Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Земельное право - Снять участок с кадастра единого землепользования

Снять участок с кадастра единого землепользования

Единое землепользование — законодательная база


Единым землепользованием является надел, который разделен социальными объектами или общественными территориями. То есть единое землепользование — это участок, который состоит из нескольких кусков земли. При этом каждый кусок земли имеет личный кадастровый номер, а также обособленные контуры.Термин единое землепользование подразумевает определённое количество обособленных кусков земли, которые образовывают один участок.

Каждый кусок земли имеет личные границы, кадастровый номер, а также геодезические данные.

Кроме этого, геодезические данные могут быть объединены.Также земельные наделы делятся на 2 типа:

  1. обособленные.
  2. условно обособленные;

Главное отличие между ними заключается в местоположении контуров.

Условные земельные участки не имеют так называемый контур. Он, как правило, прилегает к соседним участкам, которые не входят в ЕЗ.Все условные земельные наделы называются смежными. Потому что они расположены вблизи соседних участков ЕЗ.

Но в то же время они разделены существующими границами.Чаще всего статус единого землепользования присваивается землям садоводческих товариществ и объединений.

Садоводческие товарищества часто имеют в собственности земельные наделы, расположенные отдельно друг от друга.Каждый отдельный земельный участок садоводческого товарищества имеет в государственном земельном кадастре соответственный номер.

В то же время они подпадают под статус единого землепользования.Ранее крупные сельскохозяйственные объединения и предприятия имели в собственности большие земельные участки, которые в свою очередь, могут делиться на обособленные. Существует много примеров, когда землям присваивался статус единого землепользования.Порядок присвоения статуса очень прост.

Поэтому не составляет труда определить статус того или иного куска земли. Но так как в 2007 году было введено понятие многоконтурные участки, то необходимо правильно определять статус.

Так как данные понятия имеют ряд принципиальных отличий. Прежде всего, используется различная правовая база.

Но в то же время система учёта практически аналогична.Для урегулирования разногласий в нормативно-правовой сфере осуществляется при помощи различных нормативных актов (приказы о делении земель, кадастровый номер и другие документы).

Данное правовое регулирование осуществляется в сфере государственного учёта земельных участков. Как правило, для правового регулирования в сфере землепользования используются различные правовые инструменты. Государственный закон № 221 является одним из правовых инструментов регулирования в сфере ЕЗ.На сегодняшний день статус ЕЗ не присваивается, так как в 2007 году вступил в силу государственный закон №221, согласно которому вводиться понятие многоконтурные участки.

Государственный закон № 221 является одним из правовых инструментов регулирования в сфере ЕЗ.На сегодняшний день статус ЕЗ не присваивается, так как в 2007 году вступил в силу государственный закон №221, согласно которому вводиться понятие многоконтурные участки.

Сегодня данный статус является альтернативой ЕЗ. Следовательно, статус ЕЗ присваивался землям до 2007 года. Земельные наделы, которые подпадали под определение — Единое землепользование до 2007 года не были преобразованы.

Поэтому они сегодня подпадают под этот статус.Многоконтурный надел формируется в том случае, если существует необходимость объединения нескольких земельных участков, которые имеют собственные замкнутые контуры. Кроме этого, участки можно классифицировать по субъектам формирования.

Всего есть две разновидности формирований — с вкраплениями и обособленными контурами.

Наделы с обособленными контурами плотно прилегают друг к другу.Исходя из этого, следует вывод, что сегодня землям, которые подпадают по статус ЕЗ, присваивается статус многоконтурные участки. При необходимости можно отделить несколько кусков земли от ЕЗ. В таком случае они будут регистрироваться как отдельные.

В то же время оставшиеся земельные наделы оформляются как многоконтурные.Объединение нескольких участков осуществляется при помощи межевого плана. Его необходимо представить в орган исполнительной власти.

Также межевой план должны утвердить органы государственного регулирования.В некоторых ситуациях необходимо осуществлять уточнение единого землепользования.

Данная процедура имеет много общего с уточнением конкретного земельного надела.

