Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Трудовое право - Трудовой арбитраж тк рф

Трудовой арбитраж тк рф

Статья 404. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже


Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора.

Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора. Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме. В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу.

При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

1. Трудовой арбитраж создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

2. Создание трудового арбитража является обязательным, если в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка (см.

комментарий к ст. 413 ТК РФ).

3. Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров (см. комментарий к ст. 407 ТК РФ) в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником.

4. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания с принятием решения по существу спора, которое передается сторонам этого спора в письменной форме.

5. См. также Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (утв. Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г.

N 59 // Бюлл. Минтруда РФ. 2002. N 8). 1. Трудовой арбитраж — один из трех возможных звеньев в разрешении коллективных трудовых споров. Это — временно действующий орган, создаваемый в установленном порядке для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора в случае, если стороны использовали другие процедуры (примирительная комиссия и (или) посредник) и не достигли соглашения.

Трудовой арбитраж, как и все остальные формы примирительных процедур, носит, как правило, добровольный характер, поскольку создается при наличии двух условий: а) согласия сторон на рассмотрение спора в трудовом арбитраже; б) наличия соглашения сторон в письменной форме об обязательном выполнении решений арбитража.

Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок (ст. 406 ТК РФ). Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, рассмотрения спора в нем, а также от выполнения его решений, то закон предоставил право работникам в этих случаях приступить к проведению забастовки. Здесь речь идет лишь о том случае, когда работодатель дал согласие на создание трудового арбитража (когда его согласие на это требуется) и, следовательно, заранее согласился на выполнение его решений, а затем отказался от их выполнения.

2. Трудовой арбитраж создается сторонами спора. В создании и функционировании трудового арбитража активную роль играет соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, который на этапе разрешения коллективного трудового спора на равных со сторонами спора участвует как в создании трудового арбитража, так и в определении его состава, выработке регламента разрешения спора, определении полномочий.

Трудовой арбитраж состоит, как правило, из трех трудовых арбитров, рекомендованных соответствующим государственным органом по разрешению коллективных трудовых споров или предложенных сторонами спора. В качестве трудовых арбитров могут быть избраны любые независимые специалисты по выбору сторон спора.

В качестве трудовых арбитров могут быть избраны любые независимые специалисты по выбору сторон спора. Если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Трудовой арбитр должен знать действующее трудовое законодательство, в частности законодательство о коллективных договорах и соглашениях и порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Он должен владеть методами ведения договорного процесса, уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций, стремиться к завершению коллективного трудового спора на этапе рассмотрения в трудовом арбитраже. Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну при осуществлении примирительных процедур.

В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора.

Создание трудового арбитража, его персональный состав, регламент и полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и соответствующего государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. Трудовой арбитраж должен детально исследовать все материалы дела, проверить полномочность сторон, существо возникших разногласий, установить по возможности все обстоятельства, имеющие значение для урегулирования спора.

Утвержденные Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (Бюллетень Минтруда РФ. 2002. N 8. С. 45 — 51) могут оказать практическую помощь сторонам спора на этой стадии. 3. На создание трудового арбитража и рассмотрение в нем спора сторонам отводится максимум восемь рабочих дней — три дня со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником для создания арбитража и пять дней для рассмотрения спора.
3. На создание трудового арбитража и рассмотрение в нем спора сторонам отводится максимум восемь рабочих дней — три дня со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником для создания арбитража и пять дней для рассмотрения спора.

4. Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием представителей его сторон и может заседать не один раз.

Он рассматривает обращение сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, в случае необходимости информирует соответствующие государственные органы по разрешению коллективных трудовых споров и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях спора. По окончании рассмотрения спора трудовой арбитраж принимает решение по существу спора большинством голосов арбитров. Решение оформляется протоколом, в котором указываются присутствующие на заседании арбитры, представители сторон спора, перечень мер, которые желательно осуществить для разрешения разногласий.

Решение передается сторонам коллективного трудового спора и имеет для них обязательную силу в соответствии с заключенным соглашением об их выполнении.

