Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Трудовое право - Связь трудового права с правом социального обеспечения

Связь трудового права с правом социального обеспечения

Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями права России по признаку метода правового регулирования


Нередко в юридической науке и на практике высказывается мнение, что социально-обеспечительные отношения регламентируются трудовым, административным, финансовым и даже гражданским правом. Именно поэтому вопрос о соотношении права социального обеспечения с иными отраслями и, прежде всего, трудовым представляется весьма существенным. Проблема взаимосвязи и взаимодействия трудового права и права социального обеспечения имеет давнюю историю.

В советский период в литературе существовали различные точки зрения на соотношение этих отраслей. Согласно первой из них, доминировавшей долгое время, трудовое правоотношение включает, помимо основного, собственно трудового правоотношения, в качестве элемента и правоотношение по социальному обеспечению.

Формальным основанием для подобного вывода являлась глава 16 КЗоТ РСФСР 1971 г. «Государственное социальное страхование», в которой было сосредоточено достаточно много норм, регламентировавших социально-обеспечительные отношения.

Действительно на протяжении многих лет нормы КЗоТ РСФСР действовали наряду с нормами социально-обеспечительного законодательства, нередко дублируя последние. Но к средине 90-х годов некоторые положения КЗоТ РСФСР в этой сфере перестали отвечать требованиям системы социального страхования, формируемой на основе новых принципов, что привело к принятию Трудового кодекса РФ и специальных пенсионных законов. Согласно второй точке зрения, высказанной и развитой в работах B.C.

Андреева, М.И. Полупанова, А.Д.

Зайкина, В.Ш. Шайхатдинова и некоторых других и являющейся более обоснованной, право социального обеспечения рассматривалось как самостоятельная и относительно крупная отрасль права, выделившаяся из трудового права, которое стало основой для формирования не всей системы права социального обеспечения, а лишь ее части, связанной с социальным страхованием наемных работников.

Тем не менее более правильным будет понимание права социального обеспечения как уникального явления, которое, несмотря на тесную связь с иными областями правового регулирования, в первую очередь с трудовым правом, представляет собой самостоятельную общность правовых норм, регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права. Кроме того, экскурс в историю дает основания утверждать, что правовое регулирование социального обеспечения имеет более давнюю историю своего развития, возникло и функционирует как самобытное явление общественной жизни, обладает спецификой, не свойственной иным сферам правового регулирования, использует особый метод регулирования соответствующих отношений.

Поэтому мнение ряда ученых о том, что оно вышло исключительно из «недр» трудового права, не соответствует действительности.

Сказанное находит подтверждение в действующем трудовом законодательстве. В частности, Трудовой кодекс РФ ввел легальное разграничение сфер регулирования трудового права и права социального обеспечения, а в его структуре теперь нет главы, аналогичной главе 16 КЗоТ РСФСР.

Таким образом, разграничивая в настоящее время трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду моменты:

  1. — субъекты социально-обеспечительного правоотношения не определяют его содержания, так как права и обязанности закреплены непосредственно в законодательстве, в то время как субъекты трудового правоотношения вправе самостоятельно определить условия трудового договора;
  2. — трудовое правоотношение в большинстве случаев служит предпосылкой возникновения только правоотношений по обязательному социальному страхованию, но не социальному обеспечению в целом;
  3. — правосубъектность как основание участия в социально-обеспечительном правоотношении не связана с достижением определенного возраста, а иногда связывается с фактом рождения, в то время как возраст работника как субъекта трудового правоотношения установлен в качестве общего правила в 16 лет (исключения из этого правила установлены ст. 63 ТК РФ);
  4. — субъектом трудового правоотношения не может выступать семья;
  5. — социально-обеспечительное правоотношение возникает на основе юридического состава, а трудовые правоотношения, как правило, на основе трудового договора;
  6. — для социально-обеспечительного правоотношения, в отличие от трудового, не свойственно наличие отношения дисциплинарной власти и подчинения в отношении наемного работника.
  7. — социально-обеспечительные правоотношения охватывают более широкий круг субъектов, как со стороны нуждающихся, так и со стороны органов социального обеспечения;

Отграничение трудового права от смежных отраслей права

Стр 2 из 22К регулированию общественных отношений, связанных с трудом, причастны несколько отраслей права: гражданское, административное право и право социального обеспечения. Они являются смежными с трудовым, так как их предмет и метод имеют определенное сходство с предметом и методом трудового права.

Это часто затрудняет выяснение истинной правовой природы фактических правоотношений и влечет за собой нарушение закона в правоприменительной практике.

Трудовое и гражданское право. Наиболее близко к трудовому праву примыкает гражданское право, так как обе отрасли связаны с трудом, возникают в силу договора, носят возмездный характер.