То есть сотрудники кадастровой палаты сравнивают данные в документации с различными характеристиками конкретного земельного участка. Как правило, уточнение применяется для определения координат точек границ или для формирования новых земельных наделов.Для уточнения ЕЗ прежде всего необходимо сформировать новый межевой план.

В него записываются различные данные об существующих участках.

После проведения уточнения сотрудники кадастровой палаты обязаны обновить данных в документе.Кроме этого, они могут объединять или разъединять несколько земельных участков, а также изменять различные характеристики, которые применяются в кадастровых документах. Если необходимо отделить земельные участки, то, прежде всего, нужно создать подробный и грамотный межевой план.Сегодня осуществлять уточнение можно различными способами.

Если необходимо отделить земельные участки, то, прежде всего, нужно создать подробный и грамотный межевой план.Сегодня осуществлять уточнение можно различными способами. Но наиболее популярным вариантом являются специальные программы. При помощи таких программ можно сформировать подробный и грамотный межевой план, который необходим для уточнения.

На сегодняшний день существует большое количество программ.

Все программы имеют интуитивно понятный интерфейс, а также очень просты в использовании.

Для составления межевого плана необходимо заполнить несколько XML — документов (таблиц).Для начала необходимо установить программу.

После этого нужно внести различные данные (кадастровый номер, количество наделов, координаты и многое другое).

Далее, специальная программа создаст подробный межевой план.

Есть ещё один способ создания межевого плана.

Для этого необходимо использовать стандартную таблицу Exel. Однако данный способ менее результативен.Для проведения раздела ЕЗ используются различные способы. Прежде всего, учитываются характеристики и особенности участка.

Понятие — единое землепользование в каждом конкретном случае рассматриваются отдельно. Также необходимо уделить внимание взаимодействию с сотрудниками кадастровой палаты.

  1. Автор:

Оцените статью:

  • 1
  • 3
  • 5
  • 4
  • 2

(1 голос, среднее: 5 из 5) Поделитесь с друзьями!

Землепользование: законодательные изменения 2021 года

Правила, по которым можно владеть, пользоваться и распоряжаться своим земельным участком, в последние годы очень часто претерпевают изменения.

Чтобы избежать разного рода неприятностей, собственникам земельных участков важно быть в курсе всех последних новелл от законодателей.

Представлю обзор наиболее важных нововведений для землевладельцев за последнее время.

1. Собственники теперь отвечают за плодородие своих земель. 11 августа этого года вступил в силу Закон, который установил новую процедуру обеспечения плодородия земель сельхозназначения (Федеральный закон от 31 июля 2021 г.

№ 308-ФЗ). Бюджетные учреждения, подведомственные Министерству сельского хозяйства РФ, будут проводить плановые обследования земель сельхозназначения на предмет проверки их качества. По результатам исследований собственнику выдадут план обязательных мероприятий, которые следует провести для восстановления плодородия почвы. А также ему предоставят необходимые агрохимикаты и технику для проведения работ.

Закон обязывает землевладельцев обеспечить доступ на свой участок для проведения такого обследования, а также выполнить все предписания госорганов по воспроизводству плодородия земли.

Хочу обратить внимание, что за несоблюдение требований по улучшению качества земель для собственников предусмотрены высокие штрафы: от 20 до 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ). Необходимо отметить, что новые правила не распространяются на владельцев земельных участков, предназначенных для ведения садоводства и огородничества.

Но вот у тех, кто имеет свой собственный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения за пределами СНТ, забот теперь прибавится. 2. На частном земельном участке теперь могут проложить федеральную трассу.

Недавно Росреестр опубликовал на своем официальном сайте предупреждение для всех землевладельцев: если на принадлежащих им земельных участках не проведено межевание, то по ним теперь могут проложить линейные объекты федерального, регионального или местного значения (речь идет о дорогах, линиях связи, трубопроводах и т.

п.). С 31 июля этого года действует новый Закон, который предусматривает упрощенный порядок выдачи разрешений на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры: теперь для них не требуется оформлять права на земельные участки, если те находятся в государственной или муниципальной собственности и не обременены правами третьих лиц (Федеральный закон от 31 июля 2021 г. № 254-ФЗ). Однако такое строительство может затронуть и частные земельные участки если их границы не установлены (не определены координаты характерных точек углов поворота границ земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости), застройщик может и не узнать, что наравне с государственными и муниципальными землями строительство охватит еще и его, частную землю.

