Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Принцип работы эбу автомобиля

Принцип работы эбу автомобиля

Принцип работы эбу автомобиля

Электронный блок управления (контроллер) ДВС


Современный автомобиль невозможно представить без множества электронных систем. Развитие и активное внедрение электроники в конструкцию привело к тому, что работу двигателя контролирует электронный блок управления двигателем ECU (). Модули подобного типа также имеют название контроллер.

Как сам бензиновый или дизельный мотор, так и другие системы транспортного средства управляются посредством специальных блоков управления. Рекомендуем также прочитать статью об.

Из этой статьи вы узнаете о видах систем смазки двигателя и основных составляющих элементах в конструкции системы смазки. ЭБУ взаимодействует с различными датчиками, которые отправляют сигналы в блок управления.

Далее контроллер производит обработку полученных данных по заранее прописанным алгоритмам. ЭБУ в процессе работы двигателя опирается на информацию от датчиков и посылает ответные команды, которые адресованы исполнительным устройствам, интегрированным в конструкцию ДВС. Автомобиль имеет так называемую бортовую сеть, в которой главным элементом является ЭБУ.

По этой причине блок управления называют компьютером автомобиля, а в среде автолюбителей существует обиходное название «мозги».

Не только двигатель, но и другие системы автомашины имеют собственный контроллер. К таким системам относятся: автоматическая коробка передач, управление подушками безопасности, антиблокировочная система тормозов, система курсовой устойчивости, система климат-контроля и т.д. Каждая из систем имеет свой отдельный электронный модуль: блок управления АКПП, модуль подушек Airbag, блоки-контроллеры ABS, ESP и т.д.

Все модули взаимосвязаны между собой.

Главным в бортовой цепи автомобиля является ЭБУ. Электронный блок управления двигателем ведет постоянный и непрерывный обмен данными с модулями управления других систем. Потоки данных передаются по специальной CAN-шине.

Посредством указанной шины реализовано эффективное объединение всех электронно-цифровых систем автомобиля, что и представляет в итоге единую бортовую сеть. Тесная взаимосвязь модулей, контроллеров и блоков позволяет максимально оптимизировать работу силового агрегата. Так достигается наилучший показатель расхода топлива, динамично корректируются параметры топливного впрыска и подачи воздуха на впуске.

От работы ЭБУ зависит мощность, показатель крутящего момента в том или ином режиме работы двигателя, а также ряд других характеристик. К базовым функциям блока управления двигателем автомобиля относятся:

  1. управление ;
  2. контроль температуры ДВС и ;
  3. управление зажиганием;
  4. контроль и
  5. анализ положения дроссельной заслонки;
  6. управление;

ЭБУ получает от датчиков информацию о частоте вращения и положении двигателя. Контроллер учитывает скорость движения автомобиля, фиксирует данные о напряжении в бортовой сети и т.п.

ЭБУ является электронной платой, которая размещается в корпусе из пластика или металла для надежной защиты контроллера.

ECU может быть установлен в моторном отсеке или в салоне автомобиля (в области центральной панели со стороны водителя или пассажира). Место установки контроллера зачастую указано в руководстве по эксплуатации. Электронная плата ЭБУ включает в себя микропроцессор и запоминающие устройства.

Также блок управления имеет специальные внешние разъемы на своем корпусе. Обычно таких разъемов два, они представляют собой выведенные наружу корпуса элементы контроллера.

Первый разъем позволяет осуществить подключение блока управления к бортовой сети автомашины. Вторым разъемом (диагностический разъем ЭБУ) становится место для подключения сканирующего устройства (сканера). Электронный блок управления двигателем имеет на своей плате несколько типов памяти.

Существует постоянная память, в которой содержатся базовые микропрограммы и записаны ключевые параметры для нормальной работы ДВС. На плате ЭБУ дополнительно присутствует оперативная память, которая позволяет блоку управления динамично обрабатывать поступающие данные от датчиков, а также кратковременно сохранять определенные результаты.

Еще одним элементом является отдельное запоминающее устройство, в котором хранится временная информация о том, сколько времени проработал ДВС, какой километраж был пройден, количество потребленного топлива, коды блокировок или доступа, коды ошибок двигателя и т.д. Информацию из этого устройства можно удалять (стереть или сбросить код ошибки в ЭБУ).
Информацию из этого устройства можно удалять (стереть или сбросить код ошибки в ЭБУ). Программы ЭБУ разделяются на два типа модулей.

Присутствует функциональный и контрольный модуль ПО блока управления двигателем. Функциональный модуль принимает и обрабатывает полученные данные, а также отсылает импульсы на исполняющие устройства.

Контрольный модуль следит за тем, чтобы сигналы от датчиков находились в допустимых рамках применительно к заданным изначально параметрам. Если контрольный модуль фиксирует отклонения от прописанных параметров, но они еще находятся в допустимых пределах, тогда осуществляется коррекция. В случае серьезного сбоя контрольный модуль ЭБУ заблокирует двигатель.

Программное обеспечение ЭБУ поддается коррекции. Блок управления двигателем можно перепрошить, тем самым заменив штатную программу и внеся изменения в базовые настройки и параметры работы силового агрегата.

Данный способ получил название . ЭБУ имеет встроенную систему диагностики. Если контроллер фиксирует отклонение, ошибку или сбой в работе двигателя, тогда на приборной панели загорается соответствующая пиктограмма (обычно желтого или красного цвета), или же информационная надпись сheck-еngine.

Автолюбители в быту данный предупреждающий сигнал определяют как «загорелся чек».

Возникающие ошибки в работе двигателя имеют индивидуальный код. Коды ошибок хранятся в ЭБУ, так как записываются в память запоминающего устройства на плате контроллера.

Для диагностики и выявления неисправностей специалисты подключают к блоку управления двигателем специальный сканер через диагностический разъем ЭБУ. Сканер считывает коды ошибок (расшифровывает) и отображает их на своем дисплее.

