Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Правила оформления приказов и распоряжений

Правила оформления приказов и распоряжений

Рубрики


Судя по количеству поступающих вопросов, тема приказов в организации является поистине неисчерпаемой. В этой статье рассмотрим три вида приказов: по основной, административно-хозяйственной деятельности и по личному составу.

Определим различия между ними и разберем случаи, когда несколько неверно сформулированных фраз могут превратить один вид приказа в другой.

Наш словарик Приказ – правовой акт, принимаемый руководителем организации, действующим единолично, в целях регулирования деятельности организации.

Пожалуй, из всех возможных распорядительных документов организации приказ используется чаще всего. Большинство решений руководителя оформляется именно им. Приказы делятся на три вида только в одном нормативном документе по делопроизводству – в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, в ред.

от 16.02.2016, далее – Перечень 2010). Перечислим виды приказов со сроками хранения (Таблица): Таблица Виды приказов со сроками хранения по Перечню 2010 Вид приказа Срок хранения Примечание По основной (профильной) деятельности Постоянно Для организаций, не являющихся источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов, срок хранения документов «Постоянно» не может быть менее 10 лет. На это указывает сноска к графе 3 Перечня 2010 По личному составу 75 лет, если приказ создан до 2003 года; 50 лет, если приказ создан после 1 января 2003 года 5 лет для приказов: – о дисциплинарных взысканиях; – ежегодных оплачиваемых отпусках; – об отпусках в связи с обучением; – о дежурствах; – краткосрочных внутрироссийских и зарубежных командировках По административно-хозяйственным вопросам Пренебрегать установленными Перечнем 2010 сроками хранения документов не рекомендуется.

В соответствии с решением Высшего арбитражного суда РФ от 21.02.2012 № 14589/11 они являются обязательными для всех организаций.

ПРИКАЗ = РАСПОРЯЖЕНИЕ? Распоряжение – 1) правовой акт, издаваемый единолично руководителем органа государственной власти, организации в целях разрешения оперативных вопросов; 2) то же, что и приказ. Что такое «оперативные вопросы», нигде не уточняется.

В соответствии с Перечнем 2010 распоряжение хранится в течение тех же сроков, что и приказы, и делится на те же виды. На практике в некоторых организациях единоличные решения директора оформляются распоряжениями, а не приказами. Это допустимо. В соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации.

Унифицированная система организационно-распорядительной документации.

Требования к оформлению документов», вне зависимости от вида, в приказе должен быть набор обязательных реквизитов. Отметка об ознакомлении с документом не является реквизитом по ГОСТу, но обязательно оформляется в приказах по личному составу.

Работник ставит подпись в специально отведенном для этого поле: Или оформляет отметку от руки: Последний вариант оформления встречается чаще, поскольку считается доказательством ознакомления. Если в организации действует система электронного документооборота, с приказами по основной деятельности и АХД работников под роспись не ознакамливают. Прием в работу задания автоматически означает ознакомление с ним.

Что касается оформления и структуры текста, то здесь наблюдаются различия, обусловленные видом создаваемого приказа.

Приказы по основной деятельности призваны регулировать основные направления деятельности организации. Срок их хранения – «постоянно» или как минимум 10 лет для организаций, не являющихся источниками комплектования госархивов. Перечислить видовой состав приказов по основной деятельности невозможно: он зависит от сферы деятельности организации.

Однако можно выделить категории приказов, которые встречаются, пожалуй, в каждой организации. Перечислим категории и приведем примеры заголовков приказов. •Утверждение, введение в действие, изменение локальных нормативных актов: – «Об утверждении Инструкции по делопроизводству»; – «Об утверждении Номенклатуры дел на 2018 год»; – «О внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка».

•Создание, реорганизация, ликвидация и регулирование деятельности структурных, обособленных подразделений организации: – «О создании Канцелярии»; – «О ликвидации филиалов “Западный” и “Южный” и создании макрорегиона “Юго-Запад”»; – «Об утверждении Положения об архиве». •Проведение мероприятий для решения производственных вопросов: – «О проведении аудита делопроизводства»; – «О проведении экспертизы ценности документов»; – «Об утверждении Графика приема-передачи документов в архив».

•Решение оперативных вопросов по профилю деятельности структурных подразделений: – «О проведении Дня охраны труда»; – «О разработке рекламной кампании серии косметических средств “Утро в Скандинавии”»; – «О доступе автотехники на склад». И конечно, приказ по основной деятельности не содержит отличительных признаков приказов по личному составу и по административно-хозяйственным вопросам, о которых мы будем говорить далее.

Выделить приказы по личному составу среди прочих очень просто.

Определение этого понятия содержится в ст.

3 Федерального закона № 125-ФЗ: К приказам по личному составу относятся: •приказ о приеме на работу; •расторжении трудового договора (увольнении); •предоставлении отпуска; •возложении обязанностей; •премировании; •переводе; •направлении в командировку и т.д.

  1. По унифицированной форме. Формы некоторых приказов по личному составу унифицированы. Несмотря на то что они утверждены на государственном уровне, пользоваться ими не обязательно, но желательно. К ним у проверяющих из Государственной инспекции по труду точно не будет претензий – разумеется, при условии корректного заполнения.

Унифицированные формы приказов (распоряжений) по личному составу, которые успешно используются в течение многих лет, следующие: •о приеме работника на работу – форма № Т-1; •приеме работников на работу – форма № Т-1а; •переводе работника на другую работу – форма № Т-5; •переводе работников на другую работу – форма № Т-5а; •предоставлении отпуска работнику – форма № Т-6 (Пример 1); •предоставлении отпуска работникам – форма № Т-6а; •прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) – форма № Т-8; •прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении) – форма № Т-8а; •направлении работника в командировку – форма № Т-9; •направлении работников в командировку – форма № Т-9а; •поощрении работника – форма № Т-11; •поощрении работников – форма № Т-11а.

