Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Сроки путевого листа

Сроки путевого листа

Сроки путевого листа

Какой срок действия путевого листа?


Актуально на 10 декабря 2021 Время для прочтения: 5 минут Прочитано: Сохранить статью Содержание По общему правилу организация, использующая автомобиль должна составлять путевой лист. Срок действия этого документа в 2021 году сокращен. Можно ли составлять путевой лист на день, рейс или на целый месяц?

На сколько составляют путевой лист по новым правилам?

Давайте разбираться. Также см. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозкой пассажиров и грузов, должны оформлять путевые листы.

Для этих целей руководителем компании назначается ответственное лицо. Составлять документ нужно на каждое транспортное средство, которое занято в перевозке грузов, багажа или пассажиров (п. 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152).

Причем это правило распространяется не только на автотранспортные предприятия – профессиональных перевозчиков, но и на обычные организации, использующие автотранспорт для собственных нужд.

Главный критерий – наличие пассажиров или груза.

Составлением путевых листов решается ряд задач.

Во-первых, представители Минтранса, ГИБДД, Росздравнадзора и Роструда могу проверить отметки о техническом состоянии автомобиля и медосмотре сотрудника, доказывающие, что машина исправна, а водитель прошел медосмотр и может ею управлять. Во-вторых, путевой лист – первичный документ, подтверждающий экономическую обоснованность расходов компании на автомобиль (зарплата водителя, ГСМ и т.д.).

В 2021 году года действуют важные правила составления путевых листов. Если до 2021 года этот документ можно было оформлять на несколько поездок в разные рабочие дни или смены, то с 2021 года это законодательно запрещено. Запрет действует с 1 марта 2021 года.

По новым правилам путевой лист должен оформляться (п. 10 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152):

  1. перед каждым рейсом, если рейс длиннее рабочей смены или рабочего дня;
  2. перед началом первого рейса, если рейс короче смены или рабочего дня, и в течение дня у водителя один или несколько рейсов.

Таким образом, срок действия путевого листа легкового автомобиля не может быть больше продолжительности рейса или рабочего дня водителя.

Аналогичное правило действует и для грузовиков.

Также см. ““. Путевой лист может быть оформлен на срок более одного дня, но не превышающий одного месяца (п.

10 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152). Минтранс в письме от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ разъяснил, что путевой лист можно оформить одним из способов:

  • Выписать новый путевой лист.
  • Проставить в ранее оформленном путевом листе обязательные реквизиты:
  1. даты и время очередных выезда и заезда транспортного средства;
  2. даты проведения контроля его технического состояния и медицинских осмотров.
  3. показания одометра;

При этом все остальные реквизиты должны быть неизменными.

Из этих разъяснений следует, что путевые листы даже на однодневные рейсы можно оформлять на срок, превышающий один день. Главное – проставлять в них показания одометра, сведения о выезде и заезде, отметки о медосмотре и контроле технического состояния перед каждым рейсом и после возвращения из него. Таким образом, приходим к выводу: Путевой лист можно выписать на день, месяц или несколько дней.

В путевом листе сроком больше чем на день проставляйте по каждой поездке ее дату и время, показания одометра, отметки о медосмотре и техническом состоянии автомобиля (Письмо Минтранса от 04.04.2019 N ДЗ-514-ПГ). Путевой лист на месяц (образец 2021) – скачать можно 30.10.2019 29.07.2021 16.07.2021 25.06.2021 09.06.2021 02.06.2021 Подписывайтесь на новости: Подписаться на рассылку © 2013—2021 – «Бухгуру» ГлавнаяПолезноеО нас Разместить объявление[contact-form-7 404 "Not Found"] Scroll Up

Срок действия путевого листа

21 мая 2021Здравствуйте, коллеги.Сегодня еще раз обсудим сроки действия путевых листов.1 марта 2021 года вступили в силу изменения в Приказе Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. № 152

«Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»

.

Данные изменения введены Приказом Министерства транспорта РФ от 21 декабря 2018 г. № 467 «О внесении изменений в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г.

№ 152».Одно из существенных нововведений Приказа, на которое многие обратили внимание, стало изменение срока действия путевых листов.