Контроль за исполнением решения осуществляют стороны коллективного трудового спора (ст. 408 ТК РФ). Навигация по записям

Комментарии к СТ 404 ТК РФ

.

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже 1. Коллективный трудовой спор может быть рассмотрен временным трудовым арбитражем либо постоянно действующим трудовым арбитражем.

Временный трудовой арбитраж создается для разрешения конкретного коллективного трудового спора и при непосредственном участии его сторон: совместно с Рострудом они выбирают арбитров и определяют состав и регламент арбитража.

Действующим правовым регулированием предусматривается возможность создания постоянно действующих трудовых арбитражей. Они создаются по решению трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (см.

коммент. к ст. 35). Соответственно, порядок определения состава арбитров, которые будут рассматривать конкретный спор, регламент арбитража определяются положением или уставом, утверждаемым соответствующей комиссией. Типовой устав постоянно действующего трудового арбитража, который может утверждаться Минтрудом, не принят. Постоянно действующий трудовой арбитраж функционирует при соответствующей трехсторонней комиссии — Российской, региональной, территориальной.

В Москве действует учреждение

«Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров»

(Постановление Правительства Москвы от 11.09.2001 N 840-ПП «О создании учреждения «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров»).

Его учредителями выступили Московская федерация профсоюзов, Московская конфедерация промышленников и предпринимателей, Комитет общественных и межрегиональных связей правительства Москвы и специализированная коллегия адвокатов «Инюрколлегия». Его основная задача — содействие разрешению коллективных трудовых споров путем оказания работникам и работодателям помощи при создании временных трудовых арбитражей для рассмотрения конкретных коллективных трудовых споров и обеспечение их деятельности, в частности предоставление им помещения для заседаний, нормативной базы. С определенной долей условности его можно рассматривать как постоянно действующий трудовой арбитраж.

В других регионах (при других трехсторонних комиссиях) постоянно действующие арбитражи пока не действуют.

Возможность и целесообразность их создания обсуждаются. 2. Временный и постоянно действующий арбитражи обладают одинаковыми полномочиями по разрешению коллективного трудового спора.

Выбор арбитража — прерогатива сторон спора, которые совместно решают ряд вопросов, связанных с его рассмотрением в трудовом арбитраже: будет ли спор разрешаться в арбитраже, в каком арбитраже — временном или постоянно действующем, каков будет состав арбитража. Следует отметить, что спор, возникший на локальном уровне, равно как и другие споры, может быть рассмотрен постоянно действующим трудовым арбитражем, поскольку никаких ограничений при выборе арбитража законодатель не установил. 3. Действующая редакция ч. 2 комментируемой статьи, в отличие от ранее действовавших положений, содержит более жесткие предписания относительно использования данного вида примирительных процедур.

Фактически устанавливается обязанность сторон коллективного трудового спора провести переговоры о рассмотрении спора в трудовом арбитраже и определяются сроки проведения таких переговоров.

4. Решение арбитража выполняется исключительно в добровольном порядке — стороны заключают специальное соглашение об этом. Механизма принуждения к исполнению решения не существует. 5. Роль государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров заключается в регистрации коллективного трудового спора и оказании сторонам содействия по его разрешению.
5. Роль государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров заключается в регистрации коллективного трудового спора и оказании сторонам содействия по его разрешению.

Он формирует список трудовых арбитров (см. коммент. к ст. 407) и может рекомендовать конкретные кандидатуры для включения в состав временного трудового арбитража, если стороны решили его создать и участвует в определении его регламента и полномочий. 6. Временный трудовой арбитраж создается в срок не позднее двух рабочих дней со дня заключения соглашения о рассмотрении спора в арбитраже, если спор возник на локальном уровне.

Для споров на других уровнях установлен четырехдневный срок.

В такие же сроки спор передается на рассмотрение постоянно действующего арбитража.

7. К рассмотрению спора в трудовом арбитраже можно перейти в следующих случаях: — при отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника; — при недостижении соглашения по поводу кандидатуры посредника; — при недостижении согласованного решения на стадии посредничества. 8. Состав временного трудового арбитража для рассмотрения конкретного спора формируется по соглашению сторон, поскольку примирительный орган должен быть авторитетным и пользоваться доверием участников спора.