  1. По форме приказов по основной деятельности и АХД. Некоторые секретари и даже кадровики почему-то считают приказами по личному составу только те, что создаются по унифицированным формам. Приказы, которые оформляются по форме приказов по основной деятельности, они именуют как угодно, в лучшем случае – «кадровые», а иногда и «по основной деятельности». Это может привести к нежелательным последствиям для организации.

Обратите внимание: возложение обязанностей, изменение фамилии, сверхурочная работа, перенос отпуска и множество других приказов по личному составу, для которых отсутствует унифицированная форма Госкомстата, – это все равно приказы по личному составу!

И дело должно быть названо соответствующим образом.

Приказы по личному составу, для которых нет унифицированной формы, оформляются так же, как и приказы по основной деятельности и АХД. Текст приказа состоит из констатирующей части (преамбулы) и распорядительной.

В приказе по личному составу обязательно должна присутствовать ссылка на основание (Пример 2).

  1. Что такое АХВ? Что входит в круг «административно-хозяйственных вопросов», сказать сложно. На выручку вновь приходит Перечень 2010, а именно – раздел 10 «Административно-хозяйственные вопросы», который состоит из подразделов:

•соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности; •эксплуатация зданий, помещений; •транспортное обслуживание, внутренняя связь; •обеспечение безопасности организации. Таким образом, приказы организации, посвященные вышеперечисленным вопросам, будут считаться приказами по АХД со сроком хранения 5 лет.

Кроме Перечня 2010 руководствоваться нечем: другого нормативного или методического документа по делопроизводству, который содержал бы перечень административно-хозяйственных вопросов, нет. Если приказы по личному составу отделить от остальных довольно легко, то с приказами по административно-хозяйственным вопросам часто возникают трудности.

Многие секретари решают проблему кардинально: просто не выделяют эти приказы в отдельное производство и все, что не по личному составу, относят к основной деятельности. Такой подход, по крайней мере, исключает ошибку и несвоевременное уничтожение приказа по основной деятельности, неверно отнесенного к АХД. Если приказов в организации не много и их решено хранить только 10 лет (потому что организация – не источник комплектования госархива), то указанный способ вполне имеет право на существование.

Судя по списку административно-хозяйственных вопросов, приведенному в разделе 10 Перечня 2010, ситуаций, в которых издается приказ по АХД, множество. Так, приказами по АХД могут быть: •приказ о допуске работников/техники на объекты организации (Пример 3); •об определении места для курения; •о переходе на электронную пропускную систему; •ремонте помещений; •об организации закупки мебели, оргтехники, бытовых товаров, расходных материалов для офиса; •организации транспортировки мебели, оргтехники, документов при переездах; •организации клинингового обслуживания (комплексного или разового); •о закреплении автотранспорта за водителями и должностными лицами; •выделении транспортных средств для решения различных задач; •выделении корпоративных телефонных номеров работникам, установлении лимита разговоров; •проведении инструктажа по ГО и ЧС; •об охране объектов и т.д.

Привести исчерпывающий список, как и в случае с приказами по личному составу, невозможно.

  1. АХД или нет? Используем шпаргалку. В Примере 3 показана обычная ситуация:

«Прогоним» этот приказ по четырем обязательным критериям (см.

врезку «Как определить приказ по АХД: шпаргалка»): 1) относится к административно-хозяйственному вопросу «Соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности» (раздел 10.1 Перечня 2010); 2) не утверждает и не вносит изменения в ЛНА организации; 3) не содержит решений по управлению персоналом. Да, в нем перечислены работники, которые придут в нерабочее время, но выход на работу в субботу был оформлен отдельным приказом по личному составу, с указанием вознаграждения и собственноручно написанным согласием каждого.

В нашем приказе просто перечислены фамилии сотрудников, которые должны пройти проходную. На каких условиях они это делают, начальника службы безопасности не касается; 4) не содержит персональных данных. Должность и Ф.И.О. начальника службы охраны присутствуют в тексте приказа с единственной целью – указать работника, которому поручено задание.

Таким образом, приказ относится к АХД (обеспечение безопасности организации) и является разовым. «Постоянно», а тем более 50 лет в архиве ему делать нечего.

  1. Текст приказа состоит из двух частей. Текст приказа, если только документ не составляется по утвержденной Госкомстатом форме, всегда имеет четкую структуру. Он делится на две части: констатирующую и распорядительную. Друг от друга части отделяются словом «ПРИКАЗЫВАЮ» (см. Примеры 2 и 3).
  1. Управленческие решения в приказе нумеруются. Если решения оформить как маркированный список, то сослаться на какой-то из пунктов распорядительного документа в этом случае будет невозможно. Пунктов просто нет. Есть точки, галочки или другие знаки, в зависимости от того, что нравится секретарю.

    А сослаться на точку довольно затруднительно. Для сравнения приведем два варианта оформления распорядительной части текста приказа:

  1. Текст приказа излагается от первого лица. Часто секретарей смущает необходимость формулировать управленческое решение руководителя от первого лица и употреблять такие фразы, как: «ПРИКАЗЫВАЮ», «подготовить проект и представить мне на утверждение», «контроль оставляю за собой» и т.д.

    Однако именно так и должен оформляться распорядительный документ, издаваемый в условиях единоначалия. Несмотря на то что автором текста приказа почти всегда является рядовой сотрудник организации, документ издается от имени руководителя, отсюда и грамматическая форма первого лица единственного числа.

