещения ценных бумаг; количество размещенных ценных бумаг; доля размещенных и неразмещенных ценных бумаг выпуска; общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе: объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг; объем денежных средств в иностранной валюте, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг и выраженных в валюте Республики Казахстан по курсу Национального Банка на момент внесения; объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Республики Казахстан; о сделках, признаваемых федеральными законами крупными сделками и сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, которые совершены в процессе размещения ценных бумаг.

Утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг — придание официального значения отчету об итогах выпуска ценных бумаг, имеющему в своем содержании по требуемым вопросам сведения, не соответствующие действительности. Внесение в проспект эмиссии заведомо недостоверной информации по изложенным выше вопросам, а равно утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг, размещение ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию влекут недействительность всех ценных бумаг данного выпуска и соответственно возвращение их эмитенту.

В случае же причинения такими действиями крупного ущерба гражданам, организациям или государству содеянное, при наличии причинной связи между вышеуказанными действиями и причинением крупного ущерба, подлежит уголовной ответственности.

Крупный ущерб согласно примечанию к ст. 202 УК РК — это ущерб, превышающий 1 млн руб.

По конструкции состав преступления относится к материальным, преступление следует считать оконченным с момента причинения эмитентом крупного ущерба гражданам, организациям или государству. С субъективной стороныпреступление выражено прямым умыслом. Лицо сознает, что его действия образуют злоупотребления при выпуске ценных бумаг, и желает этого.

Субъектпреступления — эмитенты, которыми по Закону о рынке ценных бумаг могут быть руководители организаций или должностные лица органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

2.4 Статья 194. Незаконное получение и нецелевое использование кредита 1. Получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита, дотаций либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении, финансовом состоянии или залоговом имуществе индивидуального предпринимателя или организации, или об иных обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита, дотаций, льготных условий кредитования, а равно несообщение банку или иному кредитору информации о возникновении обстоятельств, могущих повлечь прекращение кредитования, дотирования, отмену льгот либо ограничение размеров выделенного кредита или дотаций, если эти деяния причинили крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

. Использование государственного целевого кредита либо кредита, выданного под гарантии государства не по прямому назначению, если это деяние причинило крупный ущерб гражданину, организации или государству, Наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. Объектанализируемого преступления (ст. 194 УК РК) общественные отношения, регулирующие кредитование экономических субъектов.

Предмет преступления — кредит либо льготные условия кредитования.

В ст 194 УК РК под кредитом следует понимать как денежный, так и товарный и коммерческий кредиты. К льготным условиям кредитования как предмету преступления, предусмотренного ст.

194 УК РК, следует относить любые условия предоставляющие заемщику те или иные преимущества в отношении размера предоставляемого кредита, размера процентов за предоставленную ссуду и срок возврата кредита. Как правило, это отсрочка или рассрочка возвращения денег или товаров, предоставляемых в кредит, предоставление заемщику банком большей суммы кредита, уменьшение процентной ставки за пользование денежными средствами или товарами и т.д. Не могут составлять предмета данного преступления льготы, предоставленные банком в пределах свободы кредитного договора по усмотрению кредитора.

С объективной стороныпреступление, предусмотренное ст.

194 УК РК, состоит в получении индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб. Под сведениями о хозяйственном положении или финансовом состоянии понимаются сведения, подтверждающие основанияполучения и гарантии возврата кредита.

К заведомо ложным сведениям о хозяйственном положении относятся неверные сведения об основных средствах и в целом о собственности, имущественных правах и обязательствах, составе учредителей, основных партнерах, об основных направлениях использования заемных средств; фиктивные гарантийные письма, поручительства и т.д. К заведомо ложным сведениям о финансовом состоянии относятся неверные сведения о бухгалтерском балансе, прибылях, убытках, данные о движении кассовых поступлений, внутреннего оперативного учета, сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, о полученных кредитах и займах в иных банках, выписки из расчетных и текущих счетов и др. Обязательным условием уголовной ответственности по ст.

194 УК РК является предоставление кредитору только таких ложных сведений, которые получатель кредита обязан представлять в истинном виде как условие оферты, запроса кредита, а не только его получения. Они должны быть официальными, документальными, всем своим внешним видом создающими для кредитора видимость их достоверности.

Устные сообщения и сведения, лично заверительного характера не могут образовывать состава данного преступления. Заведомо ложный характер сведений должен при этом выражаться в том, что в них сознательно не вносятся верные или недостаточно полно отражаются данные фактического характера, приводящие либо к искажению их смысла и содержащей в них информации, либо приводящие к их неадекватной оценке.

Под представлением заведомо ложных сведений понимается момент доведения их до лиц, принимающих решение о кредите, определяемый нормами гражданского законодательства. По конструкции состав преступления, предусмотренный ст.

194 УК РК, является материальным, а потому независимо от того, что кредит считается полученным с момента зачисления ссуды на расчетный счет заемщика или с момента передачи ему товаров, наделенных родовыми признаками, преступление считается оконченным с момента наступления в результате незаконного получения кредита крупного ущерба.

Крупный ущерб — это ущерб в сумме, превышающей 250 тыс.

руб. Незаконное получение кредита в организации, не имевшей лицензии на проведение кредитных операций, следует квалифицировать как покушение на незаконное получение кредита (ст.