Дело в том что в предыдущей версии Приказа № 152 пункт 10 выглядел следующим образом:

  1. Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.

В новой редакции пункт 10 выглядит немного по другому:

  1. Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Как видим в новой редакции исчезло упоминание — «срок, не превышающий один месяц», и появилась строка — «путевой лист оформляется до начала выполнения рейса…». В связи с этим мне стали задавать множество вопросов смысл которых сводится к тому что теперь запрещено оформлять путевые листы сроком более чем на один день, а месячные путевые листы, якобы, вообще запрещены.Ранее, в одной из статей, мною было размещено Письмо Министерства транспорта РФ от 4 апреля 2021 г. № Д3-514-ПГ Об оформлении одного путевого листа на нескольких водителей.

В письме, кроме всего прочего, поясняются и изменения касающиеся срока действия путевых листов. Ниже представлена выдержка из этого письма.Письмо Министерства транспорта РФ от 4 апреля 2021 г. № Д3-514-ПГ Об оформлении одного путевого листа на нескольких водителей…Ранее, приказом Минтранса России № 152 был установлен срок, на который оформляется путевой лист (на один день или срок, не превышающий одного месяца).
№ Д3-514-ПГ Об оформлении одного путевого листа на нескольких водителей…Ранее, приказом Минтранса России № 152 был установлен срок, на который оформляется путевой лист (на один день или срок, не превышающий одного месяца). В действующей редакции данного приказа срок действия путевого листа не регламентирован.Одновременно с этим, пунктом 4 приказа Минтранса России № 152 определяется срок действия путевого листа, в течение которого путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.Таким образом, по мнению Департамента, оформление путевого листа заключается в создании нового путевого листа либо в проставлении в уже созданном путевом листе следующих его обязательных реквизитов:показания одометра транспортного средства при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее — парковка);дата и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.Оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе вышеуказанных обязательных реквизитов возможно при условии сохранения остальных реквизитов путевого листа неизменными.…Вывод — новые требования для путевых листов не запрещают оформлять их на несколько дней или даже на месяц.По мнению Минтранса, оформление путевого листа заключается не только в создании нового путевого листа, но в проставлении отметок в уже существующем путевом листе.

Не обязательно составлять новый путевой лист перед каждым выездом с парковки.

В приказе нет ограничений по сроку, на который организация может выдать путевой лист.

Главное чтобы путевой лист содержал все обязательные реквизиты регламентированные Приказом № 152.

И в уже оформленный путевой лист достаточно перед каждой поездкой вносить показания одометра, дату и время выезда и заезда машины, отметки о медицинском и техническом осмотре.Например, можно оформлять один путевой лист на неделю, но, повторюсь, ежедневно, перед выездом с парковки в рейс в этот путевой лист врач должен проставить отметку о допуске водителя к работе, контролер должен проставить отметку о техническом состоянии автомобиля, также ежедневно перед выездом проставляются показания одометра, дата и время выезда, а по окончании рейса проставляется дата время возвращения на парковку.Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Оформление путевых листов: топ‑10 вопросов

Многие организации в своей деятельности используют собственный и арендованный автотранспорт, в связи с чем у бухгалтеров появляется необходимость отражать еще один вид расходов. Как оформлять путевые листы и какие изменения в законодательстве применять для бухгалтерского и налогового учета? Ответим на наиболее острые вопросы по теме в этой статье.

Основными нормативными актами по использованию автотранспорта являются Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Первый устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, а второй регулирует отношения, возникающие при оказании услуг с использованием автомобильного транспорта.

В статье 6 Устава автомобильного транспорта сказано, что запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Минтранс России издал Приказ от 18.09.2008 № 152, в котором утверждены обязательные реквизиты путевых листов и порядок их заполнения.

При этом в Приказе четко сказано, что его обязаны применять в том числе и юридические лица, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. То есть об оказании услуг по перевозке речи уже нет. Таким образом, Приказ фактически расширил круг лиц, обязанных применять положения Устава автомобильного транспорта.