По этим данным можно получить представление о том, в каком состоянии находится мотор и какие имеет неисправности. Блок управления является надежным устройством, но встречаются отдельные случаи его некорректной работы или выхода из строя.

Неисправности ЭБУ двигателя могут возникать по следующим причинам:

  1. механическое ударное воздействие, вибрации;
  2. сильный перегрев контроллера;
  3. короткое замыкание ЭБУ;
  4. воздействие влаги на плату и разъемы;
  5. коррозия корпуса и разъемов блока управления;

На поломку ЭБУ указывают сбои в работе двигателя при полностью исправных датчиках и системах ДВС, а также с учетом полного исключения других возможных причин. Исправная работа блока управления зависит от нормального напряжения в бортовой сети автомобиля, а также от получения рабочих сигналов от датчиков. Если ЭБУ вышел из строя, тогда двигатель может работать неустойчиво или с большими провалами на разных режимах работы.

Часто двигатель с неисправным ЭБУ оказывается заблокирован.

На панели приборов высвечивается ошибка (горит «чек»). Данная ошибка полностью не сбрасывается сканирующими и другими устройствами, или же «чек» снова загорается после сброса ошибки спустя какое-то время. В таких случаях необходимо оценить состояние блока управления двигателем.

Ремонт ЭБУ возможен и обойдется дешевле, но предпочтительнее осуществить замену ЭБУ на новый полностью исправный блок.

Подбирать блок управления двигателем на машину необходимо строго в соответствии с маркой и моделью, типом установленного двигателя и другими важными параметрами конкретного транспортного средства.

Дополнительно может потребоваться настройка нового ЭБУ после его установки на автомобиль.

Что такое блок управления двигателем: какие бывают блоки, неисправности и проверка

Начнем с того, что современный автомобиль представляет собой совокупность механических узлов, которые работают под управлением электронных компонентов. Другими словами, многими процессами во время работы ДВС и других агрегатов управляет сложная .

Указанная электронная система имеет в основе электронный блок управления (ЭБУ), датчики, а также электронно-механические исполнительные устройства.

При этом именно блоки управления двигателем являются так называемым «мозгом» автомобиля.

Блок управляет работой , осуществляет контроль за состоянием мотора и его систем, постоянно изменяя параметры для создания оптимальных условий с учетом того или иного режима.

Далее мы рассмотрим назначение и устройство , ответим на вопрос, как проверить блок управления двигателем и какие симптомы указывают на проблемы с контроллером.

Отметим, что электронный блок управления применительно к автоэлектронике является своеобразным «центром», который объединяет разные подсистемы, управляющие по отдельности теми или иными узлами и агрегатами. Что касается видов электронных блоков управления в авто, их существует достаточно много.
При этом условно их можно разделить на:

  1. электронный блок управления двигателем (ЭБУ, ECU);
  2. отдельные блоки управления двигателем, коробкой передач, системой тормозов, подвеской, системами безопасности, стабилизации и т.д., которые объединены между собой при помощи центрального блока.
  3. блок управления ДВС и трансмиссией;

Фактически, в зависимости от особенностей той или иной модели автомобиля, узлы и агрегаты могут иметь свой отдельный блок-контроллер.

Затем указанные блоки объединяются в общую единую систему при помощи центрального модуля. Становится понятно, что современные авто могут иметь на борту несколько десятков электронных блоков под управлением указанного центрального модуля. Как правило, основным блоком в системе является ЭБУ. При этом на многих авто ECU управляет не только двигателем, но и выполняет функцию центрального модуля.

При этом на многих авто ECU управляет не только двигателем, но и выполняет функцию центрального модуля.

По этой причине его принято просто называть центральным блоком управления.

Интеграция такого устройства в конструкцию автомобиля позволяет значительно оптимизировать работу ДВС, повысить производительность мотора, снизить уровень токсичности выхлопа и т.д.

Также блок фиксирует различные неполадки и отклонения от нормы, своевременно уведомляя об этом водителя. Итак, блок управления представляет собой вычислительное устройство, которое способно обрабатывать информацию.

Информация поступает на блок от датчиков. Далее блок «анализирует» показания датчиков и формирует управляющие команды, передавая их на электронно-механические исполнительные устройства.

Сам блок управления имеет аппаратную начинку и программное обеспечение. В основе блока лежит микропроцессор, благодаря которому данные от датчиков анализируются и обрабатываются.

Наличие программного обеспечения позволяет осуществлять вычислительные операции. Если же говорить о датчиках, на ЭБУ поступает информация о и частоте его вращения, , скорости движения ТС, количестве кислорода в выхлопе, , положении педали газа и степени открытия дроссельной заслонки и т.д. Работа блока состоит в том, чтобы поддерживать и оптимизировать работу двигателя с учетом постоянно изменяющихся условий.

На многих авто даже в бюджетном сегменте сегодня устанавливается от 10 и более датчиков. Кстати, современные электронные блоки управления имеют возможность перепрограммирования.

Это значит, что такие , так как имеется возможность изменения заводской программой. На практике это позволяет поставить на , увеличить производительность после ДВС, и т.д. Хотя производители выполняют ЭБУ в виде защищенной коробки, размещая аппаратную начинку в прочном металлическом корпусе, данное устройство также может выйти из строя.

Проблемы с блоком управления могут сопровождаться неустойчивой работой ДВС или невозможностью завести двигатель, отклонениями в процессах смесеобразования, нарушениями в работе трансмиссии (как правило, автоматической) и т.д. Чтобы проверить ЭБУ, начинать следует с визуального осмотра, что позволяет вывить очевидные дефекты (например, трещины в корпусе). Однако если таковых не обнаружено, это все равно не позволяет исключить возможные повреждения микропроцессора, так как причин для выхода из строя данного устройства достаточно много.