Составляя приказ, секретарь должен с самого начала понимать, приказ какого вида он создает.

Текст приказа может повлиять на его вид, а значит, и на срок хранения.

  1. Из АХД в приказ по личному составу. Выше мы привели пример приказа по административно-хозяйственной деятельности (см. Пример 3) о допуске работников на территорию предприятия в нерабочее время. Теперь на этом же примере покажем, как при неправильном оформлении приказ по АХД превращается в приказ по личному составу.

Для этого достаточно поместить в текст документа всего одно управленческое решение (Антипример 1 к Примеру 3). Антипример можно усугублять до бесконечности: написать о вознаграждении, за которое работники выходят на работу в субботу, собрать здесь же их согласия, подписи об ознакомлении и т.д.

  1. .и обратно. Может быть и обратная ситуация: полноценный приказ по личному составу по ошибке может быть дополнен заданием о допуске (Антипример 2 к Примеру 3). Это тоже не-верно. Здесь смешиваются два вида приказов: один – с пятидесятилетним, другой – с пятилетним сроком хранения. Дополнительно у проверяющих может возникнуть вопрос, касающийся управления персональными данными работников: давал ли начальник службы безопасности обязательство о неразглашении, имеет ли он право знать, кто и за какое вознаграждение выходит на работу в нерабочий день? А за небрежность в отношении персональных данных в последнее время штрафуют очень серьезно.

Единственным верным решением в этой ситуации с выходом на работу бухгалтеров было бы издать два отдельных приказа: первый – по личному составу («Об организации работы в выходной день») и второй – по АХД («О допуске работников»).

Словарь видов и разновидностей современной управленческой документации. Росархив, ВНИИДАД. М., 2014. Статья 22.1 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «об архивном деле в Российской Федерации» (в ред.

от 18.06.2017, далее – Федеральный закон № 125-ФЗ). Словарь видов и разновидностей современной управленческой документации.

Росархив, ВНИИДАД. М., 2014. Утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.

Не менее 10 лет (если организация не является источником комплектования госархива).

Образец распоряжения руководителя

30861 Распоряжение – документ, который относится к локальной управленческой документации предприятия и действует строго внутри него. Распоряжения имеют широкое распространение как в организациях коммерческого сектора, так и в государственных и бюджетных учреждениях.

  1. Бесплатная загрузка
  2. Проверено экспертом
  3. Бланк и образец
  4. Онлайн просмотр

ФАЙЛЫ Некоторые руководители предпочитают отдавать распоряжения подчиненным в устном виде: с их точки зрения это экономит время и избавляет от дополнительной бумажной работы. Однако такой вариант — не самое лучшее решение.

Например, бывают случаи, когда сотрудник выполняет распоряжение начальства ненадлежащим образом или совсем его игнорирует. Привлечь в такой ситуации его к дисциплинарному взысканию за неисполнение устного распоряжения будет невозможно.

Если же оформить документ в письменной форме, таких сложностей (да и многих других) удастся избежать.

Именно поэтому эксперты настоятельно рекомендуют все ключевые рабочие моменты в плане распорядительной деятельности оформлять в письменном виде: приказами или распоряжениями. Распоряжения и приказы в некоторой части схожи между собой: они имеет примерно одинаковую структуру, назначение и т.п.

Однако есть между ними и различия:

  1. Срок действия. В большинстве случаев распоряжение касается каких-то локальных моментов, небольшого количества работников и действует строго ограниченный и достаточно короткий период: до его выполнения. Приказы имеют более длительный срок действия, в них чаще всего вносятся конкретные изменения, тогда как распоряжения обычно просто переиздаются.
  2. Область влияния. Основное отличие приказа от распоряжения в том, что приказ регулирует правовые отношения и основную деятельность компании, а распоряжение – оперативные вопросы.

Приказ может исходить только от лица директора предприятия (или его представителя, действующего на основании доверенности), а распоряжение могут писать руководители структурных подразделений и филиалов, начальники отделов и т.д., то есть все те лица, в должностной инструкции которых указана данная функция в виде права. Важно, чтобы сотрудник, издающий распоряжения имел представление о том, как правильно составлять и оформлять документ, знал основы трудового и гражданского законодательства, а также внутренние нормативно-правовые акты организации – именно на эти документы следует ссылаться при составлении документа.

Распоряжения, исходящие от имени руководителя структурного подразделения или отдела, обычно являются следствием проводимой в компании стратегической политики директора и администрации фирмы – своеволие при составлении такого рода бумаг для начальников среднего звена недопустимо. Поэтому в большинстве случаев согласовывать распоряжение с директором нет необходимости.

Распоряжение, ровно как и приказ, нужно обязательно обосновывать.

Если есть возможность, следует указать норму закона, выполнение которой послужило основанием для написания распоряжения или внести объективную причину для создания документа (в виде «В связи с….»). После изложения обоснования дальнейшую часть распоряжения следует заканчивать словом «Предлагаю» или «Обязываю».

На сегодня нет единого унифицированного образца распоряжения, так что предприятия и организации имеют полное право писать его в произвольном виде или по типовому образцу, действующему на предприятии.

При этом при составлении документа важно придерживаться некоторых норм делопроизводства, касающихся распорядительной документации.