Получается, что эксплуатация любого транспортного средства организации должна оформляться путевым листом (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529, Письмо Минтранса России от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС). Чтобы от начала и до конца разобраться в порядке оформления путевых листов с учетом новых требований, смотрите вебинар Контур.Школы «». В рамках видеоурока показан образец самостоятельно разработанной формы путевого листа, которую можно использовать.

По гражданскому законодательству аренда транспортного средства может осуществляться без экипажа (ст.

642–649 ГК РФ) и с экипажем (ст. 632–641 ГК РФ). По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации.

При аренде автомобиля без экипажа арендатор обязан вести путевые листы, поскольку именно он эксплуатирует транспортное средство и несет расходы на ГСМ. Путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, является фактическим доказательством использования организацией арендованного транспортного средства в ее деятельности (ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом путевой лист — один из первичных документов, подтверждающих расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли (Письма Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354). Путевой лист при аренде заполняется как обычно, только в поле «Организация» нужно прописать сведения о владельце машины — в данной ситуации об арендаторе: его наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона и ОГРН (п.

5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152). Приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152 предусматривает оформление путевого листа либо на рабочий день, либо на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня.

При этом в Письме Минтранса от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ говорится, что срок действия путевого листа не регламентирован, а пункт 4 Приказа так же, как и раньше, определяет срок действия, в течение которого путевой лист может быть использован. В случае если путевой лист оформляется более чем на один день, прописывается дата (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого действует путевой лист.

Таким образом, путевой лист может быть оформлен на период, превышающий один день. Главное, проставить в документе следующие обязательные реквизиты:

  1. дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
  2. дату и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
  3. показания одометра транспортного средства при выезде с парковочного места, а также при возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства;
  4. дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;

Действительно, в Госкомстатовских бланках путевых листов не предусмотрены реквизиты для отметок о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств. Например, в отношении технического состояния машины в путевом листе легкового автомобиля есть лишь отметка «Автомобиль технически исправен», причем за подписью механика, а не контролера (Типовая межотраслевая форма № 3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

Но в документе должны быть дата, время и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, а также текст:

«Контроль технического состояния транспортного средства пройден»

(п.

12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.08.2018 № 296, п. 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Получается, использование типовых форм путевых листов влечет за собой нарушение нормативных требований. Поэтому унифицированные формы Госкомстата можно лишь брать за основу и дополнять необходимыми реквизитами.

При этом путевые листы могут быть составлены компанией в произвольной форме, но с использованием обязательных реквизитов, перечисленных в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (Письма Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406, от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

Проведение предрейсовых медосмотров дистанционным способом действующим законодательством не предусмотрено (Письмо Роструда от 03.10.2018 № ПГ/31740-03-3). На сайте говорится, что дистанционно можно провести лишь некоторые манипуляции, входящие в предрейсовый медосмотр.

Но невозможно проверить состояние кожных покровов, слизистых глаз, склер, зрачков и их реакцию на свет.

Суд также отмечает, что прохождение предрейсовых медосмотров удаленным способом с использованием телемедицинских технологий не соответствует положениям Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 № 05АП-7137/2018). Если проводить предрейсовые медосмотры водителей дистанционно, то контролирующие органы, скорее всего, расценят это как допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения медосмотра и привлекут к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа:

  1. для руководителя — от 15 000 до 25 000 руб.
  2. для организации — от 110 000 до 130 000 руб.;

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств.

По мнению Верховного Суда РФ, если работник по должности не является водителем, но по должностной инструкции или исходя из характера работы ему приходится управлять служебным транспортным средством, то он обязан проходить предрейсовые медосмотры (Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Есть и противоположные мнения судов о том, что предрейсовый медосмотр не нужен лицам, работающим в качестве водителей, в служебные обязанности которых не входят обязанности водителей (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2018 № 33а-6141/2018).

Исходя из сказанного безопаснее будет провести предрейсовый медосмотр работника, управляющего автомобилем и принятого на работу не в качестве водителя, в том числе и генерального директора.

Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не относит к числу обязательных реквизитов информацию о пройденном маршруте транспортного средства. Однако налоговые органы считают, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в деятельности организации и, как следствие, об экономически обоснованных расходах на ГСМ (ст.