Среди самых простых специалисты выделяют:

  1. повреждения в результате ударных нагрузок;
  2. короткое замыкание;
  3. перегрев;
  4. сильную коррозию и попадание влаги;

Также виновником проблем может оказаться не сам ЭБУ, а плохой контакт с датчиками, окисление в месте присоединения проводов. Отметим, что нередко к проблемам с блоком управления приводит банальная безответственность самого автовладельца.

Например, во время блок не защищается должным образом от попадания влаги, машина эксплуатируется во влажную погоду со снятыми элементами (без крыльев, капота).

Часто владельцы игнорируют тот факт, что крепление ЭБУ в месте установки недостаточно надежное или имеются проблемы с проводкой, что может привести к короткому замыканию и т.п. Еще вывести из строя электронный блок может с заведенным двигателем, неквалифицированная установка в автомобиль дополнительного оборудования, проблемы в высоковольтной части . Добавим, что также встречаются случаи полного выведения из строя ЭБУ после попыток непрофессионального или самостоятельного ремонта данного типа устройств, а также чип-тюнинга.

Важно понимать, на некоторых моделях блок является неремонтопригодным, то есть предполагается полная замена блока.

При этом после проведения поверхностной диагностики владелец снимает ЭБУ и пытается его разобрать/отремонтировать. Затем часто выясняется, что причиной проблем все же оказывается какой-либо датчик, однако после попыток ремонта блок для дальнейшей эксплуатации уже не пригоден. Рекомендуем также прочитать статью о том, .

Из этой статьи вы узнаете о недостатках данного решения, а также какие последствия для двигателя могут возникнут после перепрошивки ЭБУ.

По этой причине важно понимать, что сначала должна быть проведена комплексная профессиональная .

Только после этого можно принимать решение о том, что делать, менять или выполнить ремонт блока управления двигателем. Если же говорить о доступной проверке, которую может выполнить автолюбитель самостоятельно, это банальная подмена имеющегося блока на точно такой же заведомо рабочий.

Например, можно под залог взять ЭБУ от такого же авто на разборке, установить такой блок и проверить работу ДВС.

Если машина работает с новым блоком нормально, тогда проблема очевидна. Также отметим, что не всегда удается устранить поломку только заменой контроллера. Как уже говорилось выше, часто первопричиной поломки ЭБУ является не сам блок.

Простыми словами, если, например, имеется замыкание в проводке, новый блок управления быстро выйдет из строя точно так же, как и предыдущий.

Важно понимать, что ремонт электронного блока управления является сложной и ответственной процедурой, которая требует определенных навыков, оборудования, знаний и понимания принципов работы устройства.

При этом ремонтировать блоки управления рекомендуется только в тех случаях, когда заменить контроллер на исправный нет возможности.

Как правило, не удается заменить ЭБУ на старых и редких автомобилях (возникают трудности с подбором как нового, так и б/у контроллера), а также тогда, когда стоимость блока очень высока. Что касается попыток сэкономить и отремонтировать ЭБУ самостоятельно, в этом случае риск повреждения электронного устройства высок. Также результатом попыток установить такой блок после ремонта в автомобиль является выход из строя и других систем на борту транспортного средства.

Простыми словами, на обычном СТО блок просто меняется на новый или заведомо рабочий.

В остальных случаях попытки ремонта могут не только не принести желаемого результата, но и усугубить ситуацию. По этой причине ремонтировать блок нужно только в специализированных центрах, которые сами определят, целесообразно или нет проводить ремонтные процедуры с тем или иным типом устройств.

  1. Теперь перейдем к подбору устройства в рамках замены. Как уже говорилось выше, сначала нужно найти возможную причину, которая и привела к выходу блока из строя. Это позволит избежать скорой замены только что установленного ЭБУ.

Итак, необходимо учитывать, что в продаже часто встречаются восстановленные блоки, причем ремонт провел сам завод-изготовитель.

Такая практика является нормальной, так как экономически заводу выгоднее восстановить старый блок, чем изготавливать новый. Естественно, завод не будет ремонтировать полностью залитый водой, разбитый или сожженный ЭБУ. При этом на восстановленную деталь должна даваться гарантия, как на новое устройство.

  1. При выборе нужно понимать, что визуально, а также по разъемам и маркировке электронные блоки управления могут быть одинаковыми, однако ПО в таких устройствах разное. Дело в том, что для каждого типа ДВС на той или иной модели двигателя, а также в зависимости от года выпуска, программное обеспечение может сильно отличаться.

Получается, вполне возможно, что с не подходящим для конкретной машины ЭБУ автомобиль будет работать, однако о стабильности такой работы мотора и других агрегатов и узлов говорить не приходится.

Вполне очевидно, что новый электронный блок должен быть точно таким же, как и старый. Для подбора нужно не только учитывать марку и модель автомобиля, но и объем/тип двигателя, год выпуска авто, VIN-код, а также все маркировки, которые производитель нанес на сам блок.

  1. После того, как нужный блок был подобран, остается только реализовать подключение устройства к соответствующим разъемам. На практике ЭБУ далеко не всегда рассоложен в удобном и легкодоступном месте, так что на том или ином автомобиле. Перед подключением клеммы с следует обязательно снять.

Рекомендуем также прочитать статью о том, .

Из этой статьи вы узнаете о чип-боксе, как работает данное устройство и на что можно рассчитывать после его установки. Еще нужно помнить, что многие электронные блоки управления нуждаются в дополнительной настройке. В одном случае это просто автоматическая подстройка ЭБУ под параметры и особенности работы конкретного авто (самоадаптация).
В одном случае это просто автоматическая подстройка ЭБУ под параметры и особенности работы конкретного авто (самоадаптация).

Для такой подстройки на машине нужно просто поездить в разных режимах.

Более сложным случаем является необходимость выполнять перепрограммирование, более известное под названием чип-тюнинг. Такие доработки нужны тогда, когда требуется внести коррективы в работу ДВС, а также отдельных систем автомобиля. Результата добиваются путем изменения штатного ПО и заводских стандартных настроек, которые «зашиты» в память ЭБУ.