В частности:

  • Далее в документе нужно указать
    • обоснование или основание для его формирования,
    • обозначить работника или группу работников, в отношении которых издается распоряжении (с указанием их должностей, имен и отчеств),
    • задачи, которые перед ними стоят,
    • сроки их решения.
  • сроки их решения.
  • присвоить номер,
  • Распоряжению обязательно следует
    • присвоить номер,
    • поставить дату его создания,
    • написать наименование организации.
  • обоснование или основание для его формирования,
  • написать наименование организации.
  • Также необходимо назначить ответственное за выполнение распоряжения лицо (автор документа может оставить это право за собой).
  • обозначить работника или группу работников, в отношении которых издается распоряжении (с указанием их должностей, имен и отчеств),
  • задачи, которые перед ними стоят,
  • поставить дату его создания,

Если к бланку прикладываются какие-то дополнительные бумаги, их наличие следует отметить в тексте отдельным пунктом.

Как к содержанию распоряжения, так и к его оформлению, закон не предъявляет ровно никаких требований, поэтому писать его можно на обыкновенном листе А4 формата или на фирменном бланке предприятия.

Текст можно набирать на компьютере или писать от руки (шариковой ручкой любого темного цвета, но не карандашом). Только один момент нужно соблюдать неукоснительно: документ должен быть подписан руководителем организации или лицом, уполномоченным на визирование таких бумаг. При этом проштамповывать его строгой необходимости нет: это следует делать только тогда, когда норма по использованию штемпельных изделий закреплена в локально-правовых актах предприятия.

Распоряжение руководства, оформленное в письменном виде нужно обязательно регистрировать в журнале учета внутренних документов.

Распоряжение на период его действия нужно подшить в папку с прочей распорядительной документацией фирмы. После того, как срок актуальности пройдет, бланк можно убрать в архив организации, где он должен находиться период, прописанный для такого рода бумаг законодательством или нормативными актами фирмы.
После того, как срок актуальности пройдет, бланк можно убрать в архив организации, где он должен находиться период, прописанный для такого рода бумаг законодательством или нормативными актами фирмы.

Оформление приказа

При подготовке и оформлении документов используют следующие реквизиты: 01 — Государственный герб Российской Федерации; 02 — герб субъекта Российской Федерации; 03 — эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания); 04 — код организации; 05 — основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица; 06 — идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП); 07 — код формы документа; 08 — наименование организации; 09 — справочные данные об организации; 10 — наименование вида документа; 11 — дата документа; 12 — регистрационный номер документа; 13 — ссылка на регистрационный номер и дату документа; 14 — место составления или издания документа; 15 — адресат; 16 — гриф утверждения документа; 17 — резолюция; 18 — заголовок к тексту; 19 — отметка о контроле; 20 — текст документа; 21 — отметка о наличии приложения; 22 — подпись; 23 — гриф согласования документа; 24 — визы согласования документа; 25 — оттиск печати; 26 — отметка о заверении копии; 27 — отметка об исполнителе; 28 — отметка об исполнении документа и направлении его в дело; 29 — отметка о поступлении документа в организацию; 30 — идентификатор электронной копии документа 4.7. Общий бланк используют для изготовления любых видов документов, кроме письма. Общий бланк в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 08, 11, 14.

Бланк письма в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 04, 05, 06, 08, 09 и, при необходимости, ограничительные отметки для верхних границ зон расположения реквизитов 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20.

Бланк конкретного вида документа, кроме письма, в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 08, 10, 14 и, при необходимости, ограничительные отметки для границ зон расположения реквизитов 11, 12, 13, 18, 19

Чем отличается приказ от распоряжения?

62 Содержание страницы Понятия «приказ» и «распоряжение» в деловых инструкциях и в обиходе воспринимаются часто как синонимы.

Однако такой подход является спорным – между этими документами есть различия. Разберемся, в чем они состоят и почему при наличии сходства приказ и распоряжение взаимозаменяемыми во многих случаях считать нельзя. Приказы и распоряжения сходны между собой, являясь распорядительными документами руководства по отношению к персоналу, инструментами, посредством которых происходит процесс управления организацией.

По сути, это локальные нормативные акты, в которых задокументированы решения руководства.

Действующие нормативно-правовые документы не содержат четкого определения этих понятий и их разграничения. Они есть, к примеру, в «Кратком словаре видов и разновидностей документов», увидевшем свет в 1974 году.

Многие формулировки словаря, касающиеся финансовых и организационных реалий экономики, на сегодняшний день устарели, но, взяв их за основу, можно получить такие определения. Приказ – единоличный локальный правовой акт, издаваемый руководителем компании или его заместителем, исполняющим соответствующие обязанности в момент издания приказа.

Он предназначен для решения вопросов основной деятельности или кадровых вопросов. Приказом называют также правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления или его структурного подразделения с целью решения задач, стоящих перед органом.

Может иметь отношение к широкому кругу руководителей, независимо от подчиненности, и иметь силу не ЛНА, а общего нормативного акта.

Распоряжение – издается руководителем компании, его заместителями по оперативным вопросам, главным образом организационного характера. Они касаются исполнения приказов, правил, инструкций, иных нормативных актов; механизмов доведения решений высшего руководства до руководителей низших рангов и рядовых работников.

Они касаются исполнения приказов, правил, инструкций, иных нормативных актов; механизмов доведения решений высшего руководства до руководителей низших рангов и рядовых работников. Часто распоряжение ограничено по времени действия и касается ограниченного круга лиц. На заметку! Приказание – специфическая форма распорядительного документа, характерная для воинских учреждений.

Издается командиром, начальником учреждения. Из определений вытекает, что распоряжение, в отличие от приказа, носит в первую очередь рекомендательный характер. Оно указывает на наиболее оптимальный способ решения какой-либо задачи руководства и требует согласия.

Приказ требует безусловного подчинения, точности исполнения.