252 НК РФ, Письма Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/117 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129). Судебная практика по данному вопросу достаточно противоречива. Некоторые суды солидарны с контролирующими органами и признают, что если в путевом листе нет информации о маршруте, то расходы на ГСМ необоснованны (Определение ВАС РФ от 30.08.2013 № ВАС-11880/13, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015).

Другие арбитры говорят, что отсутствие в путевых листах данных о маршруте автомобиля не является основанием для отказа в подтверждении расходов на ГСМ (Постановления ФАС Московского округа от 26.08.2010 № КА-А41/9668-10 и от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10).

В целях предотвращения риска исключения при проверке из состава налоговых расходов затрат на приобретение ГСМ лучше составлять путевой лист с указанием маршрута автомобиля. Пункт 3 Методических рекомендаций

«Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

, введенных в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, все еще содержит текст, что эти нормы предназначены для расчетов по налогообложению предприятий.

Но, по результатам экспертизы Минэкономразвития России, из пункта было исключено упоминание о предназначении этих норм для расчетов по налогообложению предприятий (п. 4.2 Заключения Минэкономразвития России от 20.04.2012 «По итогам экспертизы на распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р

«О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

).

Таким образом, организации не обязаны применять Минтрансовские Методические рекомендации. Об этом не раз говорилось в разъяснениях Минфина, который признает право, а не обязанность налогоплательщиков учитывать эти нормы (Письма Минфина России от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 и от 27.09.2018 № 03-11-11/69335).

Организации могут использовать как Минтрансовские, так и собственные нормы расхода ГСМ, только не забывая прописать в своей учетной политике выбранный вариант. Если предприятие использует собственные нормы, то они должны быть утверждены приказом руководителя. Разработать их можно разными способами (Письма Минфина РФ от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67 и Управления ФНС России от 05.11.2015 № 08-14-03/13321).

Разработать их можно разными способами (Письма Минфина РФ от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67 и Управления ФНС России от 05.11.2015 № 08-14-03/13321). Например, на основании:

  1. информации, предоставленной изготовителем автомобиля;
  2. заключения научной организации, осуществляющей разработку таких норм;
  3. актов контрольных замеров норм расхода топлива для конкретного автомобиля.
  4. данных технической документации автотранспорта;

Способ заполнения путевых листов Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не установлен.

Однако из положений этого документа следует, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляет медицинский работник, проводивший соответствующий осмотр, и заверяет их своей подписью с указанием фамилии и инициалов. Дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства должен проставить контролер технического состояния автотранспортных средств, проводивший соответствующий контроль, и заверить своей подписью с указанием фамилии и инициалов. Таким образом, все отметки медика и технического контролера могут быть сделаны только от руки.

Кроме того, путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, а значит, в него не могут быть заранее внесены время, километраж, показания спидометра и маршрут следования. Значит, технически невозможно, выполнив положения Приказа, заполнить эти поля путевого листа на компьютере.

При этом путевой лист — это обычный первичный учетный документ, который может быть составлен не только в момент совершения операции, но и непосредственно после ее окончания (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На этом основании можно заполнять путевые листы комбинированным способом: частично на компьютере (проставляя данные, известные до начала рейса) и частично от руки.

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.

33 875 Смотрите 4 полезных видеоурока, проходите онлайн-тесты и получите электронный сертификат Контур.Школы.

Приглашаем бухгалтеров и главных бухгалтеров коммерческих организаций Букина О. А. Вебинар, 10 ноября, 10:00 мск Букина О.

А. Вебинар, 24 ноября, 10:00 мск Бесплатно для Экстерна Бесплатно для Экстерна Каждый месяц для абонентов Контур.Экстерн доступно два новых вебинара. Участвуйте и оставайтесь в курсе изменений в законодательстве и бухгалтерской практике Для доступа к вебинару авторизуйтесь на сайте по сертификату абонента Контур.Экстерн Бусыгина Ю. О. Запись вебинара

Путевые листы с 2021 года: какие новые реквизиты и правила заполнения

Автор: Актуально на 3 ноября 2021 Время для прочтения: 7 минут Прочитано: Сохранить статью Содержание утвердил новые обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов с 2021 года.