Качественно такую процедуру могут выполнить только квалифицированные специалисты, которые имеют подходящее программное обеспечение и оборудование.

Блок управления двигателя: устройство, неисправности и диагностика

4 мартаОдним из важнейших элементов практически всех современных двигателей является электронный блок управления. Это название довольно длинное, так что его сокращают до ЭБУ двигателя. Блок имеет сложное устройство, а его производством занимается ограниченное число фирм.

По факту, они же владеют патентами и ограничивают деятельность других фирм, но это уже другой вопрос. Грамотному автолюбителю стоит разбираться в том, что представляет собой ЭБУ двигателя, какое место в структуре автомобильных систем он занимает, какие элементы ему подконтрольны и по каким причинам он может выйти из строя. Обо всем этом – в материале Avto.pro.Сразу отметим, что под ЭБУ понимают вообще все встраиваемые системы, которые получают управляющие сигналы от одной или сразу нескольких систем и подсистем автомобиля.

Звучит довольно сложно, так что попробуем разобраться. К примеру, в большинстве автотранспортных средств используются такие управляющие системы и подсистемы:

  1. ECU. Еще один электронный блок управления, однако этим сокращением принято обозначать основу всех электронных управляющих систем автомобиля.
  2. Контроллер ЭСУД. Часто его называют просто контроллером системы управления ДВС;
  3. ECM. Тот самый модуль управления двигателем;

И снова мы возвращаемся к термину ЭБУ и его, если можно так выразиться, универсальности. В действительно встроенных управляющих систем много: непосредственно электронных блок управления двигателем (является наиболее распространенным), центральный блок управления, главный электронный модуль, центральный модуль синхронизации, объединенный моторно-трансмиссионный блок управления, модуль управления подвеской, блок управления тормозной системой, контролер кузова.

И это лишь часть возможных вариантов. Часто все системы объединяют под одним термином «компьютер автомобиля».

Однако важно понимать, что:

  1. Каждый блок и модуль является специализированным и не может взять на себя задачи другого блока и модуля.
  2. Электронная управляющая система состоит из множества блоков и модулей;

Основным и наиболее часто встречающимся блоком управления является ЭБУ двигателя. Не совсем правильно будет называть его самым важным, но по факту он контролирует работу силового агрегата, а значит, от его работоспособности зависит очень многое.

Например, он считывает и оптимизирует ряд важнейших параметров автомобиля: крутящий момент, состав выхлопных газов, мощность, расходник топлива. В тандеме с ЭБУ двигателя работает целая плеяда датчиков.

Далее мы будем рассматривать именно ЭБУ двигателя, а обозначать его будем просто как ЭБУ.

И еще раз напоминаем: электронных блоков много, однако в рамках данного материала для простоты мы будет обозначать управляющий элемент двигателя как ЭБУ.Электронный блок управления, иначе называемый контроллером, а в народе «мозгами» двигателя, устроен довольно сложно.

Внешне это относительно небольшой блок с металлическим корпусом, но все самое интересное скрыто внутри.

Блок управления включает в себя такие элементы:

  1. Процессорная часть, иначе называемая микроЭВМ;
  2. Элементы, формирующие сигналы, иначе входные и выходные формирователи;
  3. Источник питания;
  4. Многополюсный штекерный разъем.

Как читатель наверняка знает, ЭБУ работает в тандеме со множеством датчиков.

Вот несколько примеров: датчик положения дроссельной заслонки, датчик массового расхода воздуха, датчик детонации.

Практически всем этим датчикам посвящены отдельные материалы раздела «» на Avto.pro – советуем ознакомиться с ними. А мы продолжим разбор ЭБУ.Основой процессорной части ЭБУ является однокристальная микроЭВМ (микро электронно-вычислительная машина).

По сути, это есть тот самый «мозг» электронного блока управления двигателя. По современным меркам микроЭВМ устроен довольно просто.

Дело в том, что ключевые его элементы входят в структуру, которая умещается на одном кристалле (чипе).

Важным моментом в описании микроЭВМ является его разрядность. Разрядностью называют количество бит информации, оперировать с которыми будет микропроцессор. МикроЭВМ бывают 8-, 16- и 32-разрядными.

Сами устройства включают в себя:

  1. Аналогово-цифровой преобразователь (сокр. АЦП);
  2. Таймеры, иначе называемые счетчиками.
  3. Оперативное запоминающее устройство (сокр. ОЗУ);
  4. Генератор тактовой частоты;
  5. Центральный процесс;
  6. Постоянное запоминающее устройство (сокр. ПЗУ);
  7. Порты ввода и вывода;

Можно провести параллель между современным компьютером и процессорной частью ЭБУ.

По факту, в ЭБУ объединяется ряд компонентов, которые в системных блок персональных компьютеров и ноутбуков идут отдельно друг от друга, но объединяются материнской платой.

Здесь есть интересные особенности, но их мы рассматривать не будем – автолюбителю важно понимать, что принципиальные схемы современных электронно-вычислительных машин очень похожи друг на друга.Центральный процессор ЭБУ подбирает команды и данные из памяти и производит различные операции над этими данными.

Кроме того, он управляет сигналами, проходящими через внутреннюю шину адреса и данных. Постоянное запоминающее устройство – это то место, где хранятся программы и данные.

Информация имеет вид констант.

Сама же программа записывается в виде машинных кодов микроЭВМ.

Данные представляют собой калибровочные таблицы констант, участвующих в процессе расчетов.

Данные из таблиц могут быть выбраны и в качестве управляющих параметров. Что интересно, данные в ПЗУ хранятся неограничено долго.

Оперативное запоминающее устройство берет на себя задачу хранения данных, которые могут измениться.

Например, промежуточных результатов вычислений или же значений, получаемых от датчиков.