Он получит разрешение, построит объект – и только после этого собственник может узнать, что по его земле теперь проходит, к примеру, высокоскоростная магистраль или высоковольтная линия электропередач. Поэтому, несмотря на то, что межевание земельных участков сейчас не является обязательным для их владельцев, Росреестр все же рекомендует проверить – стоит ли ваш земельный участок на государственном кадастровом учете (есть ли у него кадастровый номер) и отображаются ли его границы на Публичной кадастровой карте (Официальное сообщение на сайте Росреестра от 7 августа 2021 г.). 3. Введены новые штрафы за заросший участок.

Вот уже несколько лет владельцы земельных участков всех категорий обязаны своевременно скашивать траву на них под угрозой штрафа.

Дело в том, что это предусматривает действующая редакция Правил противопожарного режима (утв. ПП РФ от 25.04.2012 г. № 390). А за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрен штраф в размере от 3 до 4 тысяч рублей (ст. 20.4 КоАП РФ). Но теперь отдельные штрафы вводятся еще и за конкретный вид сорняков на участке, а именно – за борщевик Сосновского.

20.4 КоАП РФ). Но теперь отдельные штрафы вводятся еще и за конкретный вид сорняков на участке, а именно – за борщевик Сосновского. В феврале этого года Совет Федерации призвал власти начать активную борьбу с распространением борщевика. И регионы стали вводить штрафы для владельцев тех земельных участков, которые заросли этим растением.

Вместо заключения: В заключении, хочу сказать, что в настоящее время Росреестром запущена процедура по снятию с кадастрового учета земельных участков, поставленных на учет до 1 марта 2008 года и на которые до сих пор не зарегистрировано право собственности. Если земельный участок снимается с кадастрового учета, то распоряжаться им сможет местная администрация по своему усмотрению.

Кроме того, Правительство РФ планирует вовлекать невостребованные (не выделенные) земельные доли пайщиков бывших колхозов и совхозов в оборот, наделив муниципалитеты правом сдавать их в аренду заинтересованным сельхозтоваропроизводителям.

Планируется до 1 января 2025 года дать возможность «молчаливым дольщикам» или их наследникам зарегистрировать свои права. В противном случае с 1 января 2025 года предложено запускать механизм приобретения права муниципальной собственности на такие земли в порядке, установленном для бесхозяйного имущества. В связи с этим рекомендую проверить – зарегистрированы ли права на ваш земельный участок, проведено ли его межевание с определением границ, чтобы обезопасить себя от возможных правопритязаний в будущем!

Виталий Козырев – юрист, кадастровый инженер, судебный эксперт, член Общественного совета при управлении Росреестра по Псковской области, управляющий партнер компании «Земля и право».

Единое землепользование, или как нас «доили».

1 мая 2021 В прошлой заметке я рассказывала о том, что участок, который нам достался, оказался с подвохом. Да ещё с каким. Часть земли, которую мы считали нашей, как выяснилось потом, принадлежала старой и абсолютно одинокой бабульке. А основной участок с домом у этой новоявленной соседки находился через дорогу.

Мы даже в страшном сне такого предположить не могли, поскольку с трёх сторон с нами соседствовали земли общего пользования. А с четвёртой стороны сосед был огорожен забором.Выяснилось это только тогда, когда мы собрались ставить забор. Заказав кадастровый паспорт мы немало удивились.

Нет, удивились не то слово… Вместо ровного, как полотно, участка нашим глазам предстала унылая картина. Кто бы мог подумать, что участок, отделённый от нашего дорогой, залез, можно сказать, сапогами к нам в душу. К слову сказать, бабулька – владелица не препятствовала нам разрабатывать её кусок.

А вот продавать его, даже за хорошую сумму, наотрез отказалась.

Но мы гордые, нам чужого не надо. Так и остались мы без забора… в подвешенном состоянии. Через несколько лет объявился наследник и мы быстро с ним договорились.