Только в этом случае его деятельность может оказаться эффективной. В качестве трудовых арбитров могут быть избраны любые независимые специалисты по выбору сторон. 9. При создании временного трудового арбитража стороны могут воспользоваться и рекомендациями органа по урегулированию коллективных трудовых споров, которым составляются ежегодно пересматриваемые списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров.

Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров, и содержат следующие сведения: фамилию, имя, отчество, возраст, образование, место работы, специальность и занимаемая должность, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров. 10. Организация подготовки арбитров, проверка их квалификации, выдача документов, удостоверяющих их статус, и официальное утверждение списка относятся к компетенции соответствующих государственных органов (см.

коммент. к ст. 407). В качестве трудовых арбитров могут выступать и работники указанных органов (см. коммент. к ст. 407). Статус трудового арбитра связан с рассмотрением конкретного коллективного трудового спора, т.е. определенные лица избираются сторонами в качестве трудовых арбитров и пребывают ими в течение срока деятельности трудового арбитража.

Затем они возвращаются к выполнению своей основной работы и трудовыми арбитрами уже не считаются.

На время разрешения коллективного трудового спора они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка (ст.

405 ТК РФ). 11. Поскольку временный трудовой арбитраж создается как независимый третейский орган, в его состав не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в данном споре. 12. Факт создания временного трудового арбитража, а также его состав с указанием председателя подтверждаются в письменной форме.

Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утв. Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 59, советуют оформить эти действия протоколом совместного заседания представителей сторон и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров, примерная форма которого предусмотрена приложением N 1 к Рекомендациям N 59.

Протокол подписывают представители сторон и соответствующего государственного органа. Дата его подписания считается днем создания трудового арбитража. В протоколе рекомендуется отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав эти условия с трудовыми арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и государственным органом (п.

В протоколе рекомендуется отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав эти условия с трудовыми арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и государственным органом (п. 10 Рекомендаций N 59). Одновременно с созданием временного трудового арбитража стороны и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров определяют регламент работы и уточняют его полномочия, указанные в ч. 6 комментируемой статьи. Эти сведения также отражаются в письменном решении.

13. Дата подписания решения считается днем создания временного трудового арбитража.

С этого дня исчисляется трехдневный (для рассмотрения спора на локальном уровне) и пятидневный (в рабочих днях) срок, установленный для рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Этот срок в случае необходимости может быть продлен по согласованию сторон (см.

коммент. к ст. 401). 14. Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделен соответствующими полномочиями.

Он может: запрашивать и получать документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора; заслушивать объяснения и обращения сторон; принимать решение по существу спора, в случае необходимости информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

В решении о создании временного трудового арбитража стороны и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров могут указать конкретные полномочия, которыми наделяются трудовые арбитры для разрешения данного спора. Например, право опросить работников организации привлечь эксперта или консультанта. Рекомендации N 59 предлагают закрепить следующие права трудовых арбитров: запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора; заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора; приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах данного коллективного трудового спора; требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива; предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора (п.

15 Рекомендаций N 59). 15. Трудовой арбитр должен: — знать действующее трудовое законодательство, в частности правовые нормы о коллективных договорах и соглашениях и порядке разрешения коллективных трудовых споров; — владеть методами ведения договорного процесса. Желательно его знакомство с основными принципами работы профсоюзных организаций, действующей системой работы с жалобами работников, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации, являющейся стороной в коллективном трудовом споре; — уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций, стремиться к завершению коллективного трудового спора на этапе рассмотрения в трудовом арбитраже. Он должен быть готов дать сторонам предложения и альтернативы по процедуре и существу договорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров, не оказывая давления на представителей сторон (приложение N 3 к Рекомендациям N 59).

16. Важно подчеркнуть необходимость добросовестного отношения каждого трудового арбитра к возложенным на него обязанностям.