Хранить информацию ОЗУ может в течение ограниченного промежутка времени – она стирается после отключения питания.Тандем центральный процессор – ПЗУ – ОЗУ является ключевым для ЭБУ.

Если говорить по-простому, именно этот тандем выделяет данные и параметры, обсчитывает их, запоминает и отдает команды. К этому тандему также можно отнести так называемые энергонезависимые ОЗУ. Они питаются от аккумуляторной батареи напрямую.

Такая память может записать данные и хранить их очень долго. Пока аккумулятор не потеряет накопленную энергию вследствие саморазряда, энергонезависимые ОЗУ продолжат хранить данные.Важным элементом ЭБУ является аналогово-цифровой преобразователь. Дело в том, что однокристальные микроЭВМ могут работать только с цифровыми сигналам.

В АЦП аналоговый сигнал преобразуется в цифровой код. Порты ввода и вывода, как несложно догадаться из их названия, служат для получения и считывания входных сигналов и передачи выходных сигналов и информации.

Таймером же называют устройство, которое служит как для измерения интервалов времени, так и подсчета числа событий. Генератор тактовой частоты призван синхронизировать работы всей системы за счет выработки тактовых импульсов.

От точности работы генератора будет зависеть точность измерения интервалов времени.Как уже было указано, в ЭБУ нет смысла, если к нему не подключены датчики.

Именно они измеряют физические параметры, преобразовывают результаты измерений в электрический сигнал и далее направляют его блок управления. Сигнал от датчика проходит формирователь, в котором от усиливается или ослабляется – это называется согласованием уровней.

Входные формирователи также защищают ЭБУ он перенапряжения. Формирователи работают с такими сигналами:

  1. Дискретные;
  2. Частотные.
  3. Аналоговые;

Формирователи делятся на подтипы в зависимости от того, с какими сигналами они работают. Это связано с тем, что разные типы сигналов имеют различные параметры.

Вот например:

  1. Частотные сигналы наиболее интересны. Они не просто изменяют частоту – эти изменения сами по себе несут информацию о реальных изменениях величин, которые измеряет датчик. Соответственно, и обработка этих сигналов будет сложной. Сначала они ограничиваются по амплитуде, а затем поступают на вход таймера.
  2. Аналоговые сигналы меняются во времени непрерывно. Примером является сигнал с датчика положения дроссельной заслонки. Непрерывно поступающие сигналы проходят через обработку в формирователи, а затем поступают к аналогово-цифровому преобразователю и к процессорной части ЭБУ;
  3. Дискретные сигналы меняются скачкообразно и являются прерывистыми. В качестве примера можно взять сигнал включения зажигания. Его изменения происходит резко, а сам сигнал поступает сначала в преобразователь, а затем напрямую в процессорную часть ЭБУ;

За формирование выходных сигналов ответственны специальные микросхемы, иначе называемые драйверами. Они усиливают сигналы по мощности, а также защищают выходы контроллера от замыканий и перегрузок. Драйверы часто называют «интеллектуальными», так как в случае работы в анормальном режиме они информирует центральный процессор о факте появления ошибки.

Выходные формирователи делятся на подтипы по мощности сигнала, с которым они работают.В силу того, что ЭБУ является ключевым управляющим элементом силового агрегата, его неисправности сразу сказываются на работе агрегата и автолюбитель не сможет не заметить проблемы. Другое дело – проведение диагностики устройства.

Зачастую проблема кроется не в самом блоке управления, а в проводке и конкретных датчиках.

Причин, по которым сам ЭБУ может выйти из строя, довольно много. Вот наиболее частые:

  1. Перегрев электронного блока вследствие резких перепадов температур – от низких до высоких (такое иногда наблюдается в автомобилях, эксплуатируемых в условиях сильного холода);
  2. Попадание влаги в устройство и коррозияю
  3. Короткое замыкание одного или нескольких соленоидов;
  4. Сильные механические воздействия или вибрации, результатами которых является появления трещин в плате ЭБУ и на местах спайки контактов;

Существует и по-своему интересные способы навредить электронному блоку управления двигателя. Например, снять клеммы аккумулятора, перед этим не заглушив двигатель.

То же произойдет при попытке «прикурить» автомобиль, не заглушив мотор. С некоторой вероятностью ЭБУ может выйти из строя, если при подключении аккумулятора перепутать клеммы и запустить мотор. Признаков, указывающие на выход ЭБУ из строя, много.

Чаще всего встречаются такие:

  1. Сигналы с датчиком начали поступать нерегулярно, или перестали поступать вовсе.
  2. Вентилятор охлаждения двигателя начал включаться произвольно;
  3. Перестал гореть Check Engine;
  4. Зажигание начало работать с частыми пропусками;
  5. Предохранительные элементы начали часто перегорать без видимых причин;
  6. Двигатель начал троить, перестал заводиться, сильно изменился выхлоп;
  7. Автомобиль реагируют на манипуляции с педалью газа неадекватно;
  8. Отсутствует связь с устройством (можно понять по ходу диагностики сканером);

И это лишь часть возможных симптомов.

Автолюбителям важно понимать, что перед диагностикой ЭБУ имеет смысл проверить другие компоненты электронной бортовой системы автомобиля.

К примеру, если наблюдаются проблему с одним из датчиков, стоит проверить в первую очередь его, затем его проводку, а уже затем ЭБУ.Определить некоторые неисправности ЭБУ можно и самостоятельно. Или, по крайней мере, понять, подает ли он «признаки жизни».

Это также возможно благодаря системе самодиагностики, которую имеют практически все блоки управления. Если автолюбитель хочет произвести самостоятельную диагностику, ему понадобится специальный тестер или же компьютер с предустановленной программой. Ее будет несложно найти в интернете.

Кроме того, понадобится адаптер.