Но, как оказалось, мы рано радовались. Разделить участок у него никто не брался. Он предложил нам самим заняться разделом. Когда мы поняли, во что ввязались, то пришли в тихий ужас. Бабкин участок, мало того, что прочно угнездился на предполагаемой нашей территории, имел три! кадастровых номера. По каждому на каждый кусочек земли и один общий.

кадастровых номера. По каждому на каждый кусочек земли и один общий.

Было от чего голове пойти кругом. От, казалось бы, компетентных в этих вопросах лиц (сотрудников рег.палаты, риелтеров) мы наслушались так много интересного, что пали духом. Местный спец по землеустройству нам сообщил, что участок надо заново межевать, затем размежевать на два и потом заново межевать оба участка.

За всё про всё он запросил 50 000 рублей плюс к этому по 10 000 рублей за оформление документов на вновь образованные участки плюс возможны непредвиденные расходы. И деньги, 30%, вперёд! На наши резонные возражения, что участки фактически разделены и имеют все необходимые измерения, алчный кадастровый гражданин отмолчался.

Платить стоимость более, чем двух соток земли (на то время) мы не были готовы.

И дело снова зависло. Ещё на год. Мы перестали спать спокойно и есть стали меньше. А потом всё произошло так быстро, что мы и не поняли.

Нам порекомендовали ещё одного кадастрового инженера. Посмотрев документы, женщина взялась решить наш вопрос. За всю работу по разделу участка она запросила… 5 000 рублей (пять тысяч вместо семидесяти!) при этом она обязалась вернуть половину, если придёт отказ.

Оплата по результату. Мы, настёганные предыдущими неудачами, боялись не то, чтобы говорить на эту тему. Мы боялись думать, чтобы не сглазить. От собственника кроме комплекта документов требовалось только письменное решение о разделе.

И всё. Через месяц мы расплатились с наследником и стали наконец спать спокойно.По словам кадастрового инженера, та муть, с которой мы столкнулись, называется «Единое землепользование». В деревнях такое встречается сплошь и рядом. Например, погреб находился на холме через дорогу вместе с другими погребами.

И его таким способом привязывали к основному участку. Или у хозяина не хватало земли до необходимого минимума, а расширить участок не получалось.

Ему прирезали откуда можно. Как и было в нашем случае. Думаю, после такого у соседей надолго отношения портились Сейчас отдельные участки так не оформляют.

Но при покупке вы можете столкнуться с этим. Причём выделить из единого землепользования можно даже участок, меньший допустимого минимума.А товарищ, который в рамках закона пытался нас ободрать, попросту мошенник.

Причём весь этот развод на деньги осуществляется на законных основаниях.

И он бы вполне законно провёл землеустроительные процедуры, которые совсем не требуются. Относительно честный отъём денег у населения. Многие, несведущие в этих вопросах люди попадаются на удочки таких, с позволения сказать, специалистов.Не попадайтесь на удочку мошенников.
Не торопитесь со сделкой и тщательно проверяйте все документы, чтобы избежать неприятных сюрпризов.Как мы сэкономили 200 000 при покупке земли можно посмотреть .А на что обратить внимание при покупке участка, я написала Только личный опыт автора, ничего больше…

О земельных участках, являющихся ранее учтенными земельными участками

Исходя из содержания , Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), ранее учтенными земельными участками являются:- земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального от 24 июля 2007 г.

N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 1 марта 2008 г.);- земельные участки, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ);- земельные участки, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.При отсутствии в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках такие сведения согласно Закона N 218-ФЗ могут быть внесены в ЕГРН на основании:имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном земельном участке;представленных заявителем (при подаче заявления о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок, в том числе документа, указанного в Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

;представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления по запросу органа регистрации прав документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет земельного участка или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него.Согласно Закона N 218-ФЗ документами, устанавливающими или подтверждающими право на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, являются:акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.Например документами, устанавливающими или удостоверяющими право гражданина на земельный участок являются:нотариально удостоверенные договоры о предоставлении земельных участков под строительство жилых домов на праве личной собственности (заключенные после 26 августа 1948 г. и действующие на момент обращения в орган регистрации прав), акты об отводе земельных участков для строительства, решения исполкомов местных Советов народных депутатов принятые до 26 августа 1948 г.