Вместе с тем существует ряд отличий, разграничивающих эти отрасли. По объекту регулирования: в гражданском праве – объектом регулирования является результат труда; в трудовом праве объектом регулирования является сам процесс труда («живой» труд). По предмету регулирования: предметом регулирования гражданского права являются две группы отношений: 1) имущественные; 2) личные неимущественные.

В число имущественных входят и те, что связаны с трудом (возникают на основе договора подряда, поручения, авторского договора). Предметом регулирования трудового права являются трудовые и связанные с ними отношения. По реализации трудовых отношений: в трудовом праве стороны равноправны лишь в момент заключения трудового договора.

В гражданском праве стороны независимы и самостоятельны в течение всего срока действия гражданско-правовых договоров. В гражданско-правовых договорах оплачивается конечный результат, заказчик не несет никаких имущественных обязанностей в отношении исполнителя, на исполнителя ложится и риск невозможности представления окончательного результата по объективным причинам.

В трудовых отношениях такой риск несет наниматель. По видам имущественной ответственности: в гражданском праве в основном применяется солидарная ответственность, а в трудовом – долевая материальная ответственность. В трудовом праве наряду с материальной ответственностью применяется дисциплинарная ответственность работников.

По срокам защиты нарушенных прав: в гражданском праве – в основном три года.

Трудовому праву присущи в основном сокращенные сроки – например, один месяц.

Трудовое и административное право. Эти отрасли объединяют присущие им организационно-управленческие отношения, сходство метода регулирования (использование в обеих отраслях права способа государственно-властных предписаний). Но в трудовом праве это организационно-управленческие отношения в сфере труда, обращенные вовнутрь организации; в административном – отношения в сфере государственного управления (отношения между организациями и вышестоящими управленческими организациями, между органами государственного управления и гражданами).
Но в трудовом праве это организационно-управленческие отношения в сфере труда, обращенные вовнутрь организации; в административном – отношения в сфере государственного управления (отношения между организациями и вышестоящими управленческими организациями, между органами государственного управления и гражданами).

Трудовое право и право социального обеспечения. Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль сформировалось сравнительно недавно, причем большинство его норм входило ранее в трудовое право. Общим является то, что объем правомочий граждан в пенсионных правоотношениях, составляющих ядро в предмете права социального обеспечения, зависит в большинстве случаев от размера оплаты труда и величины трудового стажа.

Связаны с трудовым вкладом и другие социальные выплаты.

Отличия состоят в предмете и методе правового регулирования.

Предметом регулирования права социального обеспечения являются общественные отношения, складывающиеся при реализации трудящимися права на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца, но не права на труд. Предметом же трудового права являются трудовые и связанные с ними отношения, цель которых — реализация права на труд.

По методу правового регулирования эти отрасли отличаются тем, что трудовому праву свойственны как государственное (централизованное) регулирование, так и договорное.

Праву социального обеспечения не свойствен договорной порядок возникновения правоотношений.

Права и обязанности субъектов правоотношений в социальном праве устанавливаются, как правило, непосредственно нормами права, издаваемыми государственными органами. Трудовое и финансовое право. Трудовое право регулирует отношения по оплате труда.

Финансовое право – отношения по формированию фонда заработной платы, выплат социального характера, а также внебюджетных фондов.

Система трудового права Система отрасли трудового права, система трудового законодательства и система науки трудового права – это взаимосвязанные, но разные понятия.

Все эти системы имеют свои цели и предмет. Системой отрасли права принято называть сложившуюся внутреннюю структуру права, т.е. классификацию его норм по предмету отрасли в однородные группы (институты и подынституты), и последовательность их расположения внутри отрасли во взаимосвязанной системе. Система отрасли трудового права закреплена в Трудовом кодексе Республики Беларусь.
Система отрасли трудового права закреплена в Трудовом кодексе Республики Беларусь.

Наиболее характерными структурными подразделениями трудового права являются институты. Они включают менее обширную, чем отрасль, совокупность юридических норм, которые различаются между собой по предметному признаку регулирования (например, институты: трудовой договор, рабочее время, дисциплина труда и т.п.). Структурно система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.

Общая часть включает нормы, которые содержат общие положения, касающиеся труда всех работников, и отражают единство трудового права: ♦ задачи трудового права, сфера его действия; ♦ источники регулирования; ♦ принципиальные положения, относящиеся к установлению и осуществлению трудовых отношений, к условиям труда, соотношению норм белорусского национального и международного права; ♦ основные трудовые права и обязанности, сроки возникновения, изменения и прекращения правоотношений; ♦ нормы о коллективном договоре, о профессиональных союзах, об участии работников в управлении организации, о контроле и надзоре за исполнением законодательства.

Особенная часть включает нормы, регулирующие конкретное содержание трудового отношения, отдельные элементы, определенные его стороны или отдельные виды иных общественных отношений, являющихся предметом данной отрасли. К Особенной части относятся институты трудоустройства, рабочего времени, времени отдыха, трудовой дисциплины, заработной платы, охраны труда, трудовых споров, материальной ответственности. Система законодательства о труде, в отличие от системы отрасли трудового права, объединяет весь нормативный правовой материал в сфере труда (законы, указы, постановления).