В этом обзоре разбираем, что изменилось и какие новшества учитывать. Прежний состав обязательных реквизитов и правила заполнения путевых листов утверждал .

И он попал под так называемую регуляторную гильотину. То есть, отменён как несовершенный и содержащий излишние требования.

СПРАВКА В соответствии с поручениями Президента РФ федеральные органы исполнительной власти должны при участии ведущих деловых объединений предпринимателей обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих:

  1. введение в действие новых актуальных норм с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.
  2. отмену с 01.01.2021 всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при государственном контроле (надзоре);

Новый вступает в силу 1 января 2021 года.

Сразу скажем, что он не предусматривает серьёзных изменений.

Вот основные новшества:

  1. нужно указывать не только модель, но и марку транспортного средства и автомобильного прицепа (полуприцепа);
  2. ответственное должностное лицо обязано указывать дату и время выпуска т/с на линию и его возвращения.
  3. введён новый реквизит – «Сведения о перевозке» (здесь указывают сведения о виде сообщения и виде перевозки);

Таким образом, обязательные реквизиты путевого листа с 01.01.2021 такие:

  1. сведения о транспортном средстве;
  2. сведения о водителе;
  3. сведения о перевозке.
  4. сведения о сроке действия;
  5. наименование и номер;
  6. сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

При этом можно включать дополнительные реквизиты, учитывающие особенности перевозки грузов, пассажиров и багажа. Далее поясним содержание некоторых позиций путевого листа. РЕКВИЗИТ ПУТЕВОГО ЛИСТА ЧТО ВКЛЮЧАЕТ Сведения о сроке действия путевого листа Дата (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а если путевой лист оформляют более чем на 1 день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства Для юрлица – наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона, ОГРН Для ИП – Ф.И.О.

(при наличии), почтовый адрес, номер телефона, ОГРН Сведения о транспортном средстве Тип транспортного средства, марка и модель, а если используется с прицепом (полуприцепом), кроме того – его марка и модель Государственный регистрационный номер, а если т/с используется с прицепом (полуприцепом) – его регномер и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев) Показания одометра (полные километры пробега) при выезде с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного т/с по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя, а также при заезде на парковку по окончании смены (рабочего дня) Дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния (если обязательно по закону) Дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска т/с на линию и его возвращения Сведения о водителе Ф.И.О. (при наличии) Дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медосмотра водителя (если послерейсовый обязателен по закону) Сведения о перевозке Вид сообщения и вид перевозки Что касается случаев оформления и содержания путевого листа, то теперь закреплено правило, что путевой лист оформляют при любом использовании т/с независимо от вида и особенностей перевозки. Если журнал ведут на бумаге, его страницы должны быть прошнурованы и пронумерованы.

Если в электронном виде, он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.

При этом нужно обеспечить возможность распечатать журнал.

Правила остались примерно те же, но с поправкой на обновленный состав реквизитов и требований к их содержанию. Нужно соблюдать следующий основной порядок:

  1. путевой лист оформляют на каждое т/с, эксплуатируемое юрлицом и/или ИП;
  2. путевой лист оформляют до начала рейса, если его длительность превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель совершает один или несколько рейсов;
  3. собственники (владельцы) т/с обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале.
  4. допустимо оформление на одно т/с нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя, если в течение срока действия листа т/с используют посменно;

Остальные изменения в путевых листах носят технический характер.

Так, в новый обязывает проставлять в путевом листе отметки о прохождении предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Отметим, что аналогичное правило уже есть в приказа Минздрава от 15.12.2014 № 835н

«Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

. 07.07.2021 17.09.2021 23.10.2021 23.10.2021 30.06.2021 08.09.2021 Подписывайтесь на новости: Подписаться на рассылку © 2013—2021 – «Бухгуру» ГлавнаяПолезноеО нас Разместить объявление[contact-form-7 404 "Not Found"] Scroll Up

Путевые листы в грузовых автоперевозках

Путевой лист не так давно был основным документом в грузоперевозках.