об отводе гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства (в случае невозможности оформления договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности) (Инструкция о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утвержденная приказом Центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985 г. N 380);договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности (приказ Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 26 марта 1949 г. N 244

«Об утверждении типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности»

, утратил силу в связи с изданием приказа Госстроя РСФСР, Минкоммунхоза РСФСР от 6 октября 1965 г.

N 67).При этом организации, уполномоченные на осуществление технической инвентаризации и (или) государственного технического учета, не были уполномочены на осуществление государственного, в том числе кадастрового учета земельных участков.Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г. (далее — ЗК РСФСР 1922 г.), предусматривал (статья 194) земельную регистрацию, которая заключалась в сборе и хранении верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований.Статьей 196 ЗК РСФСР 1922 г.

устанавливалось, что в процессе земельной регистрации составлялись следующие акты:общая волостная карта землепользований; карты отдельных селений;общий волостной реестр (список) землепользований;реестры усадебных участков всех селений волости; реестр земельных обществ волости.Постановлением Совмина СССР от 31 декабря 1954 г. N 2529

«О едином государственном учете земельного фонда СССР»

с 1955 г.

вводился обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда.

Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользований.Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 1 июля 1970 г., предусматривалось (статьи 118, 119) в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра, государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.Постановлением Совмина СССР от 10 июня 1977 г.

N 501

«О порядке ведения государственного земельного кадастра»

было предусмотрено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения начиная с 1977 г. государственного земельного кадастра, а также были установлены формы кадастровой документации:земельнокадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование;государственная земельнокадастровая книга района (города);государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики;государственный земельный кадастр СССР.Таким образом, государственный (кадастровый) учет земель был предусмотрен и осуществлялся в соответствии с ранее действовавшим законодательством.Кроме того, в законодательстве СССР отсутствовало понятие «имущественный комплекс», а применялись такие понятия как «землепользование» — в настоящее время земельный участок и «домовладение».Понятие «домовладение» определено о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. N 37 (далее — Инструкция), согласно которой единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание; домовладение — это жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.

была разработана во исполнение Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г.

N 1301 в целях определения основных требований к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.Таким образом, документы, в частности, технические паспорта, изготовленные по результатам технической инвентаризации и учета домовладений, не являются документами, подтверждающими государственный учет в соответствии с ранее действовавшим законодательством земельных участков, на которых такие домовладения расположены, а также правоустанавливающими либо правоудостоверяющими документами на такие земельные участки, и, следовательно, документами для внесения в ЕГРН сведений о таких земельных участках как о ранее учтенных объектах недвижимости.Согласно Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенных земельных участках в ЕГРН, в том числе в случае, если:имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади земельного участка.Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право на соответствующий объект недвижимости, содержащего сведения, позволяющие считать такой земельный участок ранее учтенным, а также сведения о площади такого земельного участка, выданного уполномоченным органом (организацией), отвечающего требованиям законодательства, действовавшего в месте его издания на момент его издания.

Открыть полный текст документа

При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся в отношении как многоконтурного земельного участка (единого землепользования), так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав.

В целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями.

Многоконтурному земельному участку присваивается один кадастровый номер. В целях идентификации (в реестре объектов недвижимости и на кадастровой карте) контурам границы многоконтурного земельного участка при осуществлении государственного кадастрового учета могут присваиваться учетные номера.

Площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость. При этом сведения о многоконтурных земельных участках и ранее учтенных единых землепользованиях предоставляются органом кадастрового учета в форме кадастрового паспорта и кадастровой выписки, оформленных в отношении объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, — многоконтурного земельного участка или ранее учтенного единого землепользования. Предоставление кадастрового паспорта или кадастровой выписки, оформленных в отношении земельного участка, входящего в состав единого землепользования, недопустимо.

Также можно отметить, что части единого землепользования, коль они не являются самостоятельными земельными участками, не могут предоставляться в аренду в отрыве от единого землепользования.