В то же время во многих ситуациях распоряжение по своему содержанию близко к приказу. Обратим внимание на некоторые характерные черты двух документов:

  • При издании приказа в документе всегда указывается заголовок «Приказ», в распоряжении часто заголовок опускается. При составлении распоряжения текст начинается словами «Обязать, обязываю, распоряжаюсь», а в приказе – «Приказываю».
  • Распоряжения, как правило, переиздаются при необходимости, в приказ можно внести изменения таким же распорядительным документом – приказом. В текст изменяющего приказа включают текст соответствующих изменений.
  • Приказ действует до отмены, распоряжение – до фактического исполнения.

Пример приказа — приказ о приеме на работу, а распоряжением может оформляться краткосрочное возложение обязанностей на члена трудового коллектива, во время отпуска основного сотрудника.

На практике эти два документа воспринимаются часто идентично и в организациях имеют равную силу действия. Многие компании, особенно небольшие, применяют какой-то один вид распорядительного документа. Обычно первенство отдается приказу, но могут издаваться исключительно распоряжения.

В других случаях, например, при наличии структурных подразделений, распоряжения издают руководители этих структурных подразделений, а приказы – руководитель и лица, исполняющие его обязанности.

С точки зрения права, приказ и распоряжение различий не имеют, организация обязана отрегулировать эти вопросы самостоятельно.

Разграничение действия документов производится с помощью регламентов, иных ЛНА, где прописываются ситуации, при которых необходимо подготовить проект приказа или распоряжения. Есть отдельные, определенные законом, случаи. В Уставе акционерного общества обычно указывается, что руководитель издает приказы (согласно ст.

В Уставе акционерного общества обычно указывается, что руководитель издает приказы (согласно ст. 69-2 ФЗ № 208 от 26/12/95 г.), значит заместители могут быть наделены полномочиями издавать распоряжения. Приказы и распоряжения имеют в основном сходный порядок формирования, издания и контроля исполнения:

  1. регистрация замечаний и предложений заинтересованных сторон, согласование;
  2. регистрация документа;
  3. инициирующие действия, в основе которых лежит причина издания документа;
  4. формирование проекта приказа, распоряжения на основе проведенной работы;
  5. доведение до сведения исполнителей.
  6. подписание документа;
  7. сбор информации, ее анализ;

Инициатива может исходить от руководителя компании либо от руководителей отделов (докладные записки, служебные записки, служебные письма руководителю).

Издание документа может иметь плановый характер и опираться на нормы принятых ранее ЛНА, например, приказ о проведении инвентаризации. Согласование и доработка, если она необходима, ведется с учетом мнения работников, профсоюза, низовых руководителей, а в некоторых случаях и внешних организаций, привлеченных к решению проблемы, о которой идет речь в документе (вышестоящего руководства организации, экспертов).

В других случаях приказ или распоряжение не требует этапа доработки. Работа ведется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.97-2016, требования к оформлению документов которого распространяются на распоряжения и приказы.

Оформление приказов и распоряжений

Рассмотрим более подробно назначение и особенности оформления самого распространенного вида распорядительного документа — приказа.

ПРИКАЗ — правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе принципа единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач. В учреждениях и органах УИС издаются приказы следующих видов:

  1. — по личному составу (о назначении на должность, об отпуске, отзыве из отпуска, зачислении в распоряжение, командировании, увольнении, присвоении специальных званий, поощрении, командировках, взысканиях и др.);
  2. — приказы по подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений;
  3. — приказы по осужденным (о назначении на должности, закреплении рабочих мест и др.).
  4. — по основной деятельности (приказы по направлениям деятельности структурных подразделений, об утверждении решений коллегии территориального органа ФСИН России, по организационно-штатным вопросам, организации и проведению стрельб и др.);

РАСПОРЯЖЕНИЕ — правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации и его заместителями. Документ доводит до исполнителей оперативные вопросы, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга лиц.

Распоряжения готовятся и оформляются по тем же правилам, что и приказы. Разработка проекта приказа (распоряжения) осуществляется по указанию руководителя организации или его заместителя по направлению деятельности.

Подготовка проекта поручается соответствующему структурному подразделению (в лице его начальника) или компетентному специалисту. Составление проекта предполагает сбор и тщательное изучение необходимых вопросов, информационно-справочных материалов (отчетов, решений коллегиальных органов, докладных записок, служебной переписки, нормативно-правовых актов, постановлений правительства, издававшихся ранее распорядительных документов организации и т.п.). К составлению текста приказа следует приступать только после уяснения сути вопроса, четкого определения цели и задач издания приказа.

Приказы (распоряжения) оформляются на соответствующих бланках с продольным расположением реквизитов (приложения 5, 9) и включают следующие реквизиты:

  1. 03 — эмблема организации;
  2. 10 — наименование вида документа;
  3. 08 — наименование организации;

И — дата документа;

  1. 20 — текст документа;
  2. 14 — место составления или издания документа;
  3. 27 — отметка об исполнителе;
  4. 18 — заголовок к тексту;
  5. 22 — подпись;
  6. 28 — отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
  7. 21 — отметка о наличии приложения;
  8. 30 — идентификатор электронной копии документа.
  9. 23 — визы согласования документа;
  10. 12 — регистрационный номер документа;

Рассмотрим подробнее оформление реквизитов приказов и распоряжений.

Наименование вида документа: приказ, распоряжение.

Дата приказа. Как правило, совпадает с датой подписания и оформляется службой делопроизводства при его регистрации.

Приказы (распоряжения), изданные совместно с другими организациями, регистрируются с одной (единой) датой последней регистрации приказа (распоряжения). Дата приказа (распоряжения) оформляется арабскими цифрами словесно-цифровым способом в последовательности: день, месяц, год, например: 14 августа 2013 г.
Дата приказа (распоряжения) оформляется арабскими цифрами словесно-цифровым способом в последовательности: день, месяц, год, например: 14 августа 2013 г.