Вот что нужно сделать:

  1. Наблюдать за тем, как на экране появится сообщение о начале диагностики. Если его нет, проверьте надежность подключения;
  2. Включить зажигание (сам двигатель запускать не обязательно);
  3. Перейти в раздел DTC (может иметь другое название в зависимости от программы) – он содержит коды всех неисправностей. Коды зашифрованы, а расшифровать их можно в той же программе или с помощью данных из технической документации к вашему автомобилю.
  4. Подключить адаптер к USB-порту компьютера и к выходу электронного блока;
  5. Запустить предварительно скачанную и установленную диагностическую проверку на компьютере;

К несчастью, бывают случаи, когда компьютер не удается подключить к блоку. В этом случае автолюбителю понадобится осциллограф, кабель и специализированное программное обеспечение.

Нужный софт найти несложно, а вот с осциллографом могут возникнуть проблемы. Далее, диагностику нужно будет продолжить уже при помощи тестера или же мультиметра. Автолюбителю придется внимательно изучить электрическую схему контроллера и производить замеры сопротивлений.

Лучше всего обратиться к специалистам, но если у автолюбитель хорошо подкован в вопросам электротехники и имеет много времени для диагностики, выявить проблему он сможет и самостоятельно.ЭБУ двигателя – это, пожалуй, самый ответственный элемент бортовой электросистемы автомобили. Благодаря нему силовой агрегат имеет оптимальную производительность, состав выхлопа и высокую стабильность работы. Неисправности в работе ЭБУ возникают часто, но в большинстве случаев они обусловлены проблемой с каким-либо электрическим и электромеханическом элементом автомобиля.

Если проблема кроется именно в ЭБУ, то нередко единственным способом ее решения является… дорогостоящая замена блока. Советуем обращаться к проверенным специалистам для диагностики, а уже потом строить планы по покупке необходимых запчастей и дальнейшей их установке.Если Вам понравилась публикация, поделитесь новостью в социальных сетях и подписывайтесь на .

Что такое электронный блок управления (ЭБУ) автомобиля?

22 мая 2021В повседневной жизни электронный блок для управления называют мозгами, что и отражает его назначение, а так же важность в управлении агрегатами современного автомобиля. Он стал использоваться несколько десятков лет назад.

С тех пор блок многократно совершенствовался изменением элементной базы, новым программным обеспечением.СтруктураПо своей архитектуре ЭБУ имеет все признаки промышленного компьютера, предназначенного для сбора значений внешних параметров, их преобразования, обработки в центральном процессоре, формирования управляющих сигналов. Все это выполняется по программе, предварительно установленной на устройстве. Небольшая электронная плата блока управления объединяет в себе:• центральный процессор;• оперативную память (ОП);• постоянное запоминающее устройство (ПЗУ);• аналого-цифровой преобразователи (АЦП);• устройства формирования выходного сигнала управления или информации.Возможности ЭБУМногочисленные датчики, установленные на агрегатах автомобиля, формируют сигнал соответствующий измеряемому параметру или состоянию устройства.

По линии связи сигнал поступает на вход ЭБУ в виде величины напряжения. На входном устройстве аналоговый сигнал преобразуется к цифровому виду, читаемому процессором. Процессор на основании программных данных зашитых ПЗУ просчитывает информацию с датчика.

По результатам расчета процессор формирует команду для внешних исполнительных устройств.Так, напряжения с лямбда-зонда, несет в себе значение содержания кислорода в выхлопе автомобиля. Процессор оценивает его, значение оборотов с датчика оборотов коленвала, формирует управляющий сигнал на дроссельную заслонку инжектора для изменения подачи топлива. Одновременно в расчетах учитывается температура двигателя, параметры зажигания.

Это обеспечивает экономичную работу мотора.ОбслуживаниеБлок не требует обслуживания. Но на основании данных собираемых предприятиями- производителями автомобиля в программное обеспечение ЭБУ вносятся изменения (перепрошивка). Такие работы выполняются при обслуживании машины в дилерских центрах или на СТО.Возможность перепрограммирования создает возможность для чип-тюнинга.

Изменяются параметры управления двигателем. Имеется возможность увеличения мощности мотора за счет экономичности.

Изменение других характеристик работы мотора.При поставках для замены, ЭБУ программируется для конкретного автомобиля и двигателя. Но есть возможность изменить эти настройки для использования почти во всех автомобилях.

Если вам сильно понравилась статья вы можетеили поставить лайк.

ЭБУ — устройство, принцип работы

ЭБУ — электронный блок управления двигателем автомобиля, его другое название — контроллер.

Он принимает информацию от многочисленных датчиков, обрабатывает ее по особым алгоритмам и, отталкиваясь от полученных данных, отдает команды исполнительным устройствам системы.

Электронный блок управления является составным звеном бортовой сети автомобиля, он ведет постоянный обмен данными с другими компонентами системы: антиблокировочной системой, автоматической коробкой передач, системами стабилизации и безопасности автомобиля, круиз-контролем, климат-контролем. Обмен информацией ведется посредством CAN-шины, которая объединяет все электронные и цифровые системы современного автомобиля в одну сеть. Благодаря такому подходу можно оптимизировать работу двигателя: расход топлива, подачу воздуха, мощность, крутящий момент и др.

Основными функциями ЭБУ являются:

  1. контроль за зажиганием;
  2. контроль за работой системы рециркуляции отработанных газов.
  3. управление и контроль за впрыском топлива в инжекторных двигателях;
  4. управление фазами газораспределения;
  5. регулировка и поддержание температуры в охлаждающей системе двигателя;
  6. контроль за положением дроссельной заслонки;
  7. анализ состава выхлопных газов;

Кроме того на контроллер поступает информация о положении и частоте вращения коленчатого вала, текущей скорости движения транспортного средства, о напряжении в бортовой сети автомобиля.

Также ЭБУ оснащен системой диагностики и в случае обнаружения каких-либо неполадок или сбоев информирует о них владельца посредством кнопки Check-Engine. Каждая ошибка имеет свой код и эти коды сохраняются на запоминающем устройстве. При проведении диагностики специалисты подключают к контроллеру через разъем сканирующее устройство, на экран которого выводятся все коды ошибок, а также информация о состоянии двигателя.