Кроме того, если система отрасли трудового права содержит только чисто правовые нормы, то система законодательства помимо нормативных правовых актов о труде содержит еще и преамбулы, введения, указывающие на цель принятия соответствующих актов и их практическое значение.

Систематизация законодательства о труде может быть различна в зависимости от того, для каких целей и категорий работников она предназначается. Система науки трудового права представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний о правовом регулировании трудовых и связанных с ними общественных отношений, способах достижения эффективности этого регулирования и предложений по совершенствованию соответствующих правовых норм.

Наука трудового права изучает не только нормы трудового права, но и его предмет, метод, источники, субъекты, учение о правоотношениях трудового права, их взаимосвязи, тенденции развития путем комплексной разработки определенных правовых взглядов, выводов и суждений.

Система науки в основном соответствует системе отрасли трудового права. Отличием является то, что в системе отрасли нет раздела о международно-правовом регулировании труда, а в системе науки он имеется.

2 

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ И СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ ПАРАДИГМ РОССИЙСКОГО ТРУДОВОГО ПРАВА И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

Введение: статья посвящена исследованию парадигм трудового права и социального обеспечения на современном этапе. Цель: определить особенности современных парадигм отечественного трудового права и права социального обеспечения, обозначить условия, способствовавшие их становлению. Методы: всеобщие, общенаучные методы, а также некоторые специальные методы (системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический).

Результаты: исходя из естественнонаучного понимания парадигмы авторы делают вывод о применимости концепции парадигмы в праве. Отмечается ряд особенностей, характерных для правовой парадигмы: обусловленность кризиса правовой парадигмы в основном внешними факторами; возможность существования парадигмы права в целом и отраслевых парадигм; фактор «временного запаздывания», исторический контекст, мультипарадигмальность. На основе анализа существующих точек зрения предлагается авторская дефиниция парадигмы трудового права как системы основополагающих понятий, закономерностей, принципов, ценностей, отражающих сущность отечественного трудового права на определенном историческом этапе, которая проявляется в его задачах, функциях, особенностях предмета и метода, принципах, источниках, а также в правосознании и в правоприменительной деятельности.

Рассматриваются факторы, повлиявшие на становление парадигм трудового права и права социального обеспечения. Авторы полагают, что для современной парадигмы трудового права характерны: расширительное понимание социального партнерства (в международных актах двусторонние отношения), включение в него трехсторонних отношений с участием государства; развитие свободы труда, возникновение нового уровня источников права за счет активного участия России в ЕАЭС; экспансия трудового права, прежде всего, в связи с формированием подсистемы норм о нетипичной занятости, которая может стать основной для новой парадигмы трудового права. Парадигму права социального обеспечения определяют переход от государственной системы социального обеспечения к трем относительно автономным организационно-правовым формам: социальному страхованию, государственной социальной помощи и государственному социальному обеспечению за счет средств бюджета.

По мнению авторов, перспективы развития парадигмы права социального обеспечения в первую очередь связаны с необходимостью повышения роли пенсионеров в жизни общества как активных субъектов, а также с удовлетворением потребностей пожилого населения в гериатрических услугах.

Выводы: в условиях трансформации общественных отношений под влиянием глобализации, регионализации, цифровизации исследование парадигм трудового права и права социального обеспечения позволит глубже изучить закономерности, понятийный аппарат, принципы и ценности, отражающие сущность указанных отраслей, для того чтобы прогнозировать их дальнейшее развитие, предлагать опережающее правовое регулирование для тех явлений, которые будут актуальными уже в недалеком будущем.

Отграничение трудового права от права социального обеспечения

Предметом права социального обеспечения являются отношения по социальному обеспечению и обслуживанию нуждающихся в социальной поддержке лиц.

Нужда в такой поддержке должна быть признана государством. Миронов В.И. Трудовое право России — М.: «Юристъ», с. 20, 2004г. В настоящее время большинство отношений в сфере социального обеспечения строятся на принципах страхования.

В свою очередь страхование предполагает уплату страховых взносов. Страховые взносы по социальному страхованию уплачиваются за работников.

Поэтому предмет трудового права и права социального обеспечения соприкасается, и отношения по социальному обеспечению зачастую вытекают из трудовых.

Право социального обеспечения предусматривает оказание социальной помощи, выплату денежных сумм гражданам в виде пенсий, пособий из централизованных фондов (Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ), социальное обслуживание граждан, в то время как трудовое право регулирует оплату труда работников из фондов конкретных организаций. Различия существуют в методах правового регулирования. Для метода права социального обеспечения не характерен договорный порядок возникновения правоотношений.

Виды социального обеспечения и размеры пенсий, пособий не могут изменяться и конкретизироваться соглашением сторон, т.к. социальное обеспечение осуществляется на основании императивных норм права.