Регистрационный номер. Издаваемые в учреждениях и органах УИС приказы (распоряжения) регистрируются самостоятельной порядковой нумерацией в пределах календарного года в журналах учета издаваемых приказов (распоряжений) (приложение 9) или в электронной базе данных по виду издания и в день их подписания.

Регистрационный номер приказа по основной деятельности состоит из его порядкового номера.

В распоряжениях по основной деятельности в регистрационный номер включается буквенный индекс «р», например: «145-р». Регистрационный номер совместного с другими организациями приказа состоит из регистрационных номеров учреждения или органа У ИС и другой организации, расположенных в порядке их перечисления через косую черту.

Заголовок к тексту. Отражает краткое содержание документа. Начинается с предлога «о» («об»), отвечает на вопрос о чем? и формулируется с помощью отглагольного существительного («о создании.», «об утверждении.»).

Заголовок в приказе (распоряжении) учреждения и органа УИС отвечает на вопрос о чем?

(о ком?), включает его краткое содержание и должен строго соответствовать перечню действий, предписываемых объекту управления в распорядительной части текста. Заголовок вносится в регистрационно-учетную форму (журнал регистрации или регистрационную карточку) и в дальнейшем может использоваться для поиска документа в информационном массиве организации.

Заголовок вносится в регистрационно-учетную форму (журнал регистрации или регистрационную карточку) и в дальнейшем может использоваться для поиска документа в информационном массиве организации.

Кроме того, заголовок облегчает восприятие текста приказа, «настраивая» на его исполнение.

Шрифт заголовка — полужирный Times New Roman, размер № 13, 14. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через одинарный межстрочный интервал и выравнивается по центру.

Например: Об утверждении состава коллегии УФСИН России по Вологодской области Текст документа.

Должен быть написан грамотно, простыми предложениями, с использованием словосочетаний и клише, свойственных официально-деловому стилю, быть терминологически точным. Текст отделяется от заголовка двумя-тремя межстрочными интервалами, печатается, как правило, шрифтом № 13 через одинарный или полуторный межстрочный интервал и выравнивается по левой и правой границам.

Абзацный отступ составляет 12,5 мм от левой границы текстового поля. Текст приказа (распоряжения) излагается от первого лица единственного числа и, как правило, состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной.

В констатирующей части кратко излагаются цели и задачи предписываемых действий, факты или события, послужившие причиной издания приказа. Если поводом послужил другой до- кумент, в тексте приводят его полные данные, то есть указывают вид документа, автора, дату, номер и заголовок. 1. Когда основанием для издания приказа является нормативный акт: В целях выполнения Федерального закона Российской Федерации от 08.07.2005 г.

№ 94-ФЗ

«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

приказываю: 2. Когда основанием для издания приказа является приказ вышестоящей организации: Во исполнение приказа директора ФСИН России от 20.11.2011 № 12 приказываю: 3. Если приказ готовится в инициативном порядке в целях выполнения задач организации: В целях упорядочения нагрузки профессорско-преподавательского состава института и учета индивидуального годового бюджета рабочего времени и ри казываю: Констатирующая часть завершается распорядительными словами «приказываю:» (в приказах), «предлагаю» и «о бязываю :» (в распоряжениях), которые печатаются вразрядку строчными буквами, после них ставится двоеточие.

В приказах по личному составу и в отдельных приказах (распоряжениях) по основной деятельности констатирующая часть может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении.

Текст в таких случаях начинается со слова «приказываю ».

Распорядительная часть текста имеет повелительную форму изложения.

В ней излагаются предписанные действия с указанием исполнителя и сроков выполнения. Распорядительная часть текста приказа составляется по пунктам, каждый из которых нумеруется арабскими цифрами и начинается с красной строки.

Если пункт приказа устанавливает правовые нормы, рассчитанные на применение в течение длительного времени (нормативные пункты), то он обычно формулируется по речевой модели: что (с)делать — с какого срока (или па какой срок).

Если в приказе даются поручения конкретным должностным лицам, то необходимо указать должности и фамилии, инициалы исполнителей, четко сформулировать предписываемое действие и указать срок исполнения. В этом случае используется речевая модель: кому — что сделать — когда (к какому сроку).

Очень важно четко сформулировать поручаемое задание.

Иначе исполнитель не сможет его хорошо исполнить, или возникнет необходимость консультаций или издания дополнительных документов, что замедлит сроки выполнения решения и приведет к дополнительным и неоправданным трудозатратам.

Если документ дополняет, отменяет или изменяет ранее изданные приказы или их отдельные пункты, то один из последних пунктов приказа должен содержать ссылку на отменяемый пункт или документ с указанием его даты, номера и заголовка. Текст такого пункта начинается словами: «Признать утратившим силу.».

Если приказ вводит в действие какие-либо документы (инструкции, графики, правила, положения), то они оформляются в виде приложения.

При этом в приказе реквизит «Отметка о наличии приложения» не проставляется. Страницы приказа и приложения нумеруются как единый документ. Пункт о контроле исполнения приказа (распоряжения) оформляется в распорядительной части текста последним пунктом: «Контроль за исполнением приказа оставляю за собой».

Отметка о наличии приложения.

В приказе (распоряжении) учреждения и органа УИС допускаются только приложения, связанные с предписаниями распорядительной части текста.

Наименование приложения должно совпадать с изложением в распорядительной части.