Трудовой арбитраж должен детально исследовать все материалы дела, проверить полномочность представителей сторон, существо возникших разногласий, установить по возможности все обстоятельства, имеющие значение для урегулирования конфликта. 17. Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну при осуществлении примирительных процедур.

Конфиденциальная информация, доверенная трудовым арбитрам в процессе рассмотрения трудового спора, не должна распространяться и использоваться ими прямо или косвенно для личной или иной выгоды. Позиции представителей каждой стороны, ее планы и предложения, высказанные трудовым арбитрам конфиденциально, не должны передаваться другой стороне без предварительного на то согласия лиц, предоставивших соответствующую информацию. Трудовой арбитр не должен принимать вознаграждение или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора (приложение N 3 к Рекомендациям N 59).

18. Для обеспечения нормальной деятельности временного трудового арбитража необходимо решение ряда вопросов, прежде всего о предоставлении помещения, обеспечении средствами оргтехники и обслуживающим персоналом (секретарь и т.п.), оплате, в случае необходимости, консультации специалиста и других подобных мероприятий. Кодекс не регламентирует организационного и финансового обеспечения деятельности трудовых арбитражей.

Такого рода проблемы должны оговариваться при создании временного трудового арбитража и решаться в определенной мере за счет сторон спора. Вместе с тем с учетом международно-правовых норм (в соответствии с подп. 1 п. 3 Рекомендации МОТ N 92 примирительная процедура должна быть бесплатной) было бы целесообразно в перспективе возложить организационно-техническое обеспечение работы трудового арбитража на государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, тем более что они призваны оказывать содействие в разрешении коллективных трудовых споров.

1 п. 3 Рекомендации МОТ N 92 примирительная процедура должна быть бесплатной) было бы целесообразно в перспективе возложить организационно-техническое обеспечение работы трудового арбитража на государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, тем более что они призваны оказывать содействие в разрешении коллективных трудовых споров. Что касается постоянно действующих трудовых арбитражей, то их финансирование осуществляется по решению соответствующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

19. Процедура рассмотрения спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется для временного арбитража сторонами и государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров при создании названного органа, а для постоянно действующего — специальным положением или уставом. Регламентом могут быть установлены продолжительность ежедневных заседаний, правила замены одного из арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств, очередность объяснений сторон по существу спора, возможность отвода арбитров и т.п. (п. 12 Рекомендаций N 59). Кодексом установлено лишь два требования относительно порядка работы трудового арбитража.

Во-первых, он должен рассматривать коллективный трудовой спор с участием представителей сторон (ч.

4 комментируемой статьи); следовательно, проведение заседаний в отсутствие одной или обеих сторон недопустимо. Из этого правила может быть только одно исключение: когда представитель работников или представитель работодателя (работодателей) в письменной форме обратился с просьбой разрешить спор без него, другая сторона согласилась, а арбитраж счел это возможным. На практике такие ситуации исключительно редки.

Второе требование касается предмета спора. Поскольку трудовой арбитраж представляет собой примирительный орган и является, как правило, вторым или третьим органом, пытающимся примирить стороны, на его рассмотрение выносится только протокол разногласий, составленный примирительной комиссией или посредником совместно с участниками спора.

Иными словами, предмет спора — круг вопросов, по которым стороны не смогли достигнуть согласия, в процессе разрешения спора может только сужаться за счет достижения определенных компромиссов. Недопустимо выносить на обсуждение в трудовом арбитраже требования, не рассматривавшиеся примирительной комиссией или посредником.

20. Процедура рассмотрения спора трудовым арбитражем состоит из четырех этапов: 1) изучение документов и материалов, представленных сторонами; 2) заслушивание представителей сторон; 3) заслушивание свидетелей и экспертов, если в этом есть необходимость; 4) разработка рекомендаций по существу коллективного трудового спора (п. 13 Рекомендаций N 59). 21. Результатом рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является принятие решения по его урегулированию.

Оно составляется в письменной форме, подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонам коллективного трудового спора.