Исаев А.К. Трудовое право Российской Федерации — М.: «ОМЕГА-Л», с. 21, 2005г. Способы, определяющие метод права социального обеспечения, связаны с деятельностью органов, полномочных производить социальные выплаты либо компенсировать такие выплаты. Указания этих органов являются обязательными для исполнения.

Указания этих органов являются обязательными для исполнения. Что свидетельствует об императивных началах метода права социального обеспечения.

Миронов В.И. Трудовое право России — М.: «Юристъ», с. 23, 2004г. Способы, входящие в метод трудового права, в основе своей связаны с деятельностью работодателей, принимающих обязательные для работников приказы (распоряжения).

С точки зрения требований законодательства деятельность работодателей имеет в своем содержании гораздо больше нарушений, чем деятельность органов, уполномоченных производить социальные выплаты. Нарушения, допущенные этими органами, легко устранимы, так как лицо, требующее исполнения ими законодательства, не зависит от них.

Тогда как работник зависим от работодателя и поэтому не всегда способен потребовать от него восстановления нарушенных прав.

Органы социальной защиты лишены возможности улучшать положение людей в договорном порядке.

Работодатель вправе улучшить положение работника по сравнению с законодательством в договорах о труде. Таким образом, в методе трудового права сочетаются императивно-договорные начала, а метод права социального обеспечения построен на императивных началах.

Соотношение трудового права с другими смежными отраслями (гражданским, административным, предпринимательским и правом социального обеспечения)

Вы здесь Опубликовано 2005-03-15 18:40 пользователем HRTrud Одну отрасль права принято отличать от другой по предмету и методу правового регулирования.

Правильное разграничение отраслей права имеет не только теоретическое, но и практическое значение, оно позволяет определить нормы отрасли права, направленные на регулирование возникших отношений. Трудовое право и гражданское право являются смежными отраслями. На основании норм трудового права человек может реализовать свои способности к труду путем заключения трудового договора.

На основании норм трудового права человек может реализовать свои способности к труду путем заключения трудового договора. Способности к труду могут быть использованы и на основании гражданско-правовых договоров о труде, в частности: договоров подряда, поручения, возмездного оказания услуг, агентирования, доверительного управления имуществом, авторского и других.

В настоящее время принципиальное значение имеет разграничение между трудовым и гражданским правом с точки зрения решения вопроса об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии со ст. 5 Федерального закона

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

от 2 июля 1998 года лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию данного вида, в силу чего работодатель обязан уплачивать за них страховые взносы.

При заключении гражданско-правового договора о труде обязанность по уплате этих взносов возникает лишь в том случае, если условие об этом включено в договор.

Естественно, работодателям выгодно иметь работников, выполняющих трудовую функцию, которая завуалирована гражданско-правовым договором о труде, позволяющим не платить страховые взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Хотя и в подобных ситуациях возможно провести грань между трудовым и гражданским правом. Прежде всего предметом трудового права являются отношения, возникающие при выполнении трудовой функции по определенной специальности, квалификации или должности.

В рамках выполнения трудовой функции работнику могут быть даны конкретные задания.

Выполнение подобных конкретных заданий в течение одного рабочего дня свидетельствует о возникновении трудовых отношений. После чего трудовые отношения могут быть прекращены лишь по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством. Как правило, трудовые отношения не ограничиваются выполнением определенного задания, они носят длящийся характер.

Предметом гражданского права являются имущественные отношения, которые возникают в связи с конечным результатом труда. При достижении определенного в гражданско-правовом договоре о труде результата прекращаются и отношения, входящие в предмет гражданского права. Возникающие на основании гражданско-правового договора отношения не приводят к подчинению одной стороны другой.

Тогда как заключение трудового договора означает возникновение отношений власти работодателя над работником в процессе трудовой деятельности.

Перечисленные критерии, которые при возникновении споров выступают в качестве юридически значимых обстоятельств, и позволяют отличать предмет трудового права от предмета гражданского права. Рассматриваемые отрасли права различны и по методу правового регулирования.

Способы, входящие в метод гражданского права, основаны на равноправии и отсутствии подчинения сторон гражданско-правовых договоров о труде, они исключают возможность контроля за процессом выполнения договорных обязательств.

Способы, определяющие особенности метода трудового права, наоборот, построены на отсутствии равноправия и подчинении работников работодателям.

При этом представители работодателей контролируют процесс выполнения работниками своих обязательств. В связи с изложенным можно сделать вывод, что и способы правового регулирования позволяют провести грань между трудовым и гражданским правом. Поэтому при тщательном исследовании возникших отношений, способов их регулирования выполнение трудовой функции под прикрытием гражданско-правового договора становится очевидным, что может не позволить работодателям уйти от ответственности за неисполнение обязанности по страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Предметом административного права являются отношения по прохождению службы сотрудниками МВД, ФСБ, уголовно-исполнительной системы и другими.