Время идет, потребность в путевых листах утратила свою актуальность, однако, проверяющие органы требуют его оформления и предъявления инспекторам ГИБДД и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), несмотря на то, что основная выполняемая путевым листом — учетная, а не контрольно-ревизионная. Ответственность за отсутствие у водителя путевого листа (в совокупности с вытекающими из этого факта нарушениями) достигает нескольких десятков тысяч рублей, поэтому рекомендую перевозчикам ознакомиться с этой статьей очень внимательно.

Согласно пп. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” (УАТиГНЭТ) путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Осуществление перевозок грузов без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещено (ст. 6 УАТиГНЭТ). Прием груза к перевозке осуществляется после предъявления водителем путевого листа и документа, удостоверяющего личность (ч.

1 ст. 10 УАТиГНЭТ). Время прибытия транспортного средство удостоверяется отметкой в путевом листе (ч. 2 ст. 11 УАТиГНЭТ), однако, действующая судебная практика позволяет перевозчикам приводить в подтверждение своих доводов о дате и времени прибытия транспортного средства под погрузку и другие доказательства — акты, показания систем GPS/ГЛОНАСС слежения и прочее.

В любом случае, грузоотправители и грузополучатели обязаны отмечать в путевом листе время подачи транспортного средства в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них (ч. 5 ст. 11 УАТиГНЭТ). Отметки в путевых листах служат основанием для взыскания с грузополучателя штрафов за задержку (простой) транспортных средств (ч.

6 ст. 35 УАТиГНЭТ). Ответственность перевозчика также может удостоверяться отметками в путевых листах (ч.

1 ст. 38 УАТиГНЭТ). Такие отметки осуществляют уполномоченные на то лица. На момент написания настоящего материала не существует унифицированной формы путевого листа.

Заполнение путевых листов регулируется Приказом Минтранса России от 18.09.2008 года № 152 “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов” (Обязательные реквизиты). Этот приказ регламентирует сведения, которые должны содержаться в путевом листе, порядок выдачи, учета и хранения путевых листов, предельный срок, на который организация выдает путевые листы и прочее. В путевом листе делаются отметки о предрейсовом и послерейсовом медицинском осмотре водителя(ей), а также отметки о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.

Проставление на путевом листе заведомо подложного штампа о прохождении медицинского осмотра либо отметки о прохождении предрейсового контроля технического состояния автомобиля может повлечь уголовную ответственность по ч. 1 ст. 327 Уголовного кодекса РФ. До 1 марта 2021 года путевые листы можно было выдавать на срок, не превышающий 1 месяца (п.

10 Обязательных реквизитов). Пунктом 3 Приказа Минтранса от 21 декабря 2018 г. № 467 в Обязательные реквизиты было внесено изменение и теперь он сформулирован так: “Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов”. Написано слишком сложно — примененная юридическая формулировка слишком громоздкая и неудобочитаемая.

Воспринимать ее затруднительно, хотя законы в идеале должны быть удобными для восприятия теми, для кого они пишутся. Более того, я не видел, чтобы в профильных изданиях кто-то разъяснял эти изменения, ведь оно довольно сильно меняют весь процесс подготовки перевозчика к выполнению перевозок.

Новой редакцией пункта 10 Обязательных реквизитов перевозчикам вменяют в обязанность выдавать новый путевой лист на каждый рейс грузового автомобиля. Так как действующее законодательство не содержит толкования термина «рейс» применительно к нерегулярным грузовым автоперевозкам, я направил запросы в Министерство транспорта и Ространснадзор с просьбой разъяснить что понимается под этим термином применительно к Приказу Минтранса № 152. Цитаты привожу ниже. Ответ Министерства транспорта РФ Ответ Ространснадзора Таким образом, оба ведомства просто изложили уже известные факты, не указав способ правоприменения норм.