Решение принимается с учетом всех обстоятельств дела в строгом соответствии с действующими законами и иными нормативными правовыми актами в сфере труда. Решение обязательно для сторон в силу заключенного соглашения о его выполнении.

Соглашение должно быть заключено и оформлено в письменной форме до создания трудового арбитража либо одновременно с его созданием. 22. Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора должно оформляться в письменной форме.

23. Часть 8 комментируемой статьи предусматривает порядок рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже в обязательном порядке в тех случаях, когда работники не имеют права прибегнуть к использованию такого средства разрешения коллективного трудового спора, как забастовка. Особые правила установлены и для определения состава арбитров, регламента и полномочий временного трудового арбитража в случае применения ч. 8 комментируемой статьи. В отличие от общего подхода — принятия решения по этим вопросам исключительно по соглашению сторон, при рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже в обязательном порядке такое решение может принять государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров без согласования со сторонами спора.

Это решение принимается, если стороны спора не могут прийти к соглашению.

Статья 404 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

  • »
  • »
  • »

Текст статьи 404 ТК РФ в новой редакции. Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора.

Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора.

Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.

В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж. Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора . Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме .

В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция. Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права. § 1. Трудовой арбитраж — один из трех возможных звеньев в разрешении коллективных трудовых споров.

Это — временно действующий орган, создаваемый в установленном порядке для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора в случае, если стороны использовали другие процедуры (примирительная комиссия и (или) посредник) и не достигли соглашения. Трудовой арбитраж, как и все остальные формы примирительных процедур, носит, как правило, добровольный характер, поскольку создается при наличии двух условий: а) согласия сторон на рассмотрение спора в трудовом арбитраже; б) наличия соглашения сторон в письменной форме об обязательном выполнении решений арбитража.

Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок (ст. 406 ТК). Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, рассмотрения спора в нем, а также от выполнения его решений, то закон предоставил право работникам в этих случаях приступить к проведению забастовки.

Здесь речь идет лишь о том случае, когда работодатель дал согласие на создание трудового арбитража (когда его согласие на это требуется) и, следовательно, заранее согласился на выполнение его решений, а затем отказался от их выполнения. § 2. Трудовой арбитраж создается сторонами спора. В создании и функционировании трудового арбитража активную роль играет соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, который на этапе разрешения коллективного трудового спора на равных со сторонами спора участвует как в создании трудового арбитража, так и в определении его состава, выработке регламента разрешения спора, определении полномочий.

Трудовой арбитраж состоит, как правило, из трех трудовых арбитров, рекомендованных соответствующим государственным органом по разрешению коллективных трудовых споров или предложенных сторонами спора.

В качестве трудовых арбитров могут быть избраны любые независимые специалисты по выбору сторон спора.

Если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Трудовой арбитр должен знать действующее трудовое законодательство, в частности законодательство о коллективных договорах и соглашениях и порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Он должен владеть методами ведения договорного процесса, уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций, стремиться к завершению коллективного трудового спора на этапе рассмотрения в трудовом арбитраже. Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну при осуществлении примирительных процедур. В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора.

Создание трудового арбитража, его персональный состав, регламент и полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и соответствующего государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. Трудовой арбитраж должен детально исследовать все материалы дела, проверить полномочность сторон, существо возникших разногласий, установить по возможности все обстоятельства, имеющие значение для урегулирования спора.

Утвержденные Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г.

Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (Бюллетень Минтруда РФ. 2002. N 8. С. 45 — 51) могут оказать практическую помощь сторонам спора на этой стадии. § 3. На создание трудового арбитража и рассмотрение в нем спора сторонам отводится максимум восемь рабочих дней — три дня со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником для создания арбитража и пять дней для рассмотрения спора.

§ 4. Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием представителей его сторон и может заседать не один раз.

Он рассматривает обращение сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, в случае необходимости информирует соответствующие государственные органы по разрешению коллективных трудовых споров и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях спора.

По окончании рассмотрения спора трудовой арбитраж принимает решение по существу спора большинством голосов арбитров. Решение оформляется протоколом, в котором указываются присутствующие на заседании арбитры, представители сторон спора, перечень мер, которые желательно осуществить для разрешения разногласий.