Данные отношения также связаны с трудовой деятельностью лиц, состоящих на службе. Однако этот вид трудовой деятельности имеет свои особенности. Прежде всего следует заметить, что служебные обязанности зачастую не ограничиваются рамками выполнения конкретной трудовой функции, их диапазон гораздо шире.

В связи с чем у проходящих службу гораздо меньше прав, чем у работников, и намного больше обязанностей. Хотя и на трудовую деятельность указанных лиц нормы трудового права могут быть распространены, как минимум, по аналогии. В частности, при прохождении службы применяются нормы об учете рабочего времени, предоставлении времени отдыха и другие.

Прохождение службы, в том числе военной, должно строиться на общих принципах привлечения к труду, провозглашенных в ст.

37 Конституции РФ, и международно-правовых нормах. Например, с соблюдением права свободно распоряжаться своими способностями к труду. В перспективе и на лиц, проходящих службу, должно распространяться трудовое законодательство с отдельными ограничениями, что соответствует ч.

2 ст. 19 Конституции РФ. В предмет административного права входят и отношения, возникающие в связи с реализацией властных полномочий компетентными государственными органами по применению административных санкций.

Зачастую и работодатели присваивают себе функции по привлечению работников к ответственности в виде штрафа.

Такие действия представителей работодателя вытекают из трудовых отношений, поэтому их обжалование происходит по правилам, установленным для рассмотрения заявлений по трудовым спорам. Способы, входящие в метод административного права, также позволяют отграничить эту отрасль от трудового права. Способы, входящие в метод административного права, носят императивный характер, поскольку обязанности по прохождению службы определяются, как правило, не в договорном порядке, а путем предписаний полномочных органов и должностных лиц.

Работник подчиняется законным распоряжениям работодателя в течение рабочего времени.

Временем отдыха он распоряжается по собственному усмотрению. Способы проявления властных полномочий при прохождении службы гораздо шире. В частности, проходящий службу по приказу полномочного лица может быть привлечен к исполнению служебных обязанностей и за рамками нормальной продолжительности рабочего времени, то есть в период, когда он должен отдыхать.

Таким образом, административная власть распространяется на лиц, проходящих службу, и за рамками служебной деятельности. Однако и ее проявления не должны вступать в противоречие с законодательством.

Предметом предпринимательского права являются отношения, возникающие при осуществлении деятельности, направленной на извлечение прибыли. Данный вид деятельности также является трудом. Но предметом и этого вида деятельности выступает ее результат, то есть получение прибыли.

Тогда как отношения, составляющие предмет трудового права, непосредственно связаны с процессом трудовой деятельности. Причем получаемая работниками заработная плата отнюдь не всегда находится в зависимости от полученной работодателем прибыли.

Способы, определяющие метод предпринимательского права, построены на независимости и равноправии участников предпринимательских сделок.

Способы, составляющие особенности метода трудового права, основаны на власти работодателя над работником и отсутствии равноправия между ними. Предметом права социального обеспечения являются отношения по социальному обеспечению и обслуживанию нуждающихся в социальной поддержке лиц. Нуждаемость в такой поддержке должна быть признана государством.

В настоящее время большинство отношений в сфере социального обеспечения строятся на принципах страхования. В свою очередь, страхование предполагает уплату страховых взносов. Страховые взносы по социальному страхованию уплачиваются за работников.

Поэтому предмет трудового права и права социального обеспечения соприкасается, и отношения по социальному обеспечению зачастую вытекают из трудовых. Способы, определяющие метод права социального обеспечения, связаны с деятельностью органов, полномочных производить социальные выплаты либо компенсировать такие выплаты. Указания этих органов являются обязательными для исполнения.

Что свидетельствует об императивных началах метода права социального обеспечения. Способы, входящие в метод трудового права, в основе своей связаны с деятельностью работодателей, принимающих обязательные для работников приказы (распоряжения). С точки зрения требований законодательства деятельность работодателей имеет в своем содержании гораздо больше нарушений, чем деятельность уполномоченных производить социальные выплаты органов.

Нарушения, допущенные этими органами, легко устранимы, так как лицо, требующее исполнения ими законодательства, не зависит от них. Тогда как работник зависим от работодателя и поэтому не всегда способен потребовать от него восстановления нарушенных прав. Органы социальной защиты лишены возможности улучшать положение людей в договорном порядке.

Работодатель вправе улучшить положение работника по сравнению с законодательством в договорах о труде.

Таким образом, в методе трудового права сочетаются императивно-договорные начала. Метод права социального обеспечения построен на императивных началах. Таковы основные отличия трудового права от смежных отраслей права.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В.

И. Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Трудовое право и право социального обеспечения

Право социального обеспечения представляет собой самостоятельную отрасль, находящуюся в тесной связи с трудовом правом. Недаром функции государственного управления в сфере труда непосредственно объединены с функциями социальной защиты населения и возложены на единый федеральный орган исполнительной власти в лице Минтруда России. Отношения социального обеспечения представляют собой публичное (государственное) перераспределение части национальных благ (валового внутреннего продукта) лицам, согласно закону нуждающимся в дополнительной социальной защите (поддержке) по причине нахождения их в тяжелой жизненной ситуации.

Речь идет об утрате трудоспособности вследствие инвалидности или достижения нетрудоспособного возраста (старости), недостаточности средств для существования по причине отсутствия работы (безработицы) или объективной невозможности трудиться (при уходе за ребенком, тяжело больным членом семьи), наличия в семье большого числа нетрудоспособных иждивенцев, заболевания гражданина, его бездомности, вынужденного переселения и пр. Такая защита (поддержка) реализуется путем предоставления населению выплат (пенсий, пособий, иных социальных целевых выплат), медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот, осуществляемого по нормам и в порядке, определенным законодательством, через работодателей, специально создаваемые органы социальной защиты, пенсионного обеспечения медицинские учреждения. Социальное обеспечение строится на принципах гуманности, добровольности, адресности, доступности, приоритетности предоставления нетрудоспособным и находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальности, профилактической направленности.

Право на многие виды социального обеспечения обусловлено именно трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд.

В то же время социальное обеспечение не исключает предоставления многих видов выплат и услуг для каждого человека, как члена общества, независимо от его трудовой деятельности. Источником социального обеспечения в этом случае служат средства государственного бюджета. В настоящее время закреплен определенный минимальный стандарт социального обеспечения.

Основными инструментами социального обеспечения являются три вида страхования (пенсионного, социального и медицинского), за счет которых формируются средства Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, где происходит аккумуляция финансовых средств для последующего целевого использования. Главными источниками формирования средств указанных фондов являются обязательные отчисления работодателей в пользу застрахованных работников.

Система социального обеспечения позволяет:

  1. – поддерживать пенсионеров и молодежь, стимулировать обновление рабочей силы;
  2. – поддерживать лиц, потерявших (временно или постоянно) способность трудиться;
  3. – восстанавливать полноценную жизнедеятельность нетрудоспособного человека, позволяющую ему трудиться, обучаться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать;
  4. – бороться с безработицей, участвовать в территориальном и отраслевом распределении и перераспределении трудовых ресурсов;
  5. – выравнивать личные доходы граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним;
  6. – стимулировать рождаемость, воспроизводство рабочей силы.
  7. – обеспечивать реализацию социальной политики государства по созданию минимально гарантированного уровня жизни и предупреждения обнищания при наступлении указанных в законах социальных рисков;
  8. – увеличивать продолжительность жизни населения и сохранение трудоспособности работающих категорий граждан;

Дифференциация условий и норм социального обеспечения зависит от ряда обстоятельств: специфики трудовой деятельности человека, местности его проживания и работы, субъективных особенностей человека и его семьи (пола, возраста, состояния здоровья, причин нетрудоспособности, наличие детей и их число и т.

п.), материального положения адресатов социального обеспечения.

Право социальной защиты и трудовое право

В советской научной литературе исследовался вопрос об отграничении трудового права от права социального обеспечения.

Эти вопросы рассматривались в работах российских — BC Андреева * 266, Р.З.

Лившица * 267, М.Л. Захарова и Е.Г. Тучковой * 268 и украинских ученых — Б.И.

Сташкива * 269, В.М. Андрииву * 270, С.М.

Прилипко * 271, Л.И. Лазор * 272 и др.

Выявлению основных тенденций и направленности правового регулирования труда посвящена монография А.С. Пашкова и В.Г. Ротаня «Социальная политика и трудовое право» * 273. * 266: {Андреев BC Право социального обеспечения в СССР: Учеб.

для вузов. — М., 1987. — С. 37-39.} * 267: {Лившиц Р.З. Соотношение трудового права и права социального обеспечения // Вопр.

соц. обеспечения. — Вып. 9. — М., 1976.} * 268: {Захаров М.Л., Тучкова ЭХ. Право социального обеспечения России: Учебник. — М .: БЕК, 2001. — С. 92-95.} * 269: {Сташкив В.

Место права социального обеспечения в системе права Украины // Право Украины.

— 2001. ны. — С. 80-83} * 270 {Андреев В.

Соотношение трудового права и права социального обеспечения // Сиверянский летопись: Всеукр. наук. журн. — 2000. — №4. — С 253-254.} * 271: {Прилипко С. Разграничение права социального обеспечения и трудового права // Право Украины.

— 1999. — М & 10. — С 58-61.} * 272: {Лазор Л.

Сфера действия права социального обеспечения: проблемы развития отрасли // Актуальные проблемы права: теория и практика: 36.

наук. пр. — Луганск, 2002. -J4 4.-C. 3-11.} * 273: {Пашков А.С., Ротанъ В.Г. Социальная политика и трудовое право.