Устройство электронного блока управления двигателем.

Контроллер представляет из себя электронную плату с микропроцессором и запоминающим устройством, заключенную в пластиковый или металлический корпус.

На корпусе имеются разъемы для подключения к бортовой сети автомобиля и сканирующему устройству. ЭБУ обычно устанавливается либо в подкапотном пространстве, либо в переднем торпедо со стороны пассажира, за бардачком.

В инструкции обязательно должно быть указано место расположения контроллера. Для нормального функционирования в блоке управления применяется несколько типов памяти:

  1. ППЗУ — программируемое постоянное запоминающие устройство — здесь содержатся основные программы и параметры работы двигателя;
  2. ЭРПЗУ — электрически репрограммируемое запоминающее устройство — применяется для хранения различной временной информации: коды доступа и блокировки, а также считывает информацию о пробеге, времени работы двигателя, расходе топлива.
  3. ОЗУ — оперативная память, используется для обработки всего массива данных, сохранения промежуточных результатов;

Программное обеспечение ЭБУ состоит из двух модулей: функционального и контрольного.

Первый отвечает за прием данных и их обработку, отправляет импульсы на исполняющие устройства. Контрольный модуль отвечает за корректность входящих сигналов от датчиков и в случае обнаружения каких-либо расхождений с заданными параметрами проводит корректирующие воздействия, либо полностью блокирует работу двигателя.

Внести изменения в программное обеспечение ЭБУ можно только в авторизованных сервисных центрах. Необходимость в перепрограммировании может возникать при проведении чип-тюнинга двигателя для повышения его мощности и улучшения технических характеристик. Провести данную операцию можно только при наличии сертифицированного программного обеспечения.

Однако, производители автомобилей очень неохотно делятся данной информацией, поскольку не в их интересах, чтобы пользователи самостоятельно изменяли настройки.

Ремонт и замена ЭБУ. Если контроллер выходит из строя или работает некорректно, то прежде всего это отображается в провалах в работе двигателя, а иногда и в полной его блокировке. Check Engine может постоянно высвечивать ошибку, которую невозможно удалить. Основные причины выхода ЭБУ из строя это:

  1. влияние внешних факторов — влага, коррозия, удары, вибрация.
  2. перегрузка, воздействие короткого замыкания;

Кроме того любой микропроцессор перегревается, если система охлаждения выходит из строя.

Ремонт, равно как и замена блока управления обойдутся не дешево. Оптимальным вариантом будет приобретение нового блока. Чтобы его подобрать, нужно знать все параметры машины.

Важно также правильно произвести настройку.

ЭБУ будет нормально функционировать при условии, что на него поступают сигналы от всех датчиков и поддерживается нормальный уровень напряжения в сети.

(6 оценок, среднее: 4,17 из 5)

Загрузка.

Знакомство с электронным блоком управления двигателем: ликбез для новичков

Каждое современное транспортное средство оснащается электронной системой управления двигателем ЭСУД. Основным элементом системы является блок управления двигателем, позволяющий обеспечить оптимальную работу силового агрегата. Что это за устройство, какие функции выполняет ЭБУ, в чем заключается его принцип действия?

Ответы на эти и другие вопросы касательно ЭСУД вы можете найти ниже.Для начала рассмотрим описание ЭБУ двигателя автомобиля, его типовые параметры, а также расскажем, где находится девайс. Начнем с основных опций, возложенных на это устройство.Итак, что такое ЭБУ в машине?

Блок управления двигателем представляет собой устройство, использующееся для приема сигналов от контроллеров и датчиков, а также их последующей обработки и передачи команд на исполнительные механизмы.

Данные, которые получает система управления мотором в машине, обрабатываются по установленному производителем алгоритму.

После обработки информации электронный блок управления двигателем передает соответствующие команды на исполнительные механизмы и компоненты.Электронная система управления двигателем дает возможность оптимизировать важные параметры для функционирования силового агрегата, в частности:

  1. произвести контроль за показателями крутящего момента;
  2. произвести регулировку положения заслонки дросселя;
  3. произвести регулировку температуры антифриза при необходимости.
  4. обеспечить наиболее оптимальную мощность силового агрегата;
  5. отрегулировать работу системы рециркуляции выхлопных газов;
  6. контролировать состав и соотношение вредных веществ в выхлопных газах;
  7. контролировать работу системы зажигания;
  8. наладить наиболее оптимальный расход горючего;
  9. произвести управления фазами газораспределительного механизма;

Нужно учитывать, что это далеко не все функции, которые может выполнять электронный блок управления двигателем. Это самые основные параметры, но в зависимости от модели ЭСУД, управляющий модель может выполнять и другие опции. Этот девайс также дает возможность произвести диагностику автомобиля в целом, если в работе тех или иных узлов были зафиксированы неполадки.

О необходимости проведения проверки может свидетельствовать появление лампочки Чек на щитке приборов.Контрольная лампа системы управления двигателем, которая стоит на приборке, появляется в том случае, если ЭСУД обнаружила неисправности в функционировании тех или иных узлов. Для получения более точных данных о поломках, автовладелец должен осуществить компьютерную диагностику системы и расшифровать полученные комбинации ошибок (автор видео — Павел Ксенон).Теперь рассмотрим вопрос расположения управляющего модуля в автомобиле. В большинстве случаев, как видно по фото, девайс стоит в салоне автомобиля, за центральной консолью, посредине.

Для получения доступа к устройству необходимо будет разобрать часть торпеды. Также ЭБУ может быть расположен за вещевым ящиком или приборной панелью, если же он был установлен самостоятельно, то место монтажа определяется установщиком.