Решение передается сторонам коллективного трудового спора и имеет для них обязательную силу в соответствии с заключенным соглашением об их выполнении.

Контроль за исполнением решения осуществляют стороны коллективного трудового спора (ст. 408 ТК). Если у вас есть вопросы по ст. 404 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Трудовой арбитраж — один из трех возможных вариантов досудебного развития коллективного трудового спора. Он, как правило, является временно действующим органом, создаваемым для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора в случаях, если стороны использовали услуги посредника, или не достигли с его помощью согласия, или изначально отказались от приглашения посредника.

В то же время решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон (такой орган создан, например, в г. Москве). 2. Как и все остальные формы примирительных процедур, трудовой арбитраж носит, как правило, добровольный характер, так как создается при наличии одновременно двух условий: согласия сторон на рассмотрение спора в трудовом арбитраже и соглашения сторон в письменной форме об обязательном выполнении решений арбитража. Эта добровольность проявляется в том, что он может быть создан только по соглашению сторон.

Исключение предусмотрено для организаций, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок, где создание трудового арбитража обязательно (ст. ст. 407, 413 ТК). 3. Для принятия решения об обращении в трудовой арбитраж сторонам коллективного трудового спора отводится очень короткое время — уже на следующий рабочий день после рассмотрения спора с участием посредника, либо после истечения срока, отведенного для согласования его кандидатуры, либо после оформления отказа одной из сторон от участия в рассмотрении спора посредника они обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Если стороны коллективного трудового спора согласны рассматривать данный спор в трудовом арбитраже, они заключают соответствующее соглашение, в котором должно содержаться условие об обязательном выполнении ими решений трудового арбитража.

После этого в достаточно короткие сроки (от двух до четырех рабочих дней — в зависимости от уровня социального партнерства) стороны обязаны создать совместно с Федеральной службой по труду и занятости временный трудовой арбитраж либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж (если он существует).

4. В создании и функционировании трудового арбитража указанная Служба играет активную роль. Она на равных со сторонами спора участвует как в создании трудового арбитража, так и в определении его состава, выработке регламента, определении полномочий. Таким образом, трудовой арбитраж фактически является неким тройственным органом, который может урегулировать коллективный трудовой спор.

5. Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и Федеральной службы по труду и занятости. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования его состава для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом такого арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральной службой по труду и занятости с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

6. Трудовой арбитраж рассматривает коллективный трудовой спор с участием представителей сторон данного спора в довольно жесткие сроки: до трех рабочих дней (со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж) — на локальном уровне, в срок до пяти рабочих дней — на иных уровнях социального партнерства.

7. Трудовой кодекс в общих чертах определяет полномочия трудового арбитража при рассмотрении коллективного трудового спора.

Поскольку рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже никогда не является его первой стадией, арбитраж не должен рассматривать (и пересматривать) вопросы, по которым стороны пришли к согласию. Кроме того, теперь трудовой арбитраж принимает не рекомендации, а решение. Данное решение арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается его сторонам в письменной форме.

8. На время разрешения коллективного трудового спора арбитры освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка (см. ст. 405 ТК и комментарий к ней). 9. Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну, ставшую им известной при осуществлении примирительных процедур.

Конфиденциальная информация, доверенная им в процессе рассмотрения спора, не должна распространяться и использоваться ими — прямо или косвенно — для личной или иной выгоды.

10. В целях оказания практической помощи территориальным органам по урегулированию коллективных трудовых споров федеральным подразделениям органов исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г.

N 59 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Они могут применяться в той части, в которой не противоречат ТК.

11. Комментируемая статья содержит важное положение, в соответствии с которым создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу в случаях, когда законодательством запрещено проведение забастовки в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 413 ТК). Если же стороны в данном случае не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе, регламенте, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (Федеральная служба по труду и занятости).

12. Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора. Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме. ← → Получите консультации и комментарии юристов по статье 404 ТК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте.

Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+