Как указал Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, «обособленные части» (контуры) многоконтурного земельного участка («единого землепользования») не являются самостоятельными объектами недвижимого имущества (постановление от 31.03.2014 по делу №А32-17131/2013), соответственно, распоряжение такими частями без прекращения единого землепользования неправомерно.

Решение от 11 августа 2016 г. по делу № А47-2600/2016

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИул.

Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000http: //www.Orenburg.arbitr.ru/Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕДело № А47-2600/2016г. Оренбург11 августа 2016 годаРезолютивная часть решения объявлена 27 июля 2016 годаВ полном объеме решение изготовлено 11 августа 2016 годаАрбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Калашниковой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Светлинский район Оренбургской области (ИНН 5644003507, ОГРН 1025602445527) к Федеральному государственному бюджетному учреждению

«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

, г.Москвао снятии земельного участка с кадастрового учета.Истец и ответчик, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились.

Судебное заседание проводится в порядке, предусмотренном статьей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.Администрация муниципального образования Светлинский район Оренбургской области (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению

«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

, г.Москва (далее – ответчик) о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 56:27:0311001:111, общей площадью 2340153 м2, входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером 56:27:0:49.Истец и ответчик, не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах, суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

23.07.2015 между истцом (муниципальный заказчик) и ООО «Первая межевая компания» (исполнитель) был заключен муниципальный контракт на оказание услуг, в соответствии с предметом которого исполнитель оказывает, а заказчик оплачивает работы по подготовке технического плана для постановки на учет объекта недвижимости под объектом недвижимости – автомобильная дорога п.Светлый – Гостеприимный, 4 категории, протяженностью 26,7 км.Результатом работ является подготовленный исполнителем технический план на указанный объект недвижимости.Истец, указывая, что при межевании земельного участка под автомобильной дорогой была выявлена кадастровая ошибка, а именно границы земельного участка с кадастровым номером 56:27:0311001:111, общей площадью 2340153 м2, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 56:27:0:49, поставленного на кадастровый учет в 2002 году как не имеющий собственника, входящего в фонд перераспределения земель поселка Гостеприимный, полностью накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером 56:27:0311002:19, общей площадью 700000 м2, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 56:27:0:69, поставленного на кадастровый учет в 2007 году, относящегося к паевому фонду, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском, просит суд снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 56:27:0311001:111, общей площадью 2340153 м2, входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером 56:27:0:49.В обоснование своих доводов истцом в материалы дела представлены надлежащим образом заверенные копии следующих документальных доказательств:- муниципального контракта на оказание услуг от 23.06.2015;- проекта перераспределения земель (чертеж проекта);- письмо ООО «Первая Межевая Компания» от 21.12.2015 исх.№ 325/15;- кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 56:27:0000000:49, 56:27:0000000:69; — уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – земельные участки с кадастровым номером – 56:27:0311001:111, 56:27:0000000:49) от 14.06.2016.Ответчик в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на исковое заявление пояснил, что сведения об обособленном земельном участке с кадастровым номером 56:27:0311002:19, входящем в состав единого землепользования 56:27:0000000:69, образованном путем выдела из земельного участка единого землепользования 56:27:0000000:4, внесены в ГКН 16.01.2007 на основании заявки о постановке на ГКУ №27/07-01-002 от 17.01.2007 (заявитель — Савельев С.В., действующий по доверенности от собственников земельных долей), описания земельных участков от 27.12.2006, подготовленного ООО «Правовой центр «Земля».Земельный участок единого землепользования 56:27:0000000:69 имеет следующие характеристики:- статус сведений — «ранее учтенный»;- тип участка — «единое землепользование» (в состав входит 93 обособленных земельных участков, в том числе земельный участок 56:27:0311002:19);- местоположение — участок находится примерно в 5 км. по направлению на югот ориентира — здание администрации Гостеприимного сельсовета, адрес ориентира: Оренбургская область, Светлинский район, п. Гостеприимный, ул.Ленинская, д.5;- категория земель — «земли сельскохозяйственного назначения»;- разрешенное использование — «сельскохозяйственное производство»;- фактическое использование — сельскохозяйственное производство (2000000 кв.м.);- площадь — 241 054 600 кв.м.