В некоторых моделях авто устройство находится в моторном отсеке.Две основные составляющие любой электронной системы управления двигателем — это программное, а также аппаратное обеспечение.Программное обеспечение, в свою очередь, включает в себя следующие вычислительные модули:

  • Не менее важный модуль — функциональный. Он используется для получения сигналов, передающихся на блок управления автомобиля от контроллеров и датчиков. Когда модуль получает сигнал, он его обрабатывает, а затем формирует определенные команды, которые впоследствии посылаются на исполнительные элементы (автор видео — Павел Ксенон).
  • Контрольный модуль, изначально предназначенный для проверки транспортного средства и инспектирования исходящих сигналов. Благодаря этому модулю, если нужно, осуществляется корректировка импульсов. Помимо этого, контрольный модуль позволяет даже заглушить мотор, если в этом есть необходимость (к примеру, при перегреве или других неполадках).

Также схема ЭБУ включает в себя и аппаратное обеспечение, которое включает в себя разные электронные элементы — микросхемы, процессор и т.д. В конструкции управляющего модуля имеется специальный аналогово-цифровой преобразователь, предназначенный для улавливания аналоговых сигналов, которые передают контроллеры и датчики. С помощью преобразовательного устройства осуществляется перевод полученных импульсов в цифровой формат, с которым в дальнейшем работает сам процессор.

Также данный элемент преобразует импульсы и в обратной последовательности, если есть необходимость передачи сигнала от микропроцессора.Отдельно следует сказать о защите модуля. В случае взлома автомобиля злоумышленник может с легкостью получить доступ к ЭБУ, вскрыв торпеду.

Защита ЭБУ может быть обеспечена путем установки дополнительного сейфа либо специального резервуара, который позволит предотвратить получение преступником доступа к устройству. Здесь же нужно отметить такой момент, как взаимозаменяемость ЭБУ.Взаимозаменяемость ЭБУ автомобиля позволяет заменить управляющий модуль в машине в случае его выхода из строя, однако это также позволит преступнику поменять установленный в авто блок на собственный. Благодаря чему злоумышленник сможет обойти противоугонную систему, именно поэтому важно позаботиться о защите модуля.Если говорить о принципе действия, то блок управления мотором получает сигналы от различных датчиков, их количество может изменяться в зависимости от типа авто:

  1. о температуре работы двигателя;
  2. о положении коленвала, а также о частоте его работы:
  3. импульсы от лямбда-зонда;
  4. о скорости авто и т.д.
  5. о неровной дороге;
  6. сигналы о расходе воздуха, поступающие от ДМРВ;

Обрабатывая полученные сигналы, управляющий блок передает команды на различные системы:

  • На форсунки силового агрегата, с помощью которых осуществляется наиболее оптимальный впрыск топливовоздушной смеси в цилиндры ДВС.

    Нужно учитывать, что частота изменения объема смеси может быть разной.

  • На приборную панель.

    Лампа Чек, как сказано выше, является связующим звеном между блоком и водителем. Ее появление на приборке может быть обусловлено обнаружением ЭСУД неполадок в работе тех или иных узлов. В некоторых случаях сообщения об ошибке свидетельствуют о неисправности тех или иных датчиков.

  • Зажигания машины.

    Как известно, транспортное средство, в зависимости от того, какой двигатель на него установлен, может быть оснащено одной или несколькими катушками. В соответствии с полученным сигналом система зажигания определяет оптимальный режим для подачи искры, что необходимо для возгорания топливовоздушной смеси.

  • На устройства для тестирования ЭСУД (автор видео — Павел Ксенон).

Сначала рассмотрим достоинства:

  1. у автовладельца больше нет необходимости производить регулировку параметров работы мотора, практически все, что нужно, регулируется автоматически;
  2. обеспечивается более упрощенный запуск силового агрегата;
  3. если двигатель работает правильно, то корректная работа ЭБУ позволит добиться оптимальных параметров в плане экологической чистоты.
  4. с помощью ЭСУД осуществляется оптимизация основных рабочих параметров автомобиля;
  5. снижается расход воздушного потока;

Основные недостатки:

  • Чтобы система работала правильно, проводка автомобиля должна быть целой, в частности, речь идет об участке цепи питания самой ЭСУД.
  • Для оптимальной работы водитель должен заправлять только качественное горючее.
  • Чтобы выявить поломку в работе агрегата, автовладельцу потребуется специальное оборудование, которое обычно стоит недешево.
  • Стоимость ЭБУ достаточно высокая. В случае выхода из строя девайс можно попытаться отремонтировать, но если это не поможет, то устройство подлежит замене.

Несколько фото автомобильного ЭБУ.

Фото 1. Плата, установленная внутри ЭБУ Фото 2. Поврежденный слева разъем блока Фото 3. Схема взаимодействия ЭБУ с автомобильными системамиВ ролике ниже представлен процесс ремонта блока ЭСУД, а также основные особенности этого процесса с описанием всех нюансов (автор видео — канал Авто Практика).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Электроусилитель руля представляет собой узел, использующийся для обеспечения более комфортного управления автомобилем. Не так. Датчик массового расхода воздуха представляет собой устройство, без которого невозможна нормальная работа двигателя. Трамблер УАЗ считается одним из важных компонентов системы зажигания в транспортном средстве.

Корректная регулировка данного. Наверное, каждый человек хоть раз в жизни слышал о компании Sony.

Этот бренд на протяжении многих лет занимается выпуском техники. Инструкция Starline B9 включает в себя рекомендации по установке, а также схемы, необходимые для правильного подключения. Современный автомобиль – это сложная система из узлов и механизмов, которые должны слаженно взаимодействовать.

Система зажигания. Охранная система Старлайн А91, оснащенная модулем автоматического запуска двигателя, обеспечивает надежную защиту автомобилей с. Система зажигания играет важную роль для ДВС. От бесперебойной работы СЗ зависит своевременность и мощность образования искры и.

Процедура проверки работоспособности автомобильного двигателя может быть выполнена как визуально, так и с помощью дополнительного.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+