Логическая последовательность при толковании текста п. 10 Приказа Минтранса № 152 может быть такова:

  1. при выполнении водителем транспортного средства нескольких рейсов в течение одной рабочей смены оформлять путевой лист отдельно для каждого рейса не требуется;
  2. приказом дифференцирован порядок оформления путевых листов при разной длительности рейса — выполняемых в течение одного дня и длящихся более одного дня (смены);
  3. обобщая вышеизложенное, принимая во внимание специфику межрегиональных грузовых перевозок, можно резюмировать, что под рейсом понимается доставка груза от одного или нескольких грузоотправителей одному или нескольким грузополучателям.
  4. из предыдущего умозаключения вытекает, что под рейсом понимается некая выполненная транспортная работа, которая, в зависимости от характера перевозки, может длиться как относительно короткий промежуток времени, измеряемый минутами и часами, так и более длительное время, исчисляемое сутками;
  5. применяя логический прием «от общего к частному» следует вывод, что примерами выполнения нескольких рейсов в течение дня могут быть развоз товаров со склада в гороские магазины, либо регулярные пригородные перевозки грузов, как например доставка строительных материалов из карьеров на строительные площадки;

Разберем на примере. Перевозчик из города Уфы берет загрузку на Москву с промежуточной выгрузкой в Казани.

Для выполнения этого рейса у водителя должен быть с собой путевой лист. После выгрузки в Москве перевозчик решает загрузиться в Ростов-на-Дону — это уже новый рейс и для его выполнения водителю должен быть выдан новый путевой лист.

Соответственно, для возврата из Ростова-на-Дону в Москву и из Москвы в Уфу у водителя должны быть еще 2 путевых листа.

Как выписывать эти путевые листы, как проходить предрейсовые медицинские осмотры водителя и технические осмотры автомобиля в городах, которые могут быть удалены от места нахождения гаража перевозчика на многие тысячи километров Минтранс не поясняет, как не поясняет главное — зачем нужно столько путевых листов.

Впрочем, инспектора ГИБДД и Ространснадзора, осознавая абсурдность ситуации, крайне редко привлекают нарушителей к административной ответственности на этом основании.

Маленькая радость (в данном случае это послабление уже за счастье) для перевозчиков, выполняющих внутригородские и внутрирегиональные перевозки — они могут выписывать путевку на 1 рабочий день, а не на каждый рейс. Часто встречается вопрос: нужен ли путевой лист индивидуальному предпринимателю, находящемуся за рулем принадлежащего ему транспортного средства?

Да, нужен, если выполняется перевозка груза или пассажиров в целях осуществления предпринимательской деятельности. Об этом недвусмысленного говорит ст. 6 Устава автомобильного транспорта, п.

2 Приказа Минтранса от 18.09.2008 г. № 152. Это же правило применяется и для легковых автомобилей. Доказывание того, что транспорт используется в некоммерческих (личных) целях — бремя эксплуатанта.

Инспектор, привлекая нарушителя к административной ответственности, указывает в протоколе и постановлении обстоятельства, которые послужили причиной полагать, что транспортное средство в момент его остановки использовалось для осуществления предпринимательской деятельности.

Задача нарушителя (водителя) — указать в протоколе свое несогласие с выводами инспектора, сослаться на обстоятельства, подтверждающие некоммерческое использование транспорта.

Обязанность водителя предъявлять и передавать оформленный путевой лист сотрудникам ГИБДД или Ространснадзора предусмотрена п. 2.1 Правил дорожного движения РФ.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КРФоАП) предусмотрена ответственность за отсутствие у водителя, перевозящего груз, надлежащим образом оформленного путевого листа. Согласно ч. 2 ст. 12.3 КРФоАП управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, наказывается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей. Более суровое наказание ждет организацию или индивидуального предпринимателя, который не выдал водителю путевой лист или не провел предрейсовый медосмотр и контроль технического состояния автомобиля.

Отсутствие путевого листа грузового автомобиля дает инспектору ГИБДД или Ространснадзора основания для привлечения перевозчика к ответственности по ч. 2 (медосмотр водителей) и ч. 3 (контроль технического состояния транспортных средств) ст. 12.31.1 КРФоАП. Штраф в этом случае составляет 30 тысяч рублей.

В некоторых случаях инспекторы необоснованно пытаются привлечь организацию-перевозчика, не выдавшей путевой лист, к ответственности по ч.

4 ст. 12.31.1 КРФоАП, предусматривающей наказание до 100 тысяч рублей. Указанное правонарушение применяется только при нарушении перевозчиком требований об обеспечении безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, определяемых п. 72 Приказа Минтранса России от 15.01.2014 года № 7 “Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации”.