(уточненная).На основании сведений, полученных от Управления Росреестра, внесены сведения о вещных правах:- долевая собственность (правообладатели — собственники земельных долей). С момента внесения в ГКН сведений о земельном участке документы, вносящие изменения в его характеристики, в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области не поступали.В настоящее время, из земельного участка с кадастровым номером 56:27:0000000:69 образовано 12 земельных участков, из них 2 имеют статус «временный», 8 — «учтенный», 1 — «аннулирован», 1 — «архивный».Во исполнение п.

3 ст. 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ осуществлен учет изменений преобразуемого участка единого землепользования с кадастровым номером 56:27:0000000:69 в связи с государственной регистрацией вещных прав на образованные из него земельные участки (в том числе внесены изменения в сведения о площади единого землепользования (21 190 900 кв.м.).Обособленный земельный участок 56:27:0311002:19 имеет следующие характеристики:- статус сведений — «ранее учтенный»;- площадь — 700 000 кв.м (уточненная);- описание местоположения границ земельного участка.Сведения о координатах характерных точек границ земельного участка 56:27:0311002:19 внесены в соответствии с описанием земельных участков от 27.12.2006, подготовленным ООО «Правовой центр «Земля».Согласно описанию земельных участков, обособленный земельный участок 56:27:0311002:19 расположен в кадастровом квартале 56:27:0311002, при этом при нанесении по координатам обособленный земельный участок 56:27:0311002:19 расположен в кадастровом квартале 56:27:0311001.С момента внесения в ГКН сведений о земельном участке 56:27:0311002:19 документы, вносящие изменения в его характеристики, в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области не поступали.Как указывает ответчик, на сегодняшний день при прохождении пространственного анализа границы обособленного земельного участка с кадастровым номером 56:27:0311002:19 пересекает границы обособленного земельного участка 56:27:0311001:111, входящего в состав единого землепользования 56:27:0000000:49.Сведения об обособленном земельном участке с кадастровым номером 56:27:0311001:111, входящем в состав единого землепользования 56:27:0000000:49, образованном путем выдела из земельного участка единого землепользования 56:27:0000000:39, внесены в ГКН 25.08.2004 на основании перечня ранее учтенных участков в границах кадастрового квартала 56:27:0 от 01.01.2003 (фонда перераспределения).Земельный участок единого землепользования 56:27:0000000:49 имеет следующие характеристики:- статус сведений — «ранее учтенный»;- тип участка — «единое землепользование» (в состав входит 8 обособленных земельных участков, в том числе земельный участок 56:27:0311001:111);- местоположение — Оренбургская область, Светлинский район;- категория земель — «земли сельскохозяйственного назначения»;- разрешенное использование — «фонд перераспределения»;- площадь — 50 112 000 кв.м. (уточненная).С момента внесения в ГКН сведений о земельном участке документы, вносящие изменения в его характеристики, в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области не поступали.Как указывает ответчик, на сегодняшний день из земельного участка с кадастровым номером 56:27:0000000:49 образовано 3 (три) земельных участка со статусом «ранее учтенный».Во исполнение п. 3 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществлен учет изменений преобразуемого участка единого землепользования с кадастровым номером 56:27:0000000:49 в связи с государственной регистрацией вещных прав на образованные из него земельные участки (в том числе внесены изменения в сведения о площади единого землепользования (33 212 968 кв.м.).Обособленный земельный участок 56:27:0311001:111 имеет следующие характеристики:- статус сведений — «ранее учтенный»;- площадь — 2 340 153 кв.м (уточненная);- описание местоположения границ земельного участка.При нанесении по координатам обособленный земельный участок 56:27:0311001:111 расположен в кадастровых кварталах 56:27:0301001, 56:27:0311002, 56:27:0311001, 56:27:1002001, 56:27:0303001, 56:27:0306004.Как указывает ответчик, учитывая, что границы обособленного земельного участка 56:27:0311001:111 пересекают границы обособленного земельного участка 56:27:0311002:19, а также то, что территориальные органы Росземкадастра (с 04.05.2010 Управление Росреестра Оренбургской области) являлись хранителями оригиналов документов (перечней, свидетельств, государственных актов и иных аналогичных документах), в адрес Управления Росреестра Оренбургской области был направлен запрос с просьбой проверить перечень ранее учтенных участков в границах кадастрового квартала 56:27:0 от 01.01.2003 на наличие/отсутствие технической ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 56:27:0000000:49, а также в целях проведения проверки сведений о земельном участке 56:27:0311001:111 учитывая, что территориальные отделы являются хранителями государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, при наличии землеустроительного дела просим направить в наш адрес его копию.После поступления ответа, пересечения обособленных земельных участков 56:27:0311001:111 и 56:27:0311002:19 сохранено.Ссылаясь на Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) и Положение о филиале, ответчик указывает, что именно Федеральная кадастровая палата по Оренбургской области осуществляет деятельность по оказанию услуг по постановке земельных участков на ГКН и предоставлению сведений из ГКН.В исковом заявлении истец указывает, что земельный участок на местности с кадастровым номером 56:27:0311001:111 полностью накладывается на земельный участок с кадастровым номером 56:27:0311002:19.Истец просит об исключении из ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером 56:27:0311001:111.Ответчик указывает, что действующим законодательством не предусмотрено снятие с кадастрового учета земельных участков, сведения о которых имеют статус «ранее учтенный», такие земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета только в судебном порядке на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета, ссылаясь при этом на письмо Минэкономразвития РФ от 13.04.2010 № Д23-1342.Кроме того, ответчик считает, что обращение истца в арбитражный суд связано не с нарушением его прав и законных интересов со стороны Федеральной кадастровой палаты по Оренбургской области, а с отсутствием возможности в ином порядке исключить сведения из ГКН о ранее учтенном земельном участке.Рассмотрение исковых требований оставляет на усмотрение суда, просит суд рассмотреть спор в отсутствии своего представителя.Исследовав материалы дела, оценив доводы истца, ответчика, и представленные в их обоснование документы в совокупности в соответствии со статьей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.В силу положений части 1 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.Согласно статье Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре недвижимости.Частью 5 статьи 1 Закона о кадастре установлено, что в соответствии с названным Законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.Часть 1 ст.