— М .: Юрид. лит., 1986. — 240 с.} Право социальной защиты тесно связано с трудовым правом. Фактически право социальной защиты «выросло» из советского права социального обеспечения, которое, в свою очередь, в свое время отделилось от трудового права.

Сейчас, когда создан значительный по объему социально-защитное законодательство, значительно легче отделить это законодательство от трудового. Трудовое право и право социального защиты имеют собственные предметы правового регулирования. Если для трудового права таким предметом являются отношения в сфере применения наемного труда, предметом права социальной защиты являются отношения по поводу защиты населения от социальных рисков.

Эти отношения распространяются не только на пенсионеров и других субъектов социальной защиты, но и на работающее население.

В частности социальную защиту осуществляет «вторжение» в сферу применения труда: 1) в тех случаях, когда работник, как главный субъект трудовых правоотношений испытывает социального риска. Это традиционные социальные риски — временная утрата трудоспособности, беременность и роды, несчастный случай на производстве, который вызвал увечье или временную потерю трудоспособности, старость, достижения пенсионного возраста, смерть работника; 2) когда особый социально-правовой статус лица придает ему как работнику и особый социально-трудовой статус.

Трудовым законодательством закреплено общее положение о том, что все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Это дает основания отдельным ученым рассматривать институт социального страхования как институт трудового права или как совместный институт трудового права и права социального обеспечения. Последнее было высказано Р.З.

Лившицем * 274. В.И. Прокопенко включал отношения по поводу

«материального обеспечения рабочих и служащих в случае временной или постоянной нетрудоспособности»

к предмету трудового права * 275.

Считаем, что оснований для такого вывода нет. Действительно, положение по социальному страхованию работников в трудовых правоотношениях всегда было закреплено в трудовом законодательстве. Но механизм реализации этого права в соответствии с современным законодательством существенно отличается от того, который был установлен советским законодательством.

Советское социальное страхование имело другой смысл, другие финансовые источники и другой механизм предоставления помощи. * 274: {Лившиц Р.З. Соотношение трудового права и права социального обеспечения // Вопр.

соц. обеспечения. — Вып. 9. — М., 1976. — С. 27.} * 275: {Прокопенко BJ. Трудовое право: Курс лекций. — М .: Вентури, 1996.

— С. 16.} Законом Украины от 16 января 2003 № 429-IV (429-15) была изложена в новой редакции главу XVII Кодекса законов о труде Украины

«Общеобязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение»

. Статьей 253 КЗоТ установлено, что все лица, работающие по трудовому договору (контракту) на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования или у физического лица, подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию.

Все другие нормы этой главы является отсылочными. Они фактически отсылают с законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании, которое является частью социально-защитного законодательства. В частности ст. 254 устанавливает, что основными источниками средств общеобязательного государственного социального страхования являются взносы владельцев предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ими органов или физического лица, работников.

Бюджетные и другие источники средств, необходимые для осуществления общеобязательного государственного социального страхования, предусматриваются соответствующими законами по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования.

Виды материального обеспечения и социальных услуг по общеобязательному государственному социальному страхованию работникам, а в некоторых случаях и членам их семей, условия их предоставления и размеры определяются законами Украины по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования, другими нормативно-правовыми актами, содержащими нормы по общеобязательному государственному социальному страхованию. Работники и члены их семей имеют право на государственное пенсионное обеспечение по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также за выслугу лет в соответствии с законом (ст. 256). Итак, применены такой механизм, что отношения по поводу общеобязательного государственного социального страхования для работника «зарождаются» в трудовых правоотношениях, но регулируются не трудовым, а специальным законодательством о социальном страховании.

Это — внешние отношения относительно трудовых.

Кроме того, профсоюзы законодательно и фактически отстранены от процедуры назначения социальных пособий работникам, это осуществляет соответствующий Фонд социального страхования. Таким образом, на сегодняшний день правовое регулирование обязательного государственного социального страхования осуществляется средствами не трудового права, а права социальной защиты. Следует заметить, что отношения по поводу социальной защиты о трудовых отношений могут существовать в несколько способов.

Во-первых, отношения по поводу обязательного государственного социального страхования обязательно существуют параллельно с трудовыми отношениями, так сказать, сопровождают их.

Например, в случае предоставления пособий по временной нетрудоспособности как из общего заболевания, так и в связи с несчастным случаем на производстве, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и т.

Отношения по поводу назначения социальных выплат как государственной социальной помощи имеют альтернативный характер, они могут возникать при определенных условиях. Например, в том случае, когда семья работника признана малообеспеченной, ее члены, в том числе сам работник, будут иметь право на социальную помощь в связи с малообеспеченностью. Кроме того, семья работника может иметь право на назначение жилищных субсидий и др.