Например:

«Утвердить прилагаемое Положение об отделе кадров УФСИН России по Ярославской области»

; «Внести в приказ Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области от 19 мая 2010 г. № 95

«Об утверждении Положения об отделе кадров УФСИН России по Ярославской области»

изменения согласно приложению». Несколько приложений нумеруются с указанием знака «№».

Например: 1. Утвердить: порядок работы (дается полное наименование) (приложение № 1); состав (дается полное наименование) (приложение № 2). К приказу прилагаются утверждаемые им документы (инструкции, положения, правила), а также материалы в виде таблиц, образцов, графиков, схем, бланков документов. В этих случаях текст распорядительной части формулируется следующим образом: «Внести изменения в.

согласно перечню (приложение № 1)», «Признать утратившими силу.

согласно прилагаемому перечню».

Нумерация страниц каждого приложения к приказу (распоряжению) ведется раздельно. При значительном числе приказов (распоряжений), подлежащих признанию утратившими силу или изменению, их перечни даются в приложении к приказу (распоряжению).

При утверждении приказом (распоряжением) состава комиссии, рабочей группы или перечня работников, количественный состав которых превышает четыре человека, состав комиссии или перечень работников выносятся в приложение, о чем в тексте делается ссылка.

Фамилии членов комиссии, за исключением председателя, заместителя председателя и секретаря, располагаются по алфавиту. На лицевой части первого листа приложения в правом верхнем углу помещаются: написанное прописными буквами слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» со знаком «№» (при наличии нескольких приложений), затем вид распорядительного документа, его дата и регистрационный номер. Указанный текст центруется относительно самой длинной строки, например: ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к приказу УФСИН России по Республике Карелии от 12.06.2010Nb78 При утверждении приказом (распоряжением) только одного приложения слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» может быть заменено на слово «УТВЕРЖДЕНО» (УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕН, например: УТВЕРЖДЕНО приказом УФСИН России по Республике Карелии от 12.06.2010X9 78 Приложения к приказу (распоряжению) учреждения и органа УИС подписывает (визирует) руководитель структурного подразделения, подготовившего проект.

Подпись ставится внизу на обороте последнего листа приложения.

Согласование проекта приказа осуществляется путем его визирования должностными лицами организации и (или) проставления грифа согласования (при внешнем согласовании). Визы согласования. Проект приказа визируют:

  1. — руководитель структурного подразделения, вносящего проект, если проект разработан в инициативном порядке;
  2. — начальник секретариата (проверяет правильность оформления приказа как документа).
  3. — главный бухгалтер (для проектов приказов, исполнение которых требует финансового обеспечения);
  4. — руководители всех заинтересованных подразделений, включая тех, кому даются конкретные поручения (их визы означают реальность выполнения ими предписываемых приказом действий или отражают их возражения);
  5. — представитель юридической службы организации (несет ответственность за соответствие действующему законодательству, то есть будущую юридическую силу документа);
  6. — должностные лица, которым поручена подготовка приказа (они несут ответственность за качество документа);

Обязательное внутреннее визирование приказов (распоряжений) и их внешнее согласование осуществляются до представления на подпись.

Согласование проекта приказа осуществляется структурным подразделением, подготовившим соответствующий проект. Виза внутреннего согласования приказа помещается на оборотной стороне последней страницы первого экземпляра (подлинника) документа в верхней части листа.

Виза включает фамилию и инициалы, личную подпись согласующего, дату визирования. Фамилии визирующих лиц располагаются одна под другой по иерархии должностей (начиная с вышестоящей) в следующем порядке: заместители руководителя учреждения и органа УИС (по алфавиту), руководители структурных подразделений (по алфавиту), руководитель службы делопроизводства. Замечания, особые мнения и дополнения к проекту приказа (распоряжения) учреждения и органа УИС оформляются на отдельном листе.

В этом случае виза оформляется следующим образом: Замечания прилагаются Начальник отдела кадров капитан внутренней службы Т.Н. Киреева (Дата) (подпись) На обороте последнего листа приказа (распоряжения) учреждения или органа УИС ниже фамилий визирующих лиц располагается разнарядка с указанием количества отпечатанных экземпляров, их направления адресатам, фамилии, инициалов, телефона исполнителя, его подписи.

В случае если должностное лицо, визирующее приказ (распоряжение), является его исполнителем, подпись ставится один раз. Гриф согласования. Внешнее согласование приказа (распоряжения) с другими организациями осуществляется на отдельном для каждой организации листе согласования и оформляется в соответствии с § 3 гл.

2 пособия. Реквизит «Исполнитель». Фамилия исполнителя с инициалами и его телефон, включая внутренний, на приказах (распоряжениях) учреждения или органа УИС указываются и на лицевой, и на оборотной стороне документа в разнарядке.

На лицевой стороне слово «Исп.» печатается с прописной буквы. Например: Исп. Потапов О.С.

  1. 716
  2. (817) 45-11-18

Реквизит «Подпись». Руководитель организации подписывает первый экземпляр документа, затем приказ регистрируется.

Реквизит оформляется в соответствии с § 3 гл. 2 пособия. Приказ вступает в силу с момента его подписания, если в тексте не указан иной срок.

Подпись и регистрация придают приказу юридическую силу правового акта.

  1. См.: Мигель И.Н. Документирование управленческой деятельности: Курслекций. М., 2011.
  2. См.: Инструкция по делопроизводству в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы.
  3. См.: БыковаТ.А., Кузнецова Т.В., СанкинаЛ.В. Документационное обеспечение управления (делопроизводство): Учебное пособие. М., 2012.

Распорядительные документы.

Оформление приказов по основной деятельности, указаний и распоряжений

Приказ по основной деятельности. Приказы являются одними из наиболее важных документов фирмы.