45 Закона о кадастре предусматривает, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.Согласно ч.

2 ст. 25 указанного Закона, орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.Кроме того, сведения о земельном участке могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости в связи с отсутствием зарегистрированных прав на земельный участок по истечении пяти лет с момента постановки его на кадастровый учет со статусом «временный».Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены иные основания для снятия земельных участков, в том числе имеющих статус «ранее учтенный», с государственного кадастрового учета.Из системного анализа положений ст.ст.

24, 25 Закона о кадастре, применяемых во взаимосвязи со ст. 45 указанного закона, следует, что Законом предусмотрены особенности по снятию с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, однако отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.Частью 6 ст.

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «ранее учтенный», не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минэкономразвития Российской Федерации № Д23-1342 от 13.04.2010, ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета не только по основаниям, предусмотренным ч.

3, 3.1 ст. 24 Закона о кадастре, но и на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.Спорный земельный участок с кадастровым номером 56:27:0311001:111 поставлен на кадастровый учет до дня вступления в силу Закона о кадастре (т.е. до 01.03.2008), имеет статус «ранее учтенный», кадастровый учет которого является юридически действительным в связи с чем, не может быть снят с кадастрового учета по заявлению правообладателя.Судом установлен факт отсутствия нарушения прав иных лиц снятием спорного земельного участка с кадастрового учета.С учетом изложенного, суд считает возможным в соответствии с ч.

1 ст. Гражданского кодекса РФ по аналогии закона применить к рассматриваемым правоотношениям положения ст. 25 Закона о кадастре и удовлетворить исковые требования в полном объеме.Расходы по уплате государственной пошлине в соответствии со ст.

Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на истца с учетом того, что его обращение в суд вызвано не нарушением его прав и законных интересов со стороны ответчика по делу, а возможностью урегулирования спора исключительно в судебном порядке, но взысканию в доход федерального бюджета РФ не подлежат, поскольку истец в силу п.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+