194 УК РК) . В данном случае имеет место ошибка в объекте, при которой квалификация, как известно, наступает по направленности умысла. Субъективная сторонапреступления — прямой умысел. Лицо сознает, что при заключении кредитного договора использует незаконные способы получения кредита, вводя кредитора в заблуждение относительно своего хозяйственного положения или финансового положения; предвидит неизбежность либо возможность наступления в результате этого крупного ущерба и желает его или сознательно допускает.

Мотив и цель не указаны в качестве обязательных признаков субъективной стороны преступления При незаконном получении кредита умысел преступника направлен на временное получение кредита с последующим возвращением денежных средств, взятых в кредит. Субъектпреступления — специальный.

Им может быть индивидуальный предприниматель либо руководитель организации. Незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по целевому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Государственный целевой кредит — это ссуда в денежной или натуральной форме, выдаваемая государством субъектам РК, отраслям хозяйственного комплекса, организациям и гражданам под определенные экономические программы или на определенные цели (конверсионные, инвестиционные программы, жилищное строительство, поддержка регионов, развитие фермерского хозяйства, малого и среднего бизнеса, реконструкция промышленных объектов и т.д.). Целевое назначение кредита определяется в нормативных правовых актах и решении о предоставлении данного кредита Незаконное получение целевого кредита (путем предоставления ложных сведений о тех или иных целевых программах — их необходимости, стоимости и т.д.) либо нарушение заемщиком условий целевого использования кредита предоставляют кредитору право требовать от заемщика досрочного возврата суммы кредита и уплаты причитающихся процентов, а также право отказаться от дальнейшего кредитования заемщика по договору.

В том же случае, если данными действиями заемщик причинил крупный ущерб гражданам, организациям или государству, содеянное должно подлежать уголовной ответственности по ст.

194 УК РК. Незаконное получение государственного целевого кредита означает умышленное нарушение лицом, получающим кредит, установленных нормативными правовыми актами правил, определяющих материально — правовые основания получения данного кредита применительно к категории лиц, которые его запрашивают, их хозяйственно-экономического положения. Не составляет по общему правилу признака незаконности, нарушение процедурных правил получения кредита.

Использование государственного целевого кредита не по прямому назначению означает получение его на законном основании, но использование не на те цели, что были определены привыделении кредита. Нецелевым считается такое использование бюджетных средств, которое хотя и приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, но сопровождается неправомерными действиями. Неправомерными действиями признаются: направление этих средств на банковские депозиты; приобретение на них различных активов с цель последующей продажи; осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица; оказание финансовой поддержки; недостача материальных ценностей, приобретенных за счет выделенных из бюджета средств; расходование средств при отсутствии оправдательных документов; использование на учебу своих детей или детей своих родственников, знакомых, на приобретение квартир, автомобилей, поездки за рубеж, аренду помещений и другие действия.

Понятие крупного ущерба и содержание субъективной стороны преступления аналогичны здесь соответствующим понятиям, рассмотренным в ч.1 ст.176 УК РК. Субъектпреступления — лицо, в компетенцию которого входит окончательное утверждение предоставляемых в различной форме заявок на получение целевого кредита, либо лицо, имеющее право на принятие решений о распоряжении полученными кредитными средствами.

Незаконное получение кредита следует отграничивать от мошенничества. Заключение Рассмотрев вышеизложенный материал, можно сделать некоторые выводы по данной теме: Причины экономической преступности коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Особое значение экономики как социального института, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения по разделению труда, обмену, обращению, распределению материальных благ представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества, а также соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов.

В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности — укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий для «включения» защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.

Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения.

Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.

Экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом.

Важно обеспечивать экономико-социальную и криминологическую обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона.

Нарушения правовых, нравственных и иных норм, отклонения от их требований приносят существенный ущерб интересам личности, общества и государства, вызывают естественное осуждение со стороны граждан. Борьба с негативными социальными явлениями (правонарушениями) ведется в нашей республике на научной основе, фундамент которой был зал советское время.

Парламент и юридические организации постоянно обращаются к проблемам совершенствования социальных норм, борьбы в частности с преступлениями в сфере экономической деятельности, развития законодательства и его эффективного функционирования, дальнейшей разработке и конкретизации тех фундаментальных положений, которые определяют отношение к различным видам правонарушений. Список использованной литературы I. Нормативно-правовые акты Конституция РК от 30 августа 1995 года (с изменениями от 7 октября 1998 г) Уголовный кодекс РК от 16 июля 1997 года №167-1 (с изм.

И допол. От 22.02.02г) II. Учебные пособия и монографии . Комментарии к УК РК . Кудрявцев В.Н. Уголовное право, часть особенная, М.

1997 Уголовное право. Особенная часть: учебник / отв.

ред. У26 И.Я. Козаченко, Г.П.

Новоселов. — 4-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2008. — 1008 с. .

Уголовное право Р.К. Особенная часть: Учебник. Под. ред. И.Ш. Борчашвили, С.М. Рахметова. Алматы: Данекер, 2000 г.

III. Веб-литература 1. www.akorda. kz . www.base. spinform.ru 3. www.pavlodar.com/zakon www.google.

kz www ru. Wikia.org

  1. Скачать документ Информация о работе
  2. Скачать документ Информация о работе
  3. Скачать документ Информация о работе
  4. Скачать документ Информация о работе
  5. Скачать документ Информация о работе

Не нашел материал для своей работы?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+