Приказ – это нормативный документ, издаваемый директором фирмы для решения каких-либо задач (производственных или связанных с персоналом фирмы). К приказам по основной деятельности относятся приказы по организации работы фирмы, финансированию, планированию, отчетности, снабжению, реализации продукции и другим производственным вопросам. Подготовка приказа включает:

  1. Подписание приказа руководителем
  2. Изучение существа вопроса и сбор необходимых сведений
  3. Подготовка проекта приказа
  4. Согласование проекта со специалистами

Подготовку приказа осуществляет специалист фирмы по поручению руководства.

Приказ оформляется на общем бланке или на бланке приказа (если он был спроектирован ранее). Приказ включает такие реквизиты, как:

  1. Дата (датой приказа является дата его подписания)
  2. Текст
  3. Наименование вида документа – ПРИКАЗ
  4. Номер (порядковый номер, например № 1, № 2 и т.д., нумерация производится в пределах года)
  5. Заголовок (отвечает на вопрос «О чем?» , например «О реорганизации фирмы»)

Текст приказа состоит из двух частей.

В первой, констатирующей, указываются основания издания приказа. Основанием являются нормативные документы государственных органов, решения Совета директоров и общих собраний акционеров либо производственная необходимость. Если причина издания приказа очевидна и не нуждается в разъяснении, констатирующую часть приказа опускают.

Во второй части приказа, распорядительной, начинающейся со слова «ПРИКАЗЫВАЮ», пишут :

  1. «что сделать» (указывают конкретную работу)
  2. «кому» (наименование должности, фамилия, инициалы)
  3. «в какие сроки»

Текст приказа делится на пункты, если поручений несколько.

Каждый пункт начинается с красной строки. В последнем пункте указывается лицо или структурное подразделение, которое осуществляет контроль за исполнением приказа. Приказ может отменять действие ранее изданных документов, которые в этом случае указываются в тексте.

  1. Визы (приказ согласовывается с главным бухгалтером, юрисконсультом и др. должностными лицами)
  2. Подпись (приказ подписывается директором или его заместителями, которым предоставлено такое право)
  3. Отметка об исполнителе

Приказ вступает в силу с момента подписания.

Секретарь-референт организует ознакомление сотрудников с приказом. При необходимости подписанный приказ копируется и раздается исполнителям для работы.

Первый экземпляр приказа подшивается в дело с приказами по основной деятельности.

Открытое акционерное общество «АБСОЛЮТ» П Р И К А З 20.05.2001 № 23 __ Об образовании юридической службыВ целях улучшения организационно-правового обеспечения деятельности фирмы, защиты ее интересов и оказания специалистам фирмы соответствующей консультационной помощи по юридическим вопросам, возникающим в процессе их основной работыПРИКАЗЫВАЮ:1. Помощнику генерального директора фирмы по коммерческим вопросам Борисову Е.И.

образовать юридическую службу к 01.06.2001 в составе:

  1. Юрисконсульта по работе с персоналом – 0,5 штатной единицы
  2. Главного юрисконсульта – 1 штатная единица
  3. Юрисконсульта по финансово-хозяйственным вопросам –1 штатная единица

2.

Главному юрисконсульту Степанову А.К. разработать и представить на утверждение директору фирмы проект Положения о юридической службе к 10.07.2001.Генеральный директор В.С.СеменовВизы:Главный бухгалтерПомощник генерального директорапо коммерческим вопросамГлавный юрисконсульт Антонова 265 76 88 Указание – распорядительный документ по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций, поручений и т.п. Указание оформляется на общем бланке или бланке указания (если он был спроектирован ранее).

Указание подписывает руководитель фирмы или его заместители в пределах компетенции. Указания оформляются аналогично приказу.

Отличия заключаются в следующем.

  1. Наименование вида документа – УКАЗАНИЕ
  2. Распорядительная часть начинается со слова «ПРЕДЛАГАЮ»

Открытое акционерное общество «АБСОЛЮТ» УКАЗАНИЕ _______________№______________ О введении в эксплуатацию автоматизированной системы документационного обеспечения управленияНа основании акта приема-сдачи работ от 15.05.2001 № 15 «О завершении экспериментальной проверки комплексов задач автоматизированной системы документационного обеспечения (АСДО)»ПРЕДЛАГАЮ: 1. Руководителю службы документационного обеспечения фирмы Сергеевой О.Л. обеспечить ввод в эксплуатацию системы в функциональных службах фирмы к 01.06.2001.

2. Руководителям и специалистам служб ознакомиться с Инструкцией пользователям системы.

3. Руководителям отдела информации Фокину И.Н. провести обучение пользователей не позднее 10.06.2001.Генеральный директор В.С.СеменовВизы:Руководитель службы ДОУ В.Н.КораблеваСмирнова 233 45 80Распоряжение – распорядительный документ, издаваемый преимущественно по оперативным вопросам повседневной производственно-хозяйственной и административной деятельности фирмы Распоряжение оформляется на общем бланке или бланке распоряжения (если он был спроектирован ранее).

Подписывается распоряжением директором или его заместителями. Распоряжение оформляются аналогично приказу. Отличия заключаются в следующем.

  1. Распорядительная часть начинается со слова «ОБЯЗЫВАЮ»
  2. Наименование вида документа – РАСПОРЯЖЕНИЕ

Открытое акционерное общество «АБСОЛЮТ» РАСПОРЯЖЕНИЕ _______________№______________ О проведении ремонтных работВ связи с аварийным состоянием отопительной системы в комнате № 40ОБЯЗЫВАЮ:1.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+