Во-вторых, отношения по поводу социальной защиты могут предшествовать возникновению трудовых правоотношений.

Это касается случаев трудоустройства лица с помощью государственной службы занятости. В целом отношения в сфере занятости и трудоустройства являются комплексными по юридической природе и входят в предмет нескольких отраслей права и лишь небольшой своей частью — к предмету трудового права. Государственная служба занятости является представителем государства, на нее возложена обязанность предоставления бесплатных социальных услуг населению по трудоустройству.

Для осуществления этих функций она наделена властными полномочиями по отношению к предприятию. Предприятие обязано: выделять определенное количество рабочих мест в счет брони, трудоустраивать на эти места работников по направлению службы занятости; оборудовать специальные рабочие места для инвалидов и обеспечить их реальное введение в действие путем трудоустройства инвалида. Предприятие также обязано предоставлять службе занятости всю информацию о наличии вакантных мест, высвобождение работников, простои предприятия, использование работников с неполным рабочим временем.

За несоблюдение таких обязанностей на предприятие накладываются штрафные санкции. Отношения между предприятиями и государственной службой занятости по бронированию рабочих мест для трудоустройства лиц по направлению службы занятости, специального оборудования рабочих мест для инвалидов и их трудоустройства, предоставления информации службе занятости о движении и использования рабочей силы, выплаты штрафа за нарушение законодательства о занятости является административно правовыми и регулируются нормами административного права. Отношения между предприятиями и Фондом общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, а также отношения между службой занятости и гражданами по предоставлению услуг по трудоустройству, профориентации, подыскивание соответствующей работы, профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации, предоставление статуса безработного с выплатой пособия по безработице, а также материальной помощи в период профподготовки за счет средств Фонда входят в предмет права социальной защиты.

Напомним, что социальная защита составляет сферу, в которой реализуются государственные меры по защите населения от социальных рисков.

Одним из таких рисков является безработицы по независящим от лица причинам. Для осуществления социальной защиты в этой сфере создан специальный страховой фонд — Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Средства фонда формируются за счет страховых взносов работодателей и работников, а также некоторых других источников.

Признаками социально-защитных отношений является участие в них государства в лице специально уполномоченных органов — органов социальной защиты, государственной службы занятости или социальных фондов; использование метода социального представления услуг; применение принципа социальной солидарности при распределении социальных средств.

Все названные признаки имеют место при осуществлении службой занятости услуг гражданам по их трудоустройству. Другая группа отношений в сфере занятости и трудоустройства складывается между работником и предприятием по заключению трудового договора на основе направления службы занятости.

Сюда также входят отношения по использованию работников на сезонных, общественных работах по направлению службы занятости.

В таких случаях заключается трудовой договор, и на работника распространяется трудовое законодательство. Эти отношения составляют предмет трудового права. В-третьих, право социальной защиты связано с трудовым правом и тем, что получив в установленном порядке определенный социальный статус, например инвалида и т.д., это лицо, став работником (заключив трудовой договор), привносит свой социальный статус и на предприятие.

То есть происходит некое «наложения» статусов и это придает такому работнику особое правовое положение в трудовых правоотношениях. Таким образом социальная защита должна связь с трудовым правом благодаря реализации в трудовых отношениях многочисленных льгот и гарантий, установленных работникам за их социальным статусом.

Речь идет о работниках-несовершеннолетних, работников-женщин, работников — лиц с пониженной трудоспособностью и работников-инвалидов, работников — пожилых людей, работников — ветеранов труда, работников — лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, и тому подобное. Льготы и гарантии для таких категорий лиц предусмотрены как нормативно-правовыми актами по социальной защите, так и трудовым законодательством.

Причем далеко не всегда эти положения согласованы. В отношении отдельных категорий лиц принято специальные законы, которые в названии содержат слова «социальная защита», а содержание актов состоит из установления социального статуса личности и перечень льгот, гарантий и преимуществ, на которые такое лицо имеет право. Реализация значительной части таких льгот происходит в трудовых правоотношениях.

В таких случаях социальный статус предоставляется лицу государством, а обеспечение льгот возлагается на работодателя.

Эти отношения «начинаются» (возникают) в сфере социальной защиты (право социальной защиты) и переходят в сферу применения труда (трудовое право). В-четвертых, могут быть случаи, когда трудовые отношения предшествуют возникновению социально-защитных.

Например, получив на производстве увечье, работник получает статус инвалида; проработав определенное количество лет и с достижением определенного возраста, работник приобретает статус пенсионера.

Причем в национальном законодательстве, в отличие от зарубежной практики и требований международных стандартов, пенсия выплачивается лицу независимо от других доходов, в том числе заработной платы.

То есть подавляющее число пенсионеров продолжают работать и одновременно выступают субъектами трудовых и социально-защитных правоотношений. В целом же право социальной защиты и трудовое право — это отдельные самостоятельные отрасли национального права. Между ними существуют связь и взаимодействие.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+