Обратите внимание, что к ответственности по ст. 12.31.1 КРФоАП перевозчик может быть привлечен при выполнении проверки уполномоченными на то государственными органами, поэтому храните надлежащим образом оформленные путевые листы в течение 5 лет (п.

18 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 года № 152).

Эксплуатант грузовых транспортных средств обязан проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, а также контролировать техническое состояние транспортных средств перед выпуском их на линию.

Порядок проведения предсменных, предрейсовых, послесменных и послерейсовых медицинских осмотров водителей установлен в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н. Целями медицинских осмотров является выявление профессиональных заболеваний, а также признаков алкогольного или наркотического опьянения, которые могут повлиять на способность водителя управлять транспортным средством.

Организовать и проводить медосмотры — обязанность работодателя (п. 9 Приказа № 835н). Нельзя возлагать обязанность проходить медицинский осмотр на водителя приказом по предприятию, трудовым соглашением или иным способом.

После прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп “прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен” и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр. Штамп “прошел послерейсовый медицинский осмотр” с подписью медицинского работника ставится в путевом листе после прохождения послерейсового осмотра. Пунктом 16 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 года № 152 установлено, что отметки о прохождении предрейсового и послерейсового медосмотра в путевом листе проставляет медработник.

Отметки заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Обратите внимание: Верховный суд РФ в определении от 12 сентября 2021 года № 304-ЭС19-15232 установил, что если медицинский осмотр водителей производится штатным медиком, у организации-перевозчика должна быть лицензия на ведение медицинской деятельности. Наличие одного лишь сертификата медицинского работника не достаточно. Отсутствие лицензии является административным правонарушением, предусмотренным ч.

1 ст. 19.20 КРФоАП. Обязанность проводить предрейсовый техконтроль установлена Приказом Министерства транспорта РФ от 6 апреля 2017 г. № 141. В соответствии с п. 6 этого приказа при проведении предрейсового контроля грузовых автомобилей должны быть проверены: а) исправность:

  1. аппаратуры спутниковой навигации и устройств вызова экстренных оперативных служб (если обязательность их установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);
  2. тахографа (если обязательность его установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);
  3. стеклоомывателей;
  4. тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);
  5. колес и шин;
  6. звукового сигнала;
  7. рулевого управления;

б) исправность предусмотренных конструкцией транспортного средства:

  1. устройств обогрева и обдува стекол;
  2. замков дверей кузова или кабины, бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков (кроме транспортных средств городского наземного электрического транспорта);
  3. фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (при наличии);
  4. устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
  5. держателя запасного колеса (кроме трамвая);
  6. тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей);

в) наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства:

  1. индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности,
  2. ремней безопасности (в установленных законодательством случаях) и (или) подголовников сидений и их работоспособность;
  3. влияющей на безопасность движения (проверяется при работающем двигателе);
  4. заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков;
  5. зеркал заднего вида и их креплений;
  6. стекол и обзорности с места водителя;

г) работоспособность в установленном режиме:

  1. внешних световых приборов и световозвращателей;
  2. стеклоочистителей;

д) герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств; е) укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовых транспортных средств и автобусов); ж) отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V технического регламента, в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы (для грузовых транспортных средств), дополнительных сидений.

Если проверка технического состояния автомобиля не выявит нарушений и неисправностей, в соответствии с п. 8 Приказа Минтранса РФ от 6 апреля 2017 г. № 141 в путевой лист ставится отметка “прошел предрейсовый контроль технического состояния” и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего предрейсовый контроль, даты и времени его проведения.

Аналогичные требования к заполнению путевого листа содержатся в п.

16.1 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 года № 152.

Выпуск транспортного средства без отметки о прохождении предрейсового контроля и подписи контролера не допускается (п. 10 Приказа Минтранса РФ от 6 апреля 2017 г.

№ 141). Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового медосмотра и (или) предрейсового контроля технического состояния транспортного средства установлен частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. Административный штраф составляет: для граждан — три тысячи рублей; должностных лиц — пять тысяч рублей; юридических лиц — тридцать тысяч